Практические

Воспитательная

Развивающие

Образовательные

Основы религиозной культуры и светской этики

План конспект урока по курсу

SESAME

BUN

PICKLE

 

МАРИНАД

 

БУЛКА

КУНЖУТ

 

студентки 4 курса факультета русской филологии и национальной культуры

отделения теологии

Вдовиной Елены

Краткая аннотация:

1. Учебный предмет – ОПК

2. Уровень образования школьников – 4 класс общеобразовательной школы

3. Форма учебной работы – классно-урочная

4. Оборудование – презентация PowerPoint

 

Тема: Икона. История создания иконы, ее роль в православии.

 

 

Цель: рассказать об иконах, иконописи, иконах различного предназначения и почитаемых иконах, закрепить полученные знания на практике.

 

Задачи:

· Сформировать представления об иконе, о ее роли в православии

· Развитие речи учащихся

· Развитие умения составлять тезисы, обобщать, размышлять

· Развивать умение анализировать, аргументировать свою точку зрения

 

 

· Воспитать осознанное восприятие истоков православной веры

· Воспитать художественно- творческий вкус

· Воспитать почтительное отношение к иконе

 

· Развивать умение анализировать(распозновать) различные образы и лики святых

 

 

Рязань - 2012

 

План урока.

ü Орг. момент -2 мин.

ü Основная часть - 35 мин.

ü Подведение итогов- 3 мин.

 

 

Ход урока

Этапы Работа учителя Работа учащихся Примечания
Орг. момент 8.30 – 8.32     Основная часть 8.32-9.07   Добрый день! Садитесь. Тема нашего сегодняшнего занятия – Икона. История создания иконы, ее роль в православии. Итак, записываем тему урока в тетради.     «Тот, кто видит в иконе только доску и краски, тот почти ничего не видит. Кто видит в иконе красоту, тот видит много, но еще не все. Тот же, кто начинает постигать духовную ее сущность, тот подошел к главному в ней. Через иконы было нам дано явление той благодатной силы, которая некогда спасала Россию». о. Александр (Киселев) n Слово икона – греческое и по-русски означает «образ», «изображение». Священное предание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям Свой видимый образ. n Правивший во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирийском городе Эдесса царь Авгарь был тяжко болен проказой. Услышав, что в Палестине находится великий "пророк и чудотворец" Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет любые болезни, Авгарь уверовал в Него и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу письмо Авгаря с просьбой о исцелении n Художник отыскал Иисуса, Но сделать «портрет» не смог «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил его к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. Получив этот Святой Образ - первую, Самим Господом сотворённую икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою получил исцеление. n За этим чудотворным образом закрепилось название «Спас Нерукотворный»     Икона необходимая принадлежность храма и дома. Икона – «окно» в царствие Божие. В переводе с греческого означает образ, живописное изображение Христа, Богоматери, святых, сцен из святого писания, являющиеся предметом поклонения христианской религии. Русская икона писалась в иконописных мастерских при храмах, на липовой доске, покрытой левкасом (грунт из мелового порошка в смеси с клеем животного происхождения). Левкас тверд, плотен, белого цвета – это грунт под окраску и позолоту. В старину краски растирались на воде с добавлением яичного желтка. Написание иконы это сложный, трудоемкий процесс, требующий большого умения. Существует Иконописный Подлинник, необходимый для работы иконописцев, в котором перечислены «атрибуты», отличающие одного Святого от другого. Так, например, Святые мученики, изображаемые на иконах, держат крест, епископы – Евангелие, пророки – свитки, Святые изображаются с бородами, а Ангелы – безбородыми. Иконописание– вид станковой религиозной живописи. Иконы писал иконописец темперными яичными красками, очень дорогими, натуральными, даже полудрагоценными материалами (камнями), которые растирались в пыль. Яичная темперная живопись сочеталась с басмой (вид ювелирной техники, имитирующей чеканку), сканью (узор, выполненный из тонкой золотой, серебряной, медной проволоки, свитой в веревочку), зернью (мелкие драгоценные шарики диаметром 0,4 мм), эмалью (прочное цветное стекловидное покрытие). Особенно любимы русским народом иконы Пресвятой Богородицы. Впервые образ Богородицы появился на Руси в XI веке, это была икона «Одигитрия», привезенная греческой царевной Анной, дочерью византийского императора, выданной за великого князя Всеволода Ярославича, и у нас эта чудотворная икона получила название «Смоленская». Свои названия иконы получают главным образом от названия тех мест, где они были явлены. Существуют три основных типа Богоматери. Первый и самый распространенный тип – «Одигитрия», является классическим образом. Второй тип – «Умиление», т.е. милующая, жалеющая, любящая. Третий тип – «Оранта», т.е. молящаяся. Все три типа икон разные. «Одигитрию» в дальнейшем стали изображать по пояс. На левой руке Богородица держит своего божественного Сына, а правой обращается к Нему с вечной мольбой о помиловании рода человеческого. Христос благословляет, отвечает согласием. Богоматерь «Умиление» изображали иконописцы по-другому. Мать и сын обнимают друг друга, Христос, как правило, слева. «Оранта» – изображение Богородицы в полный рост, с поднятыми руками. На груди у Богородицы в круге – изображение Младенца Христа. Такое же изображение Богоматери, но по пояс, получило потом название «Богоматерь Знамение». Святые иконы Пресвятой Богородицы множество раз являли русскому народу чудеса, защищали от наступлений врагов, давали воинам силу и крепость духа в боях, исцеляли от болезней. Цвет в написании иконы имеет свое значение, как и в покраске храма, его куполов. Например: голубой – мирный, алый – в честь Богоматери, золотой – Христа. Обычно накидка на голове Богородицы (мафорий) – бордово-коричневого цвета, фон иконы золотой или небесный. Всему миру известен русский иконописец, который был монахом Андроникова монастыря – Андрей Рублев (ок. 1360 – ок. 1430 г.г.). Храмы с его росписью являются вершинами мирового искусства. Всем известна его знаменитая «Троица».   n Каждая икона состоит из четырех основных частей — слоев. Первый слой — щит из деревянной доски (или кусок холста) — является ее основой. Второй слой — грунт, или левкас, приготовленный из порошка мела с клеем. Третий слой — живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии или на искусственной — казеиново-масляной или поливинилацетатной. Четвертый слой, защищающий живопись от внешних воздействий, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы). n Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона – творение соборное; n Иконопись - не самовыражение, а служение и аскетическое делание. Иконописец, завершая икону, надписывает имя того, чей лик явлен на иконной доске. n Происходит соединение слова и изображения, имени и образа – рождается икона. n Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. n Икона лишена внешних эмоций - восприятие иконографических символов происходит на духовном уровне. n Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.   n Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображают сияние в форме круга, которое называется нимб. Нимб – это изображение сияния света и Божественной славы, которая преображает и человека, соединившегося с Богом   . Символика жестов   n Руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы. n Руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби. n Две руки, поднятые вверх – моление о мире. n Рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание n Рука, поднятая вверх – призыв к покаянию. n Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности n Символика цвета   Символика цвета Золотым цветом и светом в иконе возвещается радость. Золото (ассист) на иконе символизирует Божественную энергию и благодать, красоту мира иного, самого Бога. Солнечное золото как бы поглощает зло мира и побеждает его. Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. Желтый, или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов. Пурпурный, или багряный, цвет был очень значимым символом в византийской культуре. Это цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери – царицы Небесной. Красный – один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны – как знак торжества вечной жизни. Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души. Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой. Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь – в сценах Рождества. Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти. Серый - цвет, который никогда не использовали в иконописи. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы. Черный цвет – цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, – это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.     Классификация икон по сюжету По сюжетам иконы можно разделить на Иконы Святой Троицы — символические и «по пророческим видениям» изображения троичного догмата. Иконы христологического ряда, среди которых выделяются непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа. Среди последних отдельную группу составляют т. н. «страстные» иконы (иконы страстного цикла), повествующие о страданиях и распятии Христа. Богородичные иконы, среди которых условно выделяют непосредственно иконы Марии и иконы богородичных праздников. Иконы святых и сил бесплотных. Иконы праздников и событий священной истории. Символические и аллегорические композиции.   По количеству изображаемых персонажей называют одно-, двух-, и т. д., а также многофигурные композиции. По количеству самостоятельных композиций выделяют одно-, двух- и т. д. -частные иконы.Кроме того, существуют иконы с клеймами, в которых основная центральная композиция (средник) окружена одним или несколькими рядами второстепенных композиций (клейм), обычно составляющих более или менее полный ряд иллюстраций, повествующий об истории изображённого в среднике лица или события, либо иллюстрирующие иной, связанный с ними текст. Среди подобных икон называют житийные иконы (иконы с житием), иконы с деяниями, иконы со сказанием, иконы с акафистом и т. д. В болгарской иконописи в XIX веке были распространены Иерусалимии— сложные многосюжетные композиции, посвящённые святым местам Иерусалима. По объятности (охватываемости, масштабам изображаемых фигур) выделяются ростовые(изображающие персонажей в полный рост), тронные (полное изображение фигур восседающих на престоле), поясные (изображение фигур в пределах линии пояса или несколько ниже), огрудные(изображение фигур в пределах линии пупа), оплечные (изображение фигур в пределах линии груди) и оглавные(изображение только лика или лика и плеч в пределах линии ключиц) иконы. Поколенные и фрагментные изображения иконописи не свойственны. По стилистическим особенностям иконы относят к той или иной «школе» иконописи: новгородской, московской, строгановской и т. д. Также в ходе искусствоведческой атрибуции икона может быть отнесена к «школе», «окружению» или «мастерской» конкретного иконописца, например: «икона окружения Андрея Рублёва» или «икона мастерской Дионисия». По технике исполнения выделяют: живописные иконы, среди которых можно назвать энкаустические, мозаические, темперные иконы, иконы, написанные в технике масляной живописи, и т. д. вышитые иконы — выполненные в той или иной технике шитья литые иконы резные иконы печатные или типографские иконы сводчатый алтарь — складная икона из нескольких шарнирно скрепленных досок, покрытых живописным изображением с обеих сторон По месту нахождения иконы делятся на домовые, путные (дорожные) и храмовые. Среди последних по месту расположения в храме называют иконостасные, заамвонные и т. д. Икона, участвующая в Крестном ходе называется выносной. Домовая икона может быть семейной (передающейся по наследству из поколения в поколение), мерной (заказанной после рождения в семье младенца в честь его патронального святого на доске, равной по размеру росту ребёнка при рождении), венчальной (участвующей в обряде венчания), именной (с изображением тезоименного её владельцу святого) и т. п. Икона, написанная по особому обещанию именуется обетной. Среди икон выделяют чудотворные — отмеченные необычными явлениями, по типу чудотворения иконы могут называться явленными (чудесно обретёнными), мироточивыми (выделяющими миро), целительными и т. д. В иконы могут помещать в специальных мощевиках мощи святых. Ребята, я думаю, каждый из вас слышал о чудотворных иконах, давайте поговорим об этом.   Дети входят в класс. Приветствуют учителя. Садятся за парты.     Дети слушают учителя. Смотрят презентацию. Записывают основные моменты     Дети рассказывают свои истории, активно участвуют в дискуссии и делятся впечатлениями.  
Подведение итогов 9.07 – 9.10   Выставление оценок. Анализ работы учащихся. Запись домашнего задания.   Слушают учителя.