Послы и посольства в Риме

Во­просы взаимоотношений Рима с другими государства­ми находились в ведении сената. Как сообщает Полибий, «в обязанности сената входит от­правлять посольства к какому-либо народу за пределы Италии либо для примирения, либо для призыва о по­мощи, либо для передачи приказа, или для принятия другого народа в подданство, или для объявления вой­ны» (Polyb. 6.13.6). Сенат отвечает также за то, как принять прибывшее в Рим посольство и что ответить послам других государств (Polyb. 6.13.7).

Со времени второй пунической войны этот орган отправлял послов (legati), принимая senatus consultum, в котором указывалось их количество: чаще всего три, а иногда, смотря по обстоятельствам, два, четыре, пять или десять легатов. И, хотя для этой цели кон­кретных лиц выбирали консулы, легаты считались уполномоченными сената и по возвращении о результатах докладывали именно сенаторам.

Послы к другим народам и государствам могли быть отправлены полководцем из лагеря. Происходило это в том случае, если дело касалось неприятеля, с ко­торым вели войну. Из Рима же легатов отправлял только сенат.

Наряду с термином legati для обозначения рим­ских послов употреблялось слово oratores. Эти послан­ники имели устное поручение.

Принцип неприкосновенности послов четко дей­ствовал и у римлян (см.: Nep. Pelop. 5; Тас. Hist. 3.80 etc.). Так, в 188 г. до н.э. по приказанию городского претора М. Клавдия двое римлян — Л. Минуций Миртил и Л. Манлий — «были выданы фециалами послам и отвезены в Карфаген за то, что побили, как говорили, карфагенских послов» (Liv. 38.42).

По сообщению Тита Ливия, Сципион, зная о на­рушении перемирия противниками, сказал Лелию и Фульвию, прибывшим из Рима с карфагенскими пос­лами, что «карфагеняне нарушили не только переми­рие, но и право народов, защищающее послов, он, од­нако, не сделает ничего недостойного римских обыча­ев и собственных его правил. С этими словами он от­пустил послов и стал готовиться к войне» (Liv. 30. 25.10).

Римляне жестоко наказывали тех, кто нарушал неприкосновенность легатов. Решение вопроса об ос­корблении послов и о мере наказания принадлежало фециалам. Они также занимались выдачей виновных пострадавшему государству и совершали необходимые для этого случая религиозные обряды.

Расширение функций отправляемых сенатом по­сольств произошло во II в. до н.э., когда все чаще се­наторы назначали комиссию из десяти легатов (децем­виров) и посылали ее к римскому полководцу-победи­телю с тем, чтобы помочь ему в решении множества проблем, связанных с послевоенным урегулированием. Первые вполне определенные случаи работы таких ко­миссий относятся к окончанию Ганнибаловой войны (см., например: Polyb. 18.44.1; 18. 45. 7-12; 18.48.1-3).

Иногда римские посольства были многоцелевыми. Накануне второй римско-македонской войны римляне хотели заручиться поддержкой или, по край­ней мере, нейтралитетом со стороны Сирии и Египта. С этой целью на Восток отправляется римское посоль­ство с дипломатическим поручением: во-первых, до­биться от египетского царя согласия на вмешательство римлян в греко-македонские дела на Балканском по­луострове; во-вторых, устранить Антиоха III от учас­тия в войне на стороне Филиппа V.

У римлян была тщательно разработанная проце­дура приема послов других государств. Порядок их приема всецело зависел от того, были ли это послы со­юзного и дружественного Риму государства или нет. Тем более по-особому римляне относились к посоль­ствам враждебных государств и правителей.

Зачастую интенсивная дипломатическая деятель­ность эллинистических государств в Риме, в том числе и обмен их посольствами, была направлена на заклю­чение договоров или установление союзных отноше­ний.