Экономика и государственная власть: взаимодействие и его исторические формы.

 

Предметом рассмотрения здесь будет отношение «собственность-власть». В социологической литературе указывают на два типа этого отношения:

(1)неразделенность, слитность, равенство;

(2)разделение и даже противопоставление.

Первый тип характерен для восточной деспотии; для так называемого таинственного «азиатского способа производства». Его чертами являются:

1) отсутствие частной собственности;

2) неразделенность собственности и административной власти при доминировании последней;

3) экономическое и политическое господство бюрократии.

Частная собственность не в чести; государство всего лишь терпит ее, поборы; крупные переделы собственности при переходе власти из одних рук в другие; коррупция, разъедание власти изнутри, хотя, с другой стороны, здесь больше дисциплины.

Главной специфической чертой второго типа отношения «собственность-власть» является «свободная от государства частная собственность». Этот тип присущ западному обществу.

Место и время появления частной собственности - Античная Греция - V1 век до н.э. Появление частной собственности, а оно стало возможным в результате реформ Солона, явилось основой формирования гражданского общества, в качестве главного элемента которого выступает гражданин-собственник.

В Новое время власть и собственность еще больше разъединяются. Здесь экономическая власть начинает все больше играть роль противовеса политической власти. Либеральные мыслители Нового времени весьма активно и обстоятельно обосновывали идею частной собственности и идею индивидуальной свободы.

Что касается классического либерализма, то его главным требованием было требование, согласно которому государство не должно вмешиваться в свободное предпринимательство.

«Предоставьте вещам идти своим ходом» -вот лозунг классического либерализма. А. Смит, отстаивая экономическую свободу, отводил государству роль «ночного сторожа».

Современный либерализм отстаивая принцип «меньше государства» исходит из того, что: (1) частная собственность первична по отношению к государству; (2) частная собственность - гарантия свободы; (3) государство охраняет частную собственность.

От того, как соединятся власть и собственность, формируются и соответствующие политические и экономические системы, а следовательно и их взаимодействие. Здесь имеют место две основные формы:

1) централизованно-управляемая экономика (в данном случае индивид лишен гражданских прав; отсутствует правовое государство; экономика и политическая власть неэффективны);

2) полная конкуренция (свободная экономика).

Однако полная конкуренция будет эффективна лишь тогда, когда никто из участников рыночного процесса не будет нарушать правила игры.

Роль государства как раз и заключается в том, чтобы эти правила устанавливать и охранять.

Что касается России, то частная собственность здесь также не в чести. Здесь, как и в обществах с азиатским способом производства имеет место постоянная угроза ей со стороны государства.

После русско-японской войны мы все время пытались реформировать общество, и позже догнать передовые страны (Хрущев, Косыгин, Горбачев). Россия - субъект «запаздывающей модернизации». Политическая (государственная) власть и собственность в нашей стране в свое время слились: появился новый класс - «бюрократия»; стал практиковаться сверхмонополизм в экономике.

И теоретически и практически существовало два пути решения проблемы - проблемы трудного развития экономики: один из них был еще раньше предложен К. Марксом; другой - Э. Бернштейном (социал-демократическая концепция). С конца Х1Х века стала нарастать тенденция социализации капитализма. То есть, общество проникалось все больше пониманием того, что более рациональным является путь развития, предложенный социал-демократической доктриной.