Тема 11. ПОЛИТОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

11.1.Внешняя политика и ее закономерности

 

Каждое государство, независимо от его географического положения, политического режима, технико-экономического и научного потенциала является частью системы международных отношений. Эти отношения обусловлены как геополитическими факторами отдельных государств, так и различного рода хозяйственно-экономических, энергетических, сырьевых, технологических, научных, культурных, религиозных взаимосвязей. Интересы отдельных государств могут быть близкими, частично совпадающими и кардинально-противоположными. Следовательно, международная политика - важная сфера деятельности правительства каждого государства, которое стремится защищать свои интересы, реализовывать внешнеполитические цели и задачи.

Система международных отношений - неоднозначна. В эту глобальную совокупность включается множество подсистем, которые отличаются между собой характером отношений между государствами или группами государств. В соответствии с исторически сложившимися внешнеполитическими установками и целями наиболее взаимосвязанные государства создают групповые и всеобщие системы отношений между стратегическими партнерами, между членами союзов, блоков, коалиций. Над государственной, наиболее авторитетной является Организация Объединенных Наций (ООН).

Кроме понятия "международные отношения" широко употребляется и такое понятие как "международная политика". Каждая политическая единица, т.е. держава, в пределах своих возможностей, экономических, социальных и этнических особенностей определяет для себя тактические и стратегические внешнеполитические цели. Деятельность, направленная на реализацию этих целей и являют суть "международная политика".

Она может включать методы политического давления, экономических санкций, финансовых инъекций, навязывания своих условий, во имя своих краткосрочных и долгосрочных целей.

Международная политика, в зависимости от тех целей, которые государство, его высшее руководство ставит, квалифицируется политологами на несколько разновидностей. Внешняя политика молодых государств может быть направлена на постепенную интеграцию в международную хозяйственно-экономическую систему. В числе экономических тут преследуются цели обновления промышленности, заимствования и внедрения современных энергосберегающих и наукоемких технологий, повышения конкурентно -

- способности продукции отечественного производства.

Внешняя политика промышленно-развитых государств, экономически не заинтересованных в приумножении числа потенциальных конкурентов, состоит в так называемом, "умеренном изоляционизме". Умеренном, ибо они не заинтересованы в социальном взрыве, рецидиве коммунистической идеологии. Поэтому их "умеренный изоляционизм" предполагает и предоставление некоторой финансовой, экономической и технологической помощи. Главное - сохранить для себя рынок сбыта товаров сомнительного качества.

Наряду с экономическими факторами, влияющими на выработку международной политики, существуют и геополитические интересы, которые нередко превалируют. К ним относят, например, выходы к морю или морям, железнодорожные, автомобильные, трубопроводные коммуникации, от которых зависит политика интеграции в международные хозяйственно-экономические структуры. Еще более значимы военно-стратегические соображения, когда пространственно-географические условия оцениваются в аспекте государственной безопасности. Присовокупив стратегически важное геополитическое пространство, государства изменяет в свою пользу соотношение сил, что позволяет им навязывать свои условия отношений и сотрудничества с правительствами других соседних держав.

Прогнозируя возможные изменения внешней политики того или иного государства, политологи, как правило, учитывают социально-экономическую и политическую ситуацию, тенденции ее развития, социально-психологический климат анализируемого объекта, ибо история всех времен и народов подтверждает диалектическую взаимосвязь и взаимозависимость политики внутренней и внешней.

История многих государств свидетельствует, что в условиях внутреннего кризиса возможны различные варианты изменений внешней политики. В одних случаях правительство строит свою внешнюю политику, рассчитывая на международную помощь в виде льготных кредитов, предоставления современных технологий. Внешняя политика в таких случаях приводится в соответствии с международными правовыми нормами и принципами, становится более осторожной, цивилизованной. В других случаях, с помощью пропагандистских кампаний, шовинистических, неоимперских или радикально-националистических шабашей правящая верхушка стремится переключить массовое недовольство в иное русло, переложить ответственность за кризис на другие народы.

В числе других факторов, при формировании внешней политики следует выделить и психологический. Эмоциональное, национально-патриотическое настроение широких масс населения, пришедшее на смену чувствам ущемленности, пессимизма и безысходности. В таком положении правительство, глава государства втягивают общество в военные авантюры. При этом рассчитывают с помощью военных акций сплотить нацию вокруг правительства, отвлечь от проблем социальных, обосновать более жесткие меры против оппозиционных сил внутри государства.

Истории известны и такие ситуации когда эмоционально - психологическое состояние широких масс населения положительно влияло на внешнюю политику правительства. Как подчеркивали американские политологи и публицисты, войну во Вьетнаме США проиграли не в джунглях, а на улицах собственных городов. Всевозрастающая оппозиция авантюрной политике, международного жандарма, массовые демонстрации, акты неповиновения вынудили правительство прекратить грязную войну.

Уяснив взаимосвязь внешней и внутренней политики, политологи попытались обосновать концепции определяющего влияния, т.е., какая же из них превалирует. Мнения ученых по этому вопросу неоднозначны. По мнению одних, определяющее влияние оказывает все-таки политика внутренняя. Обосновать приоритет внутренней или внешней политики как закономерность ученым не удалось, хотя закономерности, предопределяющие внешнеполитическую деятельность государств, существуют. Л.Гумплович, например, считает, что территориальные претензии, споры по вопросам линии границ - это не просто типичное противостояние между соседними государствами, - а закономерность международной жизни.

Закономерностью также является стремление государств, во-первых, наращивать свою военную, экономическую мощь, внешнеполитическое влияние. Во-вторых, всеми средствами стремиться не допустить роста военного экономического потенциала государства соседнего. Уяснение этой закономерности имеет огромное практическое значение. Гонка вооружений, торговая, таможенная войны, научно-технический, технологический изоляционизм не способствуют прогрессу каждой из противостоящих держав, но увеличивают опасность военных конфликтов.

Закономерными являются также тенденции экономической интеграции. Например, в Европе интеграционный процесс способствовал экономическому росту и социальному прогрессу всех государств, которые вошли в единые структуры (Совет Европы, Союз Европы, или Общий рынок). И не менее важно, что интеграция изменила психологический климат в Европе. Веками накапливающееся взаимное недоверие, отчуждение и враждебность уже не отравляют сознание граждан соседних государств. Ни в экономические структуры, ни в НАТО, согласно единым для всех правилам, не могут быть приняты государства, которые имеют друг к другу территориальные претензии , находятся в состоянии конфронтации.

Интеграция, как уже отмечалось, объективно обусловлена. Однако сближение между государствами, во-первых, возможно лишь тогда, когда на уровне внешней политики будут изжиты как шовинистические стереотипы и имперские амбиции, так и проявления местечкового национализма; во-вторых, интеграцию нельзя торопить административно-политическим давлением, навязыванием условий, которые обеспечивают одной из сторон какие-либо преимущества.

Некоторые политологи как закономерность внешней политики, рассматривают цикличность развития мирового политического процесса. Сторонники этой концепции считают, что на определенном историческом этапе международные отношения испытывают влияние или даже предопределяются державами, которые для своей эпохи являются великими. Например, с конца ХV века историки отмечают циклы влияния таких колониальных держав как Португалия, Великобритания, Нидерланды. В ХХ столетии в числе держав, которые существенно влияли или даже в чем-то предопределяли международные отношения, называют США и СССР, которые создали двухполюсную систему военно-силового, политического, идеологического и экономического влияния.

Соперничая с США, руководство СССР чрезмерно увлеклось наращиванием ракетно-ядерного потенциала, гонкой вооружений, созданием военно-промышленного комплекса. Экономика становилась "самоедской". Ассигнования на разрекламированные социальные программы ежегодно сокращались. Жизненный уровень стал все более отставать от качества жизни населения промышленно-развитых государств. В этих условиях влияние центра стало недостаточным не только для вовлечения в свою орбиту развивающихся государств, трудящихся капиталистического мира, но и для поддержания необходимых центростремительных сил внутри Союза. Нарастающие центробежные силы и разрушили СССР.

 

11.2.Направленность и средства внешней политики

 

Направленность внешней политики, как подчеркивают политики и дипломаты определяется национальными интересами. Содержание понятия "национальный интерес" наполняется не только с учетом объективных, но и субъективных представлений. Представители одного социального слоя и идеологических убеждений уверены, что национальный интерес требует поспешной интеграции с более мощным соседом. Другие же считают, что для защиты физической, политической, культурной самобытности своего народа необходима внешняя политика, ориентированная на изоляцию от влияний этого самого соседа.

Направленность внешней политики, если "освободить" ее от дипломатического прикрытия, пропагандистско-маскировочного словоблудия, может быть ориентированной на экспансию, или, как говорят некоторые политики, "собирание земель" и их сохранение. Естественно, направленность политики тех государств и народов, которые становятся объектом политического, дипломатического, экономического и военного давления, ориентирована на защиту суверенитета и национальных интересов.

Политика государства, ориентированного на имперско-колониальные цели, направлена на нарушение стабильности. Ибо она неблагоприятна для обоснования и осуществления экспансии. Направленность внешней политики государств, которые отстаивают свой суверенитет, будет ориентирована на сохранение стабильности и мира.

Для реализации внешнеполитических ориентаций каждое государство имеет соответствующий дипломатический аппарат, систему специальных аналитических институтов, структуру внешнеполитических служб и ведомств. Им вменяется в обязанность осуществлять долгосрочные и краткосрочные прогнозы в мировом политическом процессе. В соответствии с прослеживаемыми тенденциями формируются внешнеполитические цели, разрабатывается стратегия и тактика внешней политики.

Политологами дипломатия трактуется как процесс, эффективность которого определяется искусством получения информации, соответствующей обработки и своевременной передачи ее другим государствам. Весьма распространенным средством дипломатического влияния является официальные ноты, заявления, меморандумы, в которых доводятся до сведения правительств, мирового общественного мнения те или иные факты, действия, намерения, наносящие ущерб миру, стабильности и т.д. К числу основных обязанностей дипломатических служб относится работа по подготовке и заключению международных соглашений, проведению встреч руководителей государств, конгрессов, конференций, совещаний.

В качестве иллюстраций приведем некоторые примеры того, как усилиями дипломатов обеспечивается международная стабильность. На протяжении ряда лет работали делегации государств в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. После долгих дискуссий и взаимных уступок в августе 1975г. в Хельсинки был подписан Заключительный акт. В этом историческом документе были сформулированы 10 основных принципов международных отношений, главными из которых являются: суверенное равенство всех государств; не применение силы при решении возникающих проблем; незыблемость, неизменность границ, сложившихся после окончания второй мировой войны; территориальная целостность государств; мирное урегулирование возникающих споров; невмешательство во внутренние дела других государств; уважение прав человека. Этот документ подписали 35 государств Европы, США и Канада.

Сотрудничество между государствами неизбежно сочетается и с элементами соперничества, состязания, которое по мнению американского политолога Р.Арона, напоминает спортивные, и проходят по определенным правилам. Международное право выработало определенные требования и нормы политических игр, которые были признаны всеми государствами. Вместе с тем, в дипломатии, во внешнеполитических акциях, действиях, решениях нередко прослеживается стремление вести "игру без правил". Наряду с дозволенным "прессингом" применять насилие, удары на поражение.

В условиях научно-технической революции, когда даже, так называемые, обычные виды вооружения фактически являются средством массового уничтожения, "рентабельность" приобретений путем военных побед, мягко говоря, не выдерживает критики. И формула войны, как продолжение политики другими средствами, явно устарела. Политологи, политики, исповедующие социал-демократические, либеральные, миролюбивые ценности, ведут поиск концепций и аргументов, которые бы способствовали предотвращению войн, отказу от силового варианта международных отношений.

Весьма действенную и стабилизирующую роль в последние несколько десятилетий играет Организация Объединенных Наций (ООН). Устав этой организации вступил в силу 24 октября 1945 года. Это самая полная программа, призванная обеспечить цивилизованные отношения между государствами. В настоящее время все члены ООН декларируют свою преданность ее основополагающим принципам и целям, в частности, поддерживать международный мир и безопасность; подавлять акты агрессии, которые угрожают миру на планете; развивать дружественные связи между народами; отстаивать основные свободы всех людей без расовой, половой, языковой или религиозной дискриминации; добиваться международного сотрудничества в решении экономических, социальных и культурных проблем.

Это конечно не значит, что на данном этапе в отношениях между государствами не возникает острых противоречий. ООН - сложный механизм взаимодействия государств. Она оказывает заметное стабилизирующее воздействие на внешнеполитический курс стран и сыграла ведущую роль в урегулировании ряда конфликтных ситуаций.

Однако представление о силовом потенциале государства как средства навязывания другим державам определенных правил и норм, все еще превалирует. Следовательно, для сохранения суверенитета, защиты национальных интересов, неприкосновенности границ, необходимо поддерживать баланс сил. При появлении угрозы со стороны большого и сильного государства он обеспечивается созданием коалиций, оборонительных блоков, что способствует предотвращению войн даже тогда, когда возникают очаги напряженности.

Анализируя причины многих военных конфликтов, некоторые политологи делают вывод, что чаще всего фактором нарушения баланса сил и возникновение войн является борьба за государственный суверенитет. Как иллюстрацию, используют конфликты и войны после распада СССР и Югославии. Следовательно, чтобы исключить опасность новых войн, необходимо поощрять интеграционные процессы, которые все более объединяют человечество.

Интеграция объективно обеспечивает народам наиболее оптимальные возможности сотрудничества, решения острейших экологических, энергетических, научно-технологических проблем, повышения жизненного уровня населения. Однако она не реальна при наличии проимперской, шовинистической политики со стороны более сильных держав. Интеграционные процессы успешно развиваются только тогда, когда в них участвуют абсолютно равноправные партнеры.