Переход к рыночной экономике.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключаются особенности расширения, реконструкции и технического перевооружения производственных зданий?

2. Расскажите о двух формах морального старения производственных зданий.

3. Расскажите о технологии ремонта и усиления элементов каркаса производственных зданий.

4. Какие варианты пролетов производственных зданий Вы можете назвать в зависимости от характера их сопряжения с существующими пролетами?

5. Что такое «лофт»?


[1] Однако эти проекты не предусматривали хорошо обо­рудованных санитарных узлов, не учитывалась инсо­ляция квартир, их сквозное проветривание и изоляция комнат. Основная часть данного жилого фонда была разрушена военными действиями. Лишь в отдалённых от театра военных действий городах Урала и Сибири в рабочих кварталах можно увидеть 3-4-этажные кори­дорные дома с общими санузлами на несколько семей. Это дома, которые уже давно надо было снести, так как и физический, и моральный износ их перешел все границы, и они не подлежат реконструкции.

[2] На первом этаже и в пристройках размещались столовые, прачечные, спортзалы, библиотеки. В ряде случаев предусматривались комнаты-пеналы для молодой пары, но при рождении ребёнка он должен был воспитываться в круглосуточных яслях, детском саду, школе, которые также пристраивались к комплексам. Такие здания-комплексы являются историческими символами зарождения социализма и охраняются государством. В ряде зданий размещены студенческие общежития.

[3] Огромные квартиры, ос­тавшиеся после расселения коммуналок в центральных кварталах городов, после реконструкции превращены в фешенебельные «хоромы» для новых русских. Порой эти квартиры, отделанные самыми современными ма­териалами и мебелью по индивидуальным проектам дизайнеров, ждут своих богатых покупателей по не­сколько лет, но они не торопятся покупать эти кварти­ры, так как в зданиях не создана среда для их комфор­тного проживания. В старых домах нет бассейна, сау­ны, индивидуального гаража на две-три машины, что можно создать только на частном, индивидуальном участке.

 

[4] Надо отметить, что процесс обследования общественного здания иногда проводить легче, чем жилого здания, так как отжившая функция освобождает пространство от его посетителей, что почти невозможно, или очень дорого при реконструкции жилых зданий. Но в то же время структура общественного здания всегда сложнее, чем жилого дома, и требует применения дорогостоящих приборов и механизмов для обеспе­чения доступности к большепролётным конструкциям.

[5] Самым великолепным примером данного вида реконструкции является развитие комплекса зданий Государственной Третьяковской галереи. Авторы проекта настолько вошли в образ стилистичес­ких характеристик старого здания, что созданные новые корпуса только дополняют и украшают весь ан­самбль застройки. При этом историческое здание как было жемчужиной, так и осталось, потому что авторы не стали вынянчивать новые корпуса ни по этажности, ни по стилистике. Очень-удачно в ансамбль застройки изошли и другие памятники архитектуры — церковь Николы в Толмачах и ряд каменных зданий, конца 19 века. Ряд критиков пишут о том, что маршрут осмотра зданий и его коллекций стал утомителен и запутан, но надо вспомнить огромное количество зданий и залов Эрмитажа — и все станет на свои места.

[6] Одним из интереснейших вариантов реконструкции театров стал проект расши­рения Театра на Таганке в Москве, Старое здание как бы поглощено новым кирпичным монстром, в пасти которого осталась голова – бывший главный вход в театр с великолепным фронтовом. Однако новое здание великолепно смотрится с главной магистрали порода — Садового кольца.

[7] Такие здания рекомендуется использо­вать как универсальные. Для этого в них устанавли­вается современнейшее оборудование по трансформа­ции зрительских мест, арены, сцены, спортплощадки и других элементов, которые здание превращают то в цирк, то в спортзал или в концертный зал, а на другой день — в конференц-зал проведения конг­рессов. Такие залы в структуре города всегда есть и их, безусловно, надо превращать в зады универсаль­ного назначения. Такая эксплуатация зданий создает удобства для населения и большую выгоду для муни­ципалитетов.

Осенью 1991 экономическое положение СССР было катастрофическим:

1)Ликвидация традиционной системы управления.

2)Разрушение денежной системы, господство натурального обмена (бартер).

3)Падение производства.

4)Всеобщий дефицит потребительских товаров.

5)Отсутствие чётких государственных границ и таможен.

6)Бездействие российского руководства после августа 1991 г., отсутствие конкретной программы преобразований.

Выход из этой ситуации был возможен лишь на пути радикальной экономической реформы. Реальной возможностью её проведения осенью 1991 года располагал уже не союзный центр, резко ослабевший после августовского путча, а новые власти России во главе с президентом Б. Н. Ельциным.

В конце октября 1991 года Ельцин выступил на 5-м Съезде народных депутатов России с программой экономических реформ. Авторами программы являлись министры нового российского и правительства. Формально исполняющим обязанности главы правительства стал сам Ельцин. Вице-премьером по экономической политике был назначен либеральный экономист Е. Т. Гайдар.

Гайдар и возглавляемая им команда "молодых реформаторов" предложили осуществить экономические преобразования в следующей последовательности:

- переход к свободным ценам (либерализация цен),

- либерализация торговли,

- приватизация государственной собственности.

Такая последовательность, по мнению реформаторов, диктовалась состоянием российской экономики, в которой полностью господствовали дефицит и бартер (натуральный обмен). Без перехода к свободным ценам и либерализации торговли приватизация была бы невозможна, т.к. никто не стал бы брать в собственность предприятия, будучи вынужден торговать по государственным ценам и получать сырье от государства. Либерализация цен должна была выявить истинную рыночную стоимость товаров, устранить дефицит и заставить предприятия зарабатывать.

Государство отказывалось от прямого вмешательства в экономику и намеревалось проводить жесткую финансовую политику, препятствуя инфляции и не допуская дефицита бюджета.

2 января 1992 года указом Президента РФ были введены свободные (рыночные) цены. Временно не подлежали освобождению лишь цены на энергоносители и некоторые виды продовольствия (хлеб, молоко и т.п.). Был издан указ о свободе торговли и допущено хождение иностранной валюты (преимущественно расчеты велись в долларах США и немецких марках). Резко увеличился импорт продовольствия и товаров широкого потребления.

29 января 1992 года – указ Президента РФ «О свободе торговли», согласно которому предприятиям, независимо от формы собственности, и гражданам осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений и в любых удобных для них местах.

"Гайдаровские" реформы принесли быстрый и ощутимый результат: в течение нескольких месяцев дефицит был преодолен. Прилавки магазинов наполнились товарами.

Однако социальная цена реформ оказалась чрезвычайно велика. Одновременно с либерализацией цен были в два-три раза повышены зарплаты бюджетников и пенсии. Предполагалось, что цены вырастут в 3-5 раз. Однако из-за чрезмерной монополизации производства и тотального дефицита продовольствия и потребительских товаров цены сразу увеличились в 10-15, а на некоторые товары и в 30 раз. За год цены выросли в среднем в 26 раз. Была разрушена административная система регулирования цен и торговли. Реальные доходы населения за год упали на 44%. Большинство населения оказалось за чертой бедности. Обесценились созданные многолетним трудом вклады в сберкассы. В особенно тяжелое положение попали пенсионеры и работники бюджетной сферы: учителя, врачи, научные работники, сотрудники библиотек и музеев и т.п. В то же время стали быстро расти доходы немногочисленной социальной верхушки. В обществе возникло небывалое социальное расслоение.

Социальные издержки реформ вызвали широкую оппозицию в Верховном Совете РФ. Часть депутатов, ранее занимавших реформаторские позиции, негативно отнеслась к радикальным экономическим реформам и перешла в оппозицию. Парламентское большинство стало добиваться расширения расходной части бюджета, чтобы компенсировать населению рост цен. Это делало невозможным формирование бездефицитного бюджета и провоцировало инфляцию. Особенно острое сопротивление встретило намерение правительства освободить цены на энергоносители, резко снизить субсидии предприятиям и отменить обязательные госзаказы. Такая мера сделала бы неплатежеспособными значительную часть промышленных предприятий и колхозов и обрекла бы их на закрытие.

Летом 1992 года в результате взвинчивания цен предприятиями возник кризис неплатежей. Взаимные неплатежи достигли двух трлн. руб. Даже прибыльные нефтяные и газовые предприятия не могли покрыть убытков. Особенно сильный спад постиг тяжёлую промышленность, прежде всего предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК), лишившиеся государственных оборонных заказов и не сумевшие быстро и эффективно провести конверсию. Правительство стремилось избежать гиперинфляции и настаивало на методах "шоковой терапии", предлагая отказаться от поддержки неэффективных и ненужных обществу предприятий, провести их акционирование и запустить механизм банкротства.

Но Верховный Совет во главе с его председателем Р. И. Хасбулатовым и Центральный банк во главе с В. В. Геращенко пошли по пути предоставления неконкурентоспособным производителям финансовой помощи в виде дешевых государственных кредитов (июнь 1992 года). Их действия объяснялись стремлением избежать закрытия предприятий, массовой безработицы и социального взрыва. Это сорвало правительственную схему реформ, основанную на принципах монетаризма, т.е. на ограничении объема денежной массы в обороте и тем самым сдерживании инфляции.

Отказ от либерализации цен на энергоносители и широкое кредитование не позволили быстро выявить реальную эффективность предприятий, затруднили формирование эффективного собственника. Если противники либеральных реформаторов считают, что развал российской экономики начался именно с гайдаровских реформ, то их сторонники полагают, что это произошло из-за того, что "шоковая терапия" по Гайдару так и не была реализована из-за сопротивления оппозиции и нехватки политической воли у руководства страны.

В декабре 1992 года под давлением депутатов Ельцин отправил Гайдара в отставку. Премьер-министром России стал В. С. Черномырдин, имевший репутацию крепкого хозяйственника. Однако надежды оппозиции на радикальную смену экономического курса не оправдались. Черномырдин быстро стал последовательным сторонником рыночных реформ.

Для проведения глубоких экономических реформ необходимо было воссоздать в России частную собственность. Фактически процесс приватизации уже шел, однако развивался стихийно и нелегально - посредством разворовывания государственного имущества через подставные фирмы, которым продукция продавалась по заниженным ценам. Реальную прибыль от такой приватизации получало не государство и не общество, а лишь руководители предприятий и ведомств. Административных рычагов, с помощью которых этот процесс можно было бы прекратить, уже не существовало. Остановить "директорскую" приватизацию могла лишь массовая приватизация на основе закона.

 

Программа приватизации разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество) под руководством А. Б. Чубайса.