Тема 12. МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ

 

12.1. Понятие и субъекты международного политического процесса.

 

Категория «политический процесс» характеризует совокупность видов политической деятельности и отношений не только в рамках политических систем, но также и в мировом сообществе. Внутренние и международные процессы взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Понятие международный политический процесс обозначает совокупность действий и взаимоотношений субъектов мирового сообщества по реализации своих и общих интересов. Эти интересы осознаются прежде всего в форме идеологии, хотя есть и другие формы - религия, искусство, наука и др. Идеологическое отражение действительности наиболее непосредственно связано с политикой. От политического сознания общества зависит содержание и характер политического процесса.

Термин «идеология» был введен в научный оборот в XVIII веке французскими ученым де Граси. Он стремился найти в мировосприятии логические и психологические основы политики.В дальнейшем в науке сложились разные взгляды на это духовное явление. Большинство ученых определяют идеологию как систематизированную совокупность идей, выражающих интересы, цели и намерения больших социальных групп - классов, наций, партий и пр.

Любая идеология носит политический характер, но понятие политическая идеология употребляется в специфическом смысле - как совокупность взглядов социальных групп на политическое устройство общества, на место политики в общественной жизни. Политическая идеология обосновывает притязания общественных групп на власть или ее использование и потому предусматривает определенную стратегию действий. Она конкретизируется в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил, обретая четкость, направленность на конкретные ситуации и властные механизмы.
Политическая идеология выполняет ряд функций:

- легитимация власти правящих сил или права на власть оппозиции;

- мобилизация и интеграция граждан. Стимулирование целенаправленных действий с их стороны;

- компенсация социальной неудовлетворенности надеждой на благополучное изменение социального бытия.

Поскольку политическая идеология предназначена для целевой и идейной ориентации политического поведения, различаются следующие уровни ее функционирования. Первый - теоретико-концептуальный. На нем формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы класса, слоя, нации, государства. Второй - программно-политический. Здесь социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования. Третий - актуализированный. Он характеризует степень усвоения гражданами целей и принципов данной идеологии и их воплощения в тех или иных формах политического участия.

В обществе происходит непрерывное взаимодействие идеологических ценностей, обмен оценками и суждениями. Этот процесс способствует рождению и распаду идеологий, синтезу идеологических течений, постоянному усложнению мотиваций политического поведения. Соперничество идеологий всегда было непосредственным выражением борьбы классов, слоев, групп.

 

12.2. Основные идейно-политические течения.

 

Мировая практика выработала множество идеологических систем. Основные разновидности современной политической идеологии - либерализм, консерватизм, коммунизм (марксизм-ленинизм), социал-демократизм и фашизм. Каждая из них имеет свои истоки, социальную базу, теоретико-методологические принципы и отстаиваемые социально-политические идеи.
Исторически либерализм связан со становлением капитализма. Его главные теоретические постулаты заложены в работах Томаса Гоббса, Джона Локка, Адама Смита и других ученых, связывавших свободу личности с идеями частного владения, частного предпринимательства и конкуренции.
Ядро классического либерализма образует следующие положения:
- абсолютная ценность человеческой личности и изначальное («от рождения») равенство всех людей;

- автономия индивидуальной воли;

- существование неотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу, собственность);

- договорный характер отношений между государством и индивидом;

- верховенство закона как инструмента социального контроля;

- ограничение объема и сфер деятельности государства;

- защищенность - прежде всего от государственного вмешательства - частной жизни человека и свобода его действий (в рамках закона) во всех сферах общественной жизни.

Либерализм эволюционировал с развитием западного общества, вбирал в себя новые идеи. Новый облик либерализма еще не сложился. Его становление идет по различным, во многом отрицающим друг друга курсам. С одной стороны, возрождаются традиции, суть которых - в отрицании вмешательства государства в сферу экономики. С другой стороны, заметен акцент на проблемах равенства и справедливости.

Неолибералы видят ошибку старого либерализма в недооценке материальных аспектов обеспечения свободы. Они подчеркивают, что в нормально функционирующем обществе должны быть преодолены наиболее вопиющие виды неравенства, препятствующие свободному развитию каждого индивида и дестабилизирующие общество. Государство только в том случае является социальным и правовым, если обеспечивает экономические средства для достижения разумных целей.

Таким образом, основное различие неолиберализма и классического либерализма состоит в разном понимании общественной роли государства. Если классический либерализм выступал против вмешательства государства в экономическую жизнь, современные либералы отводят ему значительную роль в решении социально-экономических проблем

В семидесятые-восьмидесятые годы доминирующим идеологическим течением в странах Запада был неоконсерватизм. Фундаментальные идеи консерватизма были сформулированы англичанином Эдмундом Берком в книге «Размышления о революции во Франции» (1790). Основателями этого идейного течения были также французы Жозеф де Местр и Луи Бональд.

Их система воззрений базировалась на приоритете преемственности над инновациями, на признании незыблемости исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощенных в нации, религии, морали, семье, собственности. Эти принципы отрицали либеральный дух индивидуальной свободы, который, по мнению консерваторов, разрушал целостность человеческого сообщества.

Неоконсерватизм отразил такие глубинные общественные процессы, как потребность экономики в ослаблении государственного регулирования и поощрении предпринимательской инициативы, в расширении сферы действия конкурентных рыночных начал. Как идеология и, особенно, как политика он синтезировал принципы либерализма (рынок, конкуренция, свободное предпринимательство и др.) с традиционными ценностями консерватизма (семья, культура, мораль, порядок и пр.). Под воздействием неоконсерватизма сформировалась динамичная модель общественного развития, которая основывается на саморегуляции и весьма устойчива к социальным катаклизмам. Социальную базу неоконсерватизма составляет «новый средний класс», заинтересованный во внедрении в экономику достижений научно-технической революции, и группировки так называемого «молодого капитала», сформировавшиеся в современных отраслях экономики - электронной, аэрокосмической, авиационной и др.

В связи с возрастанием в современном обществе роли знаний, информации неоконсерватизм ориентируется главным образом на проблемы образования, культуры и качества жизни. Культура и духовность раасматриваются как базовые ценности для освоения новых технологий, сохранения природы.
В обозримом будущем неоконсерватизм останется влиятельным идейно-политическим течением в странах Запада.

Прогресс западных демократий и падение тоталитарных режимов в СССР и Восточной Европе привели к резкому сужению авторитета и роли «левых» идеологий. Прежде всего это коснулось коммунизма и его идейной основы - марксизма.
Марксизм - это учение о прогрессе как смене общественных формаций и росте производительных сил; о социалистической революции во главе с субъектом прогресса - пролетариатом; о сломе буржуазной государственной машины и замене ее диктатурой пролетариата, отмирающей впоследствии; о построении коммунизма - безтоварного и безрыночного общества.
По своей сути Марксова система формаций с коммунизмом как счастливым финалом человечества была отголоском дарвиновской теории эволюционного развития форм жизни от низших к высшим. В формационном подходе отразилось фаталистическое понимание марксизмом исторического процесса, принижавшее роль человеческого сознания.

В современном обществознании господствует стремление к синтезирующему взгляду на историю, который получил название цивилизованного подхода. Этот подход более содержателен и плодотворен, чем формационный, поскольку не ограничивает все многообразие жизни общества прокрустовым ложем классовой борьбы. Объект его внимания – совокупность всех форм жизнедеятельности общества – материальных, духовных, нравственных и прочих в их единстве и неразрывности. Он открыт для изучения вновь возникающих тенденций, способен охватить всю сложность и многогранность мирового развития.

Мировое развитие выявило историческую ограниченность тезисов марксизма о классовой борьбе как главном содержании всемирной истории и революционном насилии как радикальном способе ликвидации эксплуатации человека человеком. Социалистическая революция, в которой марксизм видит путь к созданию новой цивилизации, свободной от эксплуатации, на практике приводит к появлению нежизнеспособной общественной системы, с трудом поддающейся трансформации в систему демократическую и гуманную.
Опыт истории показал не только неразрешимость классовых противоречий насильственным путем, но и отсутствие реального содержания у одной из основополагающих идей марксизма - диктатуры пролетариата. К концу XX века стало очевидным, что рабочий класс, стремясь улучшить свое положение, доказал способность играть конструктивную роль в рамках буржуазного общества, гармонизировать отношения труда и капитала. Вместе с тем он не обнаружил никаких особых качеств, возвышающих его над другими классами и слоями, и не проявил готовность через свою диктатуру привести общество к процветанию. Идея всемирно-исторической миссии рабочего класса в освобождении человечества от всех форм социального гнета оказалась утопической.
Прогнозируя неизбежность перехода человечества к социализму и коммунизму, К. Маркс и Ф. Энгельс не ставили вопрос о стимулах хозяйствования в обществе, отказавшемся от частной собственности. Настаивая на неизбежности преодоления рынка, К. Маркс тем самым лишал людей первичных условий свободы, возможности выбирать предметы потребления. Он делал людей заложниками тех, кто распределяет общественные богатства.
История опровергла Марксову концепцию социализма как альтернативы капитализму в промышленно развитых странах Запада, но доказала привлекательность социализма для отсталых стран. Именно в этих странах, и в частности в России, произошел синтез вульгаризированной марксистской теории и неразвитого политического сознания. Функционирование тоталитарного режима дискредитировало социалистическую идею.
В свете накопленного опыта представляются перспективными такие идеи марксизма, как прогноз о превращении труда в первую жизненную потребность, а науки - в производительную силу общества; о свободном развитии каждого человека как условии свободного развития общества в целом.
В настоящее время коммунизм как идеология и политическая практика переживает кризис: ряд компартий Западной Европы ищут новые идейные принципы и наименования, многие компартии на территории СНГ и Восточной Европы прекратили существование или преобразованы в другие партии, резко сократилась численность коммунистов и оказываемая им поддержка со стороны избирателей. Компартии являются правящими лишь в Китае, КНДР и на Кубе.

На идейной почве марксизма в конце XIX - начале XX века кроме революционного течения, возглавленного В. И. Лениным, возникло реформистское, социал-демократическое, обоснованное в работах Эдуарда Бернштайна, Карла Каутского, Отто Бауэра, Л. Мартова (Юлий Осипович Цедербаум), Георгия Валентиновича Плеханова и др.

Социал-демократическая идеология отказалась от принципиальных положений марксизма - о классовой борьбе, революции, диктатуре пролетариата и др. Она исходила из возможности эволюции капитализма в социально справедливое общество, сохранения мира между классами и государствами. Постепенное реформирование буржуазного общества связывалось с разрешением противоречий между буржуазией и рабочим классом на основе компромиссов, усилением социальной защищенности трудящихся, поощрением рабочего самоуправления и кооперации, использованием парламентской демократии.

Основными принципами социал-демократизма являются:
- отношение к социальной справедливости как к общественному идеалу, который невозможно достигнуть, но к которому следует стремиться;
- осознание демократии в качестве несовершенной, но наиболее перспективной формы общественного устройства, обеспечивающей согласование интересов различных социальных групп;

- признание самоценности человеческой личности и необходимости защиты ее прав и свобод от государственных институтов;

- стремление соединить социальную справедливость с эффективной рыночной экономикой.
Стержневая идейно-политическая концепция социал-демократов - «демократический социализм». Достижение «демократического социализма» мыслится через осуществление политической и экономической демократии, создание «государства благосостояния». Социал-демократы, особенно находясь у власти, внесли значительный вклад в создание развитой системы социальной защищенности, регулируемой государством. Эта система в основном функционирует и тогда, когда социал-демократов сменяют у власти партии консервативной или либеральной ориентации.

В то же время ряд факторов серьезно подорвали влияние социал-демократии как идеологического течения. Оказались неосуществленными концепции «демократического социализма» и «государства всеобщего благосостояния». В начавшуюся эру «постиндустриализма» обнаружилась неприменимость традиционного подхода к содержанию общественного прогресса. Это проявилось в неспособности социал-демократов дать адекватную интерпретацию современной роли средних слоев, социальных последствий технологического рывка в развитых индустриальных странах.
В XX веке неисчислимые бедствия человечеству принес фашизм. Как общественное движение и политическая идеология он возник в двадцатых-тридцатых годах, потерпел военное и морально-политическое поражение во Второй мировой войне, а в послевоенный период реанимировался в форме неофашистских организаций, являющихся источником напряженности в ряде стран.
Ядро фашистских движений - в прошлом и в настоящее время - составляют маргинализирующиеся и люмпенские слои населения, ценностно дезориентированные и заинтересованные в быстром, радикальном улучшении своего положения. Они наиболее восприимчивы к демагогии, к предельно четким ориентирам движения вперед и простым способам решения сложных проблем. Их привлекает возможность преодолеть социальное отчуждение благодаря принадлежности к «избранной» национальной или расовой группе, к партии, обещающей общественные перемены.

Основные политико-идеологические постулаты фашизма состоят в следующем:
- общественная и личная жизнь подлежит жесткому контролю со стороны государства, представляющего высшие интересы нации. Ему должны неукоснительно подчиняться индивиды и социальные группы. В нем не может быть места плюрализму и разделению властей.

- вершина властной иерархии - вождь, наделенный сверхъестественными качествами, выразитель «духа нации» и ее «исторической судьбы».
- высшая ценность - собственная нация, которая превосходит другие народы и потому должна находиться в привилегированном положении. Ее процветание может быть достигнуто путем ограничения жизненного пространства или вообще уничтожения «низших» рас.

Основные разновидности фашистской идеологии имели свои особенности. Итальянский фашизм базировался на элитарных идеях Платона и Гегеля, на концепции «органистского государства», оправдывающей агрессивные действия власти во имя блага преданного ему населения. Германский национал-социализм опирался на идеи расового превосходства. Особую роль в обосновании принципа фюреризма сыграла ницшеанская идея «сверхчеловека», который в интересах своей расы имеет право преступать нормы общественной морали, якобы созданной для того, чтобы слабые могли господствовать над сильными.

Неофашистская идеология, воспринявшая основные постулаты классического фашизма, отвергается массовым сознанием и не оказывает существенного влияния на духовную атмосферу демократических государств. Вместе с тем существует опасность фашистского перерождения национальных, коммунистических, религиозных и иных идеологий, ориентирующихся на обеспечение привилегированного общественного статуса для некоторых социальных групп («коренное население», «авангард общественного прогресса») и предлагающих радикальные средства достижения этой цели.
Мировое сообщество должно проявлять бдительность в отношении идеологий, стремящихся обосновать превосходство одних групп над другими, препятствовать их распространению и реализации ввиду создаваемой угрозы демократическим институтам.

 

 

Рекомендуемая литература:

Андреев С.С. Политическая система и политическая организация общества // Социально-политические науки. 1992, №1.

Андреев С.С. Политика как социальное явление // Социально-политические науки. 1991, №7.

Беляев А.А. Политика и ее роль в развитии общества // Социально-политические науки. 1991, №9.

Белов Г.А. Политология Учебное пособие для высших учебных заведений; - М.; Наука, 1994.

Борисенков А.М. Политическая жизнь общества // Социально-политические науки. 1991, №7.

Боднар А. Наука о политике. - М.; Наука, 1990.

Гайда А.В., Китаев В.В. Власть и человек. - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та. 1991.

Головаха Е.И. Демократизация общества и развитие личности. От тоталитаризма к демократии. - К.; Наукова думка, 1992.

Грушевський М. Очерк истории украинского народа. - К.; Либідь, 1990.

Дзюбко І.С., Циганков П.А. До питання про премет політології // Укр. іст. журн. 1991, №7.

Дорошенко Д. Нариси історії України. - Львів.; Світ, 1991.

Житенев В.А. Политическая культура: опыт формирования и проблемы. - М.; Ника 1990.

Замалеев А.Ф., Зоц В.А. Мыслители Киевской Руси. - К.; Наукова думка, 1987.

Кухта Б.Л. Історія української думки. (Курс лекцій). - Львів.; Світ, 1991, ч.1.

Лекции по политологии. - Таллин.; Паннор-пресс,1990.

Нерсесьянц В.С. Политические учения Древней Греции. - М.; Наука, 1979.

Основы политической науки : Учебное пособие для вузов. В 2 ч. МГУ им. Ломоносова // (Под ред. Пугачева В.Н.). - М.; Знание, 1993.

Основы теории политической системы. - М.; Терра, 1995.

Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. - М.; Наука, 1981.

Політологія: історія та методологія/ Андрущенко В.П., Антоненко В.Г., Ануфрієв Л.О. та ін.; За ред. Ф.М.Кирилюка. – К.: Здоров”я, 2000.

Політологія (під заг. ред. Семківа О.І. ). - Львів.; Світ, 1993.

Політологія. Курс лекцій / Для вищ. навч. Закладів/. - К.; Вища школа, 1993.

Политология. Тексты лекций, К.; УМКВО, 1991,

Панарин А.С. Философия политики. (Учебное пособие для политологических факультетов и гуманитарных вузов). - М.; Терра, 1994.

Потульницький В.А. Теорія української політології. Курс лекцій. - К.; Либідь, 1993.

Политические институты и обновление общества. - М.; Наука, 1989.

Политические институты США : история и современность. - М.; Наука, 1988.

Пугачев В.П. Введение в политологию (учебное пособие для студентов высших учебных заведений). - М.; Ника 1995.

Пугачев В.П. Основы политики : личность, элита, лидерство. - М.; Мнель, 1989.

Скуленко М.И. История политической пропоганды. - К.;Либідь, 1990.

Современный конституционализм. - М.;Наука, 1990.

Слюсаренко А.Г., Томенко М.В. Нові політичні партії України : Довідник. К., Либідь, 1994.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.,Наука, 1992.

Субъекты и объекты политики. Основы политологии : Тексты лекций. Вып.2; - М.; Терра, 1992.

Сучасна західна політологія. Короткий нарис історії і теорії. - К.; НМК ВО , 1991.

Україна ХХ століття : культура, ідеологія, політика. Зб. ст. /Ін-т історії України А.Н. України/. - К.;Либідь, 1993.

Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима : ІІІ-І вв. до н. э. - М.; Мысль, 1987.

Фарукшин М.Х. Политическая культура общества // Социально-политические науки. 1991, №4.

Філософія Відродження на Україні. - К.; Наукова думка, 1990.

Французское Просвещение и революция. - М.;Мир, 1991.

Шляхтун П.П. Політологія (теорія та історія політичної думки): Підручник. – К.: Либідь, 2002.

Шмачкова Т.В. Мир политических партий // Полис, 1991, №1-2.

Яворницький Д.І. Історія запорізьких козаків. - К.;Наукова думка 1990, Т. 1-2.

Якушик В.М. Социал-реформизм в современном мире. - М.; Наука, 1991.

Ястрежембовский С.В. Социал-демократия в современном мире. - М.;Планета, 1991.