Дисциплина: Правовое обеспечение информационных технологий
Методы воспитания учащихся профильных ФМК классов
Направления деятельности КР физико-математического класса
Главным (стратегическим) направлением деятельности КР является формирование ФМК (команды или сообщества учащихся) и поддержание его жизнедеятельности на всех стадиях развития. В своей жизнедеятельности ФМК проходит несколько стадий.
1) Стадия узнавания и формирования – длится 0,5 года – 1-е полугодие 10 класса – узнавание друг друга, распределение обязанностей среди
групп учащихся и родителей, процесс формирования сплоченного класса,
обеспеченного тыловой родительской поддержкой, повторение учебного материала по физике и математике за 7-9 классы (1-я четверть). Отсев неуспевающих в конце полугодия. Образование устойчивой ранговой системы с образовавшимися лидерами-интеллектуалами (как правило, это победители осенних районных олимпиад) или владельцы солидных «портфолио» основной школы.
2) Стадия устойчивости – длится 1 год – 2-е полугодие 10 класса и 1-е полугодие 11-го класса. Стадию характеризуют стабильность, сплочённость и
успешное решение образовательных и воспитательных задач в соответствии с планами и программами, профессионально-ориентированное обучение, приобретение начальных профессиональных знаний, умений, компетентностей.
3) Завершающая стадия – стадия прощания, подведения итогов, результативности длится последние полгода – 2-е полугодие 11-го класса. Четкое разделение класса на группы по специальностям и факультетам, на которые они хотят поступать. Проверка уровня подготовки учащихся (тестирования, олимпиады, пробные экзамены). КР готовит воспитанников к выпуску из школы. Подготовка к жизненно важным мероприятиям: последнему звонку, выпускному вечеру, вступительным экзаменам. Подведение итогов по реализации ожиданий, решению поставленных задач.
4) Стадия студенческая (постшкольная). Сообщество сохраняется. «Класс» продолжает существовать формально – 50-70% выпускников ФМК учатся на одном физическом/физико-техническом факультете и образуют «ядра» студенческих учебных групп. Постоянное общение друг с другом, с «классным руководителем» в школе (или на факультете, если он – преподаватель вуза). Саратовский медицинский институт формирует особую группу из выпускников профильного химико-биологического («медицинского») класса гимназии №1 г. Саратова. Наличие четвёртой стадии отличает профильные классы при факультетах вузов с ППДОФ от «обычных» профильных классов школ (гимназий), откуда поступает в вузы только часть (20-60%) выпускников, причём в разные вузы.
Классному руководителю ФМК в процессе деятельности приходится выполнять функции управленца, преподавателя, профориентатора, воспитателя и духовного наставника, психолога, хозяйственника (рис. 2.25)..
Формы профессионально направленной деятельности в процессе ПОВ:
1. Профессионально ориентированная исследовательская деятельность школьников с выходом на публикацию результатов исследований учащихся, обеспечивающая формирование основ исследовательской культуры.
2. Профессионально ориентированные внеурочные классные мероприятия:
Рис. 2.25. Функции и содержание деятельности классного руководителя
физико-математического класса
научно-практические конференции; выставки научно-технического творчества; практика в лабораториях физико-технического факультета; клуб сумасшедших идей и интересных встреч; а также викторины, юморины, КВН,классные «Огоньки», Последний звонок, выпускной вечер [104, 105, 111].
К общим, не связанным со специализацией, относятся методы:
– общие коммуникативные методы воспитания: беседа, убеждение, дискуссия, лекция, поощрение, наказание;
– суггестопедический метод (через эмоциональное внушение в активном состоянии посредством авторитета КР [76, 104, 241]);
– воспитание личным примером учителя-предметника и КР;
– воспитание через приобщение к мировой культуре в процессе освоения содержания общеобразовательных гуманитарных дисциплин.
–создание классным руководителем любых ситуаций успеха для каждого ученика ФМК (успешность в учёбе, победа в конкурсах различного профиля – физических, технических, художественных, спортивных и т.д..; поощ-
рение любого успеха. Ситуация успеха – средство борьбы с негативными установками – страхом поражения, боязнью неудачи, которые могут привести к развитию синдрома «выученной беспомощности».
Специфические методы воспитания осуществляются в процессе освоения содержания образовательного процесса ППДОФ:
1)через освоение содержания физики, астрономии, космологии – формирование научного мировоззрения, «космического» мышления;
2) через освоение новых информационных технологий – воспитание элементов информационной культуры; развитие творческой активности;
3) через выполнение творческих проектов, исследовательских лабораторных, участие в творческих конкурсах (конференциях, технических выставках, олимпиадах),– воспитание основ исследовательской культуры, научного мировоззрения; креативных качеств личности;
4) через освоение спецкурсов по решению конкурсных задач повышенной трудности, специальных элективных курсов - воспитание когнитивного стиля мышления; воспитание культуры репрезентации научного знания.
Средствами ПОВ являются общие и специфические.К общим воспитательным средствам относятся: 1) вербальные (словесные убеждения КР, литература, периодические издания, Internet и др); 2) суггестопедические (авторитет); 3) наглядные (примеры учителей, КР, одноклассников для подражания); 4) средства новых информационных технологий.Кспецифическимсредствам относятся вышеназванные с поправкой на специфику в области физики, а также профессионально ориентированный методический комплекс КР-учителя физики, включающий в себя блоки:
1) Методический – учебно-методические пособия и рекомендации по методам, формам, средствам воспитания будущих специалистов-физиков [104], описание методов психолого-педагогической диагностики и др..
2) Операциональный: а) комплект методических разработок, сценариев, обеспечивающий проведение профессионально ориентированных внеклассных мероприятий; б) комплект психолого-педагогических тестов, анкет, обеспечивающий проведение психолого-педагогических исследований контингента ФМК.
3) Нормативный блок или документация, отражающая: работу с родителями, протоколы классных и родительских собраний; журналы учета результатов деятельности учащихся и их родителей и др.; документация, отражающая работу со школьной администрацией, с учащимися:
4) Архивный: мониторинговые результаты анкетирования; продукция учащихся ФМК; фотоальбомы; материалы , отражающие историю класса.
Таким образом, профессиональная направленность воспитания в процессе ППДОФ является важнейшим условием реализации программы развития учащихся ФМК, готовящихся к профессиональной деятельности в области физики. Реализация предложенной модели воспитательного процесса позволяет существенно повысить эффективность ППДОФ, формирует систему убеждений и комплекс общечеловеческих, гражданских и профессиональных качеств личности, основы профессиональной культуры будущего специалиста-физика.
Направление подготовки: 220700.62 Автоматизация технологических процессов и производств
Профиль: Автоматизация технологических процессов и производств (в нефтяной и газовой промышленности)