Тоталитаризм

Классическое определение тоталитаризма связано с всевластием государства. Однако более широкое понимание тоталитаризма предполагает всевластие как таковое, господство и абсолютизм какого-либо одного принципа организации общества.

Каждая идеология тяготеет к тоталитаризму, если предпринимается попытка реализации ее в чистом виде и в ущерб базовым ценностям других идеологий. Идеократия и есть культурно-историческая основа тоталитарности. Это значит, что не только крайний консерватизм или крайний (левацкий) коммунизм имеют тенденцию к тоталитарному правлению, но нечто подобное происходит и с воинствующим либерализмом, когда он замыкается на собственную самодостаточность. Это позволяет к известному перечню тоталитарных политических систем коммунистического (пробольшевистского), фашистского и религиозно-фундаменталистского типов прибавить еще одну - систему рыночного тоталитаризма. Что это такое?

Рыночный тоталитаризм - всевластие денежного мешка, дикого рынка частных капиталов, многократно помноженного идолопоклонством к нему со стороны государства, тех, кто захватил государственный аппарат. Это торжество эгоистических интересов гражданского общества над всеобщими интересами государства, превращение последнего из органа реализации общественных потребностей. В наиболее доходную отрасль бизнеса, коммерческой деятельности, торжества корпоративного духа. Это своего рода историческая месть гражданского общества государству за многовековое владычество. При этом ослабленное и распадающееся государство подрывает основы самого гражданского общества: его стихией оказывается не естество общественной жизни, а сфера бесконечного политического дележа - ответственных должностей, прибыльных отраслей, их базовых территорий и, как следствие, проживающих на них наций. Это консолидация частнособственнической стихии вселенского обособления в националистические и сепаратистские движения. Это попрание всякой иной формы деятельности, не связанной с извлечением сверхприбылей. Всякий, живущий на заработную плату, на трудовой доход, на государственное пособие должен быть унижен и втоптан в грязь либо мизерностью заработной платы, либо ее невыплатами. Вместо объявленого демократизма культивируют олигархические тенденции. Вместо этики национальной мобилизации в условиях кризиса - торжество буржуазного чванства. Тотальность денежной стихии уничтожает все, что не приносит сиюминутной выгоды: науку, если ее не удалось продать по дешевке за границу, культуру, если это не высочайшие образцы коммерческой пробы, армию, если боевую технику некому продавать (после Германии и Чечни), промышленность и сельское хозяйство, если они способны удовлетворять лишь внутренние потребности общества, не говоря уже об образовании и здравоохранении, которые как гири висят на шее рыночного тоталитаризма. За всем этим стоят судьбы миллионов людей, лишенных всякого человеческого достоинства, обреченных на нищету. Вселенский провал в упорядоченности и элементарной законности общественной жизни пытаются прикрыть вычурным фасадом президентских “царских палат” и показным мэровским золочением церковных стен. Уход государства (его силового контроля) из общественных сфер моментально заменяется силой улицы, бесконечным вооружением мафиозных и финансовых группировок и тотальным перерастанием его в перманентную гражданскую войну всех против всех (по Гоббсу). Статус ГУЛАГа получает большая часть общества, не включенного в процесс всеобщего дележа, но вынужденного зарешечиваться от белого света на “добровольной основе”. Рыночный тоталитаризм, разрушая государство, превращает его территорию в свободный анклав “колониальной демократии” и сырьевого придатка метрополии. Единственный источник реального контроля и упорядоченности разрушительного “броуновского движения” рыночной стихии связан с внешними силами, незаинтересованности в доведении хаоса до крайнего предела, за которым стынет невозможным извлечение сверхприбылей на данной территории. При этом политический режим рыночного тоталитаризма ставит политические интересы своего выживания выше государственных и общенациональных интересов, подчиняет последние первым.

Исторический прообраз современного рыночного тоталитаризма лежит в эпохе дикого капитализма на Западе. Но тогда он сдерживался еще достаточно прочной феодальной и патриархальной традицией предшествующей эпохи, а главное имел уникальный внешний источник для извлечения сверхприбылей - колониальную экспансию. Современный рыночный тоталитаризм пожирает собственное тело или уходит в долговую кабалу к внешним силам. Одно это указывает на его недолговечность и бесперспективность. А это уже сейчас заставляет задуматься над тем, чем его следует заменить.

Совершенно ясно, что всякое упорствование в проведении политики рыночного тоталитаризма способно возыметь лишь одно следствие - реакцию нового тоталитаризма будь то жесткокоммунистического или жестконационалистического толка, с опорой на религиозный фундаментализм или, напротив, антирелигиозный модернизм. Не все ли равно, если это одинаково печально для сердца и трагично для судеб страны?

К числу первоочередных мер борьбы с крайними проявлениями рыночного тоталитаризма относится прежде всего возвышение статуса государства в решении насущных проблем выживания общества. Это и вопрос консолидации всех ветвей власти путем выработки общественной стратегии реформ и освобождения власти от наиболее одиозных фигур, ассоциируемых в обществе с развязыванием политики рыночного тоталитаризма. Это вопрос передачи государству наиболее прибыльных отраслей хозяйствования и других мер по расширению доходной части бюджета. Это принятие мер по прекращению бесконтрольного (обвального) вывоза капиталов из страны, проведение жесткой политики борьбы с экономическими преступлениями и попранием элементарных экономических и социальных прав граждан.

На все это нужна политическая воля, почти мужество и во всяком случае политическая мудрость. Не важно кто именно явит обществу эти качества - президент или конструктивно-радикальная оппозиция, или они вместе, важно, чтобы они были явлены на самом высоком уровне власти. Без президента эта задача стала бы втрое труднее. Но в любом случае ее смысл состоит в жестком разведении способов и целей функционирования государства и гражданского общества, отделении чиновника от предпринимателя: для первого - святость служения государству, обществу, целому, для второго - святость служения прибыли, частному обособлению. И третьего не дано. Вот почему новейшая тенденция хождения предпринимателя в аппарат, в большую политику весьма противоречива.

Что касается общества, то оно, кажется, всеми своими порами созрело и открылось для такой политики. Сегодня, наверное, все, за исключением самых отъявленных жрецов “золотого тельца”, убедились, что идолопоклонство - страшный бич, а идол “рынка” ничуть не лучше идола “пролетариата” или “белокурой бестии”. Есть только одно, что им в равной степени противостоит - здравый смысл, трезвость ума и элементарная порядочность.

 

Таковы особенности рыночного тоталитаризма. Что касается других разновидностей тоталитарных политических систем, то о них достаточно написано за последние годы. Для нас важнее вывести общее правило:

Всякий тоталитаризм вырастает на основе абсолютизации одной из базовых идеологических систем современности: консерватизма, либерализма или социализма.

Всякая попытка смягчить эту абсолютизацию., пойти на первоочередной компромисс приводит к торжеству авторитарных политических систем одного из трех типов: консервативной, либеральной или социальной (авторитаризм - это тоталитаризм, ограниченный политической сферой).

Наконец, всякая попытка завязать открытый диалог между идеологическими системами в обществе на базе предшествовавшего ему авторитаризма приводит к появлению той или иной разновидности демократической политической системы с консервативным, буржуазным или социальным уклоном. И только в логическом пределе своей эволюции - приближения к центру означенного треугольника политических идеологий - появляется горизонт чистой демократии, перерастания государства, как органа возвышающегося над обществом, в орган, ему всецело подчиненный, в самоуправление. Но отношение к этому горизонту принципиально различно. У анархистов - как к непосредственно достижимому, у левых коммунистов - как к достижимому в ходе послереволюционной эволюции, у социал- демократов - как достижимому в ходе безреволюционной эволюции, у либералов - как к недостижимому, но важному ориентиру, у консерваторов - как к вредному миражу, пытающемуся заменить природную или Божественную потусторонность человеческого смысла.

 

Таким образом, реальный демократизм протекает внутри означенного треугольника политических идеологий, а не в одном из его углов. Он образует внутренний треугольник политических единоборств, на который и призван ориентироваться каждый подлинный демократ, не рискующий получить обидную кличку... (см. рисунок)

 

Рис. 1. Классификация основных политических сил современности

 

где:

К, Л, С - вершины треугольника - идеологические системы консерватизма, либерализма, социализма;

А, В, С - “углы” тоталитаризма;

а, в, с - пространства авторитарных форм правления;

z - пространство “внутреннего треугольника” реального демократизма;

О - точка идеальных устремлений предельной демократии.

Векторы КО, ЛО, СО - это векторы устремленности основных политических сил современности. При этом различают три фазы развертывания политических сил: тоталитарную, авторитарную и демократическую.