Субъекты политических действий. Политическая элита . Политическое лидерство.

1. Понятие «политическая элита»

 

Известно, что любое общество представлено управляющими и управляемыми, то есть теми, кто осуществляет в стране политическую власть, и теми, по отношению к кому эта власть осуществляется. Для характеристики управляющих употребляются разные понятия, но наиболее распространенным является «элита». Понятие «элита» происходит от латинского «elegize» (обратить) и французского «elite» (отборный). В литературе можно встретить много разных определений элиты. Если суммировать различные точки зрения, то можно констатировать, что данным понятием обозначаются группы людей, имеющих высокое положение в обществе, обладающих престижем, властью, богатством, активных в политической и иных сферах деятельности. Но, прежде всего, политическая элита - это определенная группа, слой общества, которая концентрирует в своих руках государственную власть и занимает властные посты, управляя обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, в выработке стратегии общественного развития.

В данном определении следует подчеркнуть два важных момента. Понятия «политическая элита» и «властвующая элита» включают в себя различные группы, непосредственно или опосредственно участвующие во властных процессах. Сюда входят политические, экономические, военные, идеологические и другие виды элит.

В отличие и от всех других групп, составляющих властвующую элиту, политическая элита непосредственно участвует в осуществлении политической власти. Политическая элита – это определенная группа, слой общества, который концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляет обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенными властными функциями и полномочиями. Политическая элита современных государств представлена монархами, президентами, вице-президентами, премьер–министрами, министрами, руководителями законодательных и исполнительных органов, депутатами, членами верховного суда, губернаторами штатов, главами властных структур, краев, областей, высшим дипломатическим корпусом.

Политическая элита – это группа людей, обладающая инструментами власти. Она имеет сложную структуру и внутренне дифференцирована. Критерием для выделения основных видов политической элиты является объем властных функций. На основе данного критерия различаются следующие виды или уровни политической элиты: высшая, средняя, административная.

Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебных ветвях власти (непосредственное окружение президента, премьер – министра, спикер парламента, руководители органов государственной власти, ведущих политической партий, политических фракций в парламенте).

Средняя политическая элита формируется из огромного количества выборных должностных лиц: парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, мэров, лидеров различных политических партий и общественно-политических движений, руководителей избирательных округов.

Административная элита (бюрократическая) – это высший слой государственных служащих (чиновничество), занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления.

 

2. Функции политической элиты и ее качества. Социальное предназначение политической элиты отражается, прежде всего, в тех функциях, которые она выполняет. Они многообразны, сложны и, разумеется, связаны с большей ответственностью. Последнее обстоятельство заставляет задуматься над вопросом: на чем основываются и чем регламентируются функции политической элиты? Казалось бы, ответ простой: содержание и границы функций, выполняемых политической элитой, определяются конституцией страны. Так и происходит в странах с легитимным существованием политической власти, где политическая ситуация характеризуется стабильностью. В реальной жизни случаи расхождения между конституциями и реальной властью очень не редки. Так происходит как минимум в двух случаях. Во–первых, когда политическая ситуация в стране основательно меняется (переходные периоды), но эти перемены еще не отражены в конституции. Во-вторых, возможны отступления от конституции. Например, в конституции СССР провозглашалось, что власть принадлежит советам, однако реальная политическая картина этого не подтверждала. Отмеченные обстоятельства важно учитывать при изучении конкретных функций, выполняемых политической элитой. Этих функций достаточно много. Наиболее существенные из них: стратегическая, коммуникативная, организаторская, интегративная. На первом месте среди названных функций стоит стратегическая функция. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определение политической программы действий. Она проявляется в генерировании новых идей, отражающих общественные потребности в радикальных переменах, в определении стратегического направления общественного развития, в выработке концепции назревших реформ. Стратегическая функция в полной мере может быть реализована на высшем уровне политической элиты - парламентариями, членами кабинета министров, экспертами, советниками, помощниками президента. Успешная реализация стратегической функции политической элиты определяется не только качественным кадровым составом «мозгового штаба», привлекаемого к выработке политического курса страны. Она зависит так же от состояния общественного мнения в стране, его отражения в принимаемых политических решениях. Речь идет о следующей важнейшей функции политической элиты - коммуникативной.

Она предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп, а так же слоев населения и реализацию их в практических действиях. Эта функция включает в себя умение видеть особенности настроений различных социальных общностей, быстро и точно реагировать на изменения в общественном мнении по различным животрепещущим вопросам. В целях налаживания тесных контактов с различными социальными группами в каждом государстве политическое руководство использует регулярные личные встречи с людьми, поездки по стране и т.д.

Организаторская функция. Политическая элита во все времена сталкивалась и будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы. Среди потенциальных политических элит наиболее эффективными будут те, которые в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ гражданами. Выработанный стратегический курс воплощается в системе различных политических мероприятий. К ним относятся:

· законодательные (принятие законов и других законодательных актов парламентом, правительством);

· мобилизующие (различные формы воздействия на общественное сознание, формирование настроений, ценностных ориентаций людей);

· регулирующие (распределение и перераспределение ресурсов материальных, людских, финансовых);

· координирующие (координация центральных и региональных действий);

· контролирующие и корректирующие.