Послы и посольства в Риме
Вопросы взаимоотношений Рима с другими государствами находились в ведении сената. Как сообщает Полибий, «в обязанности сената входит отправлять посольства к какому-либо народу за пределы Италии либо для примирения, либо для призыва о помощи, либо для передачи приказа, или для принятия другого народа в подданство, или для объявления войны» (Polyb. 6.13.6). Сенат отвечает также за то, как принять прибывшее в Рим посольство и что ответить послам других государств (Polyb. 6.13.7).
Со времени второй пунической войны этот орган отправлял послов (legati), принимая senatus consultum, в котором указывалось их количество: чаще всего три, а иногда, смотря по обстоятельствам, два, четыре, пять или десять легатов. И, хотя для этой цели конкретных лиц выбирали консулы, легаты считались уполномоченными сената и по возвращении о результатах докладывали именно сенаторам.
Послы к другим народам и государствам могли быть отправлены полководцем из лагеря. Происходило это в том случае, если дело касалось неприятеля, с которым вели войну. Из Рима же легатов отправлял только сенат.
Наряду с термином legati для обозначения римских послов употреблялось слово oratores. Эти посланники имели устное поручение.
Принцип неприкосновенности послов четко действовал и у римлян (см.: Nep. Pelop. 5; Тас. Hist. 3.80 etc.). Так, в 188 г. до н.э. по приказанию городского претора М. Клавдия двое римлян — Л. Минуций Миртил и Л. Манлий — «были выданы фециалами послам и отвезены в Карфаген за то, что побили, как говорили, карфагенских послов» (Liv. 38.42).
По сообщению Тита Ливия, Сципион, зная о нарушении перемирия противниками, сказал Лелию и Фульвию, прибывшим из Рима с карфагенскими послами, что «карфагеняне нарушили не только перемирие, но и право народов, защищающее послов, он, однако, не сделает ничего недостойного римских обычаев и собственных его правил. С этими словами он отпустил послов и стал готовиться к войне» (Liv. 30. 25.10).
Римляне жестоко наказывали тех, кто нарушал неприкосновенность легатов. Решение вопроса об оскорблении послов и о мере наказания принадлежало фециалам. Они также занимались выдачей виновных пострадавшему государству и совершали необходимые для этого случая религиозные обряды.
Расширение функций отправляемых сенатом посольств произошло во II в. до н.э., когда все чаще сенаторы назначали комиссию из десяти легатов (децемвиров) и посылали ее к римскому полководцу-победителю с тем, чтобы помочь ему в решении множества проблем, связанных с послевоенным урегулированием. Первые вполне определенные случаи работы таких комиссий относятся к окончанию Ганнибаловой войны (см., например: Polyb. 18.44.1; 18. 45. 7-12; 18.48.1-3).
Иногда римские посольства были многоцелевыми. Накануне второй римско-македонской войны римляне хотели заручиться поддержкой или, по крайней мере, нейтралитетом со стороны Сирии и Египта. С этой целью на Восток отправляется римское посольство с дипломатическим поручением: во-первых, добиться от египетского царя согласия на вмешательство римлян в греко-македонские дела на Балканском полуострове; во-вторых, устранить Антиоха III от участия в войне на стороне Филиппа V.
У римлян была тщательно разработанная процедура приема послов других государств. Порядок их приема всецело зависел от того, были ли это послы союзного и дружественного Риму государства или нет. Тем более по-особому римляне относились к посольствам враждебных государств и правителей.
Зачастую интенсивная дипломатическая деятельность эллинистических государств в Риме, в том числе и обмен их посольствами, была направлена на заключение договоров или установление союзных отношений.