Государство

Государство

Общая структура государства

Сегменты: 1- законодательная власть

2 - исполнительная власть

3 - судебная власть

Малый круг:

II III верховная власть и ее носители

(центры принятия государс-

твенных решений)

Треугольник:

госбюрократия (играющая

I вспомогательную, служебную

роль (госаппарат))

Рис. 3.

 

Теперь о генезисе (возникновении и развитии) государства.

Отправным пунктом данного фрагмента темы является понимание того, что государство не существует вечно. Трудно говорить о будущей судьбе государства, но если подойти к данному социальному институту в историческом плане, можно обнаружить, – и это сегодня в принципе общепризнанно, - что государство существовало не всегда. Оно возникло на определенной ступени исторического развития. Может быть, только одна точка зрения на этот вопрос признает его вечность - теологическая, да и то, согласно этой точке зрения, государство в определенный момент санкционируется богом.

По всей видимости, необходимо согласиться с тем, что государство возникает тогда, когда возникает политическое общество, политический индивид, политика. Ибо оно – политический институт, элемент политической системы. А эта последняя возникает с появлением классов, разделением людей на различные социальные группы, и прежде всего – классы. Тут, по всей видимости, Маркс и Энгельс правы.

А вообще, существует целый ряд концепций (или теорий) происхождения государства. Назовем их.

1.Теологическая. Согласно данной теории, возникновение государства, да и каждый конкретный акт государственной власти объясняется и санкционируется волей сверхъестественного существа - бога. Другими словами, государство – это установление бога.

2.Патриархальная. Ее отстаивал английский мыслитель XVIII века Роберт Филмер. В соответствии с этой теорией государство возникло в процессе механического соединения родов в племена, племен в большие целостности – вплоть до государственных образований. При этом здесь признается принцип патриархальной опекунской власти: государство рассматривается как развитая форма патриархальной власти, осуществляемой во имя всех и ко всеобщему благу.

3.Теория общественного договора. Она была сформулирована в XVII-XVIII веках в условиях развития европейского абсолютизма (Г. Гроций, Ж.-Ж. Руссо, Т. Гоббс). Хотя к этой идее были близкими уже высказывания Эпикура (Древняя Греция). Теория исходит из понимания государства как результата своеобразного договора между суверенным властителем и подданными. Т. Гоббс объяснил причину этого договора так: люди в условиях «войны всех против всех» сами пришли к пониманию необходимость облечь кого-то властью в целях обеспечения своей жизни, безопасности и собственности, и вручили атрибуты власти суверенному абсолютному монарху. Ж.-Ж. Руссо считал, что государство компенсирует нарушенное различными внешними факторами «естественное состояние» людей. Государство возникло, по его мнению, в результате договора «всех со всеми», провозгласившего народ коллективным сувереном власти.

4.Теория насилия (Л. Гумплович, Е. Дюринг). Эта теория получила широкое распространение в XIX веке. В соответствии с ней государство – это результат применения насилия одних людей над другими; организация господства победителей над побежденными. Данная теория хорошо корреспондировала с модной в то время теорией социального дарвинизма.

5.Социально-экономическая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин). Это так называемая марксистская теория. Согласно ей, государство возникает в результате деления общества на классы (а классы возникают, по Марксу, тогда, когда возникает частная собственность). То есть, тут признается экономический принцип – развитие производительных сил общества, приведшее к появлению частной собственности; и социальные причины – раскол общества на классы. Сама же суть государства трактуется в марксизме как выражение и защита интересов экономически господствующего класса.

Энгельс писал: «…Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось не непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходима сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство».

Эволюция государства в его зародышевом периоде состояла в постепенном обособлении выделенных институтов, осуществляющих власть, в особенности вооруженных сил и финансового аппарата. Учреждение силы, ставящей себя над обществом, состояло в постепенной передаче функций, которые прежде осуществлялись всем родом или племенем, специализированным институтам. Они-то и становились постепенно государством.

Вообще же, как считает, например, известный польский социолог Е. Вятр, есть несколько путей образования государства. Он называет три таких пути.

1.Классический (государство возникло в результате нарастания внутренних классовых противоположностей, путем изменения власти в общинно - племенной общности, без воздействия внешней угрозы).

2.Путь «захвата», когда наряду с внутренними изменениями имел место факт захвата одного племени другим племенем.

3.Путь «обороны», характеризующийся тем, что внешняя угроза приводила к ускорению процессов создания государственной власти.

Что же касается дальнейшей эволюции государства, то она зависела от различных обстоятельств, хотя основные черты этого процесса были общими. Вот факторы, которые определили различия в процессе становления различных государств:

I. Система внешних отношений: наличие - отсутствие угрозы со стороны соседей.

II. Влияние проникновения чужих образцов: - порабощение иноземной силой, которая реорганизует строй на захваченной территории; стихийное усвоение концепции новой модели; использование опыта соседей, далее продвинувшихся в области формирования государства.

III. Этнический состав населения. Рабовладельческие отношения складывались прежде всего там, где существовали значительные этнические различия и был приток иноплеменных пленников, ибо легче превращать в рабов и держать в подчинении чужих, чем соплеменников.

IV. Географические условия. Возникновение государств на обширных территориях с сильной централизованной властью, имевшей деспотичный характер, было связано, например, с формированием азиатского способа производства, географической основой которого была необходимость проведения в широких масштабах ирригационных работ.