Признаки политического лидера

/По Трофимову М. И./

 

 

 
 

 


Рис. 3.

 

Лидерство возникает, формируется и функционирует на всех уровнях организации политической системы.

В литературе существуют различные подходы в анализу функций политического лидерства. Например, Р. Таккер выделяет три общих функции политического лидерства:

1. политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации;

2. определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы;

3. мобилизация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей;

В.П. Пугачев и А.И. Соловьев выделяют следующие характеристики функций лидера.

§ интеграция общества, объединение масс;

§ нахождение и принятие оптимальных политических решений;

§ социальный арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, самоуправства бюрократии, различного рода нижестоящих руководителей поддержание порядка и законности с помощью короля, поощрения и наказания;

§ коммуникация власти и масс (с помощью телевидения, других СМИ, в ходе встреч с избирателями и других мероприятий), упрочнение каналов политической и, особенно, эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от власти;

§ инициирование обновления, генерирования оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей (то есть лидер призван охранять народные традиции, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в социальные идеалы и ценности);

§ легитимизация строя (то есть политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях, национализме и демократических процедурах – если такое происходит, то он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными способностями, что приводит к культу личности – крайней, максимально завышенной оценке функций и роли политического лидера в истории).

И в завершение этого вопроса, отметим, что политическое лидерство как общественное отношение и институт характеризуется специфическим механизмом реализации, состоящим из двух моментов:

а) легитимность лидера: субъект выступает в качестве лидера, если он признается политическим сообществом как выразитель его интересов и воли, как носитель его ценностей (такое признание закрепляется нормативно, организационно, идеологическими средствами, традицией, общественным мнением);

б) двуединый процесс осуществления его функций заключается в том, что, с одной стороны – это воздействие на сообщество через властные органы и механизмы, с другой – непосредственное влияние лидера на ведомых своими политическими и идеологическими взглядами и установками, содержанием и направленностью политических действий и предлагаемых программ, опытом и стилем поведения, наконец, в целом общественным, в том числе нравственным обликом.