Послы и посольства эллинистических государств
Лекция 15. Послы и посольства в Греции и Риме. Международные договоры
Полис и дипломатия. Современные исследователи подчеркивают неразвитость институтов внешней политики и дипломатии в античном мире по сравнению с новым и новейшим временем. Особенности античной дипломатии связаны со спецификой греческих полисов и римской civitas, т.к. формы дипломатической деятельности были составной частью политической жизни греков и римлян в целом и определялись ею. Эллины, по-видимому, вообще не рассматривали задачи управления в различных областях жизни полиса как изолированные и совершенно специфические: политика для них была чем-то целостным со множеством конкретных проявлений. Это объясняет, почему в полисе не было особого органа («министерства иностранных дел»), занимающегося исключительно «внешней политикой». Такие вопросы, равно как финансовые, культовые и иные «внутренние» дела, обсуждались на заседаниях совета или народного собрания. Постоянных профессиональных дипломатов не существовало, т.к. вся система управления была выборной и срочной (система магистратур). В греческих государствах не вводились в должность постоянные послы или консулы, не назначались постоянные посольства. При отсутствии профессиональных дипломатов и особых учреждений, занимающихся внешней политикой, для решения проблем дипломатии эллины постоянно и широко привлекали видных политиков полиса, доминирующую роль здесь, как и в других сферах, играло народное собрание.
Такой способ формирования политики давал грекам немало преимуществ: к примеру, они практически не знали тайной дипломатии. Строгий общественный контроль над политикой (в том числе «внешней») и должностными лицами позволял избежать профессиональной бюрократизации. Равным образом, отсутствие условий для «делания» внешнеполитической карьеры не мешало честолюбивым грекам проявлять свое лидерство в общественных делах. История классического и эллинистического периодов дает примеры того, как видные политики отдельных государств, не будучи профессиональными дипломатами (в современном смысле), показывали высокое мастерство и подлинный профессионализм в решении внешнеполитических проблем.
В межгосударственных отношениях греки широко использовали послов. Для описания различных по функциям и значениям послов употреблялись такие греческие слова, как άγγελος — вестник, посланник; κήρυξ — глашатай; πρεσβευτής — посол (чаще всего во множественном числе — πςε'σβεις); διάκονος — слуга, служитель и другие. Эти слова не всегда имеют терминологическое значение, и часто одно из них могло заменяться другим: άγγελος вместо κήρυξ (ср.: Syll. 273; 330; 349; 581; 644—645) или διάκονος использовался наряду с κήρυξ.
Если нужно было доставить послание или высказать аргументы по спорному вопросу другому государству, отправлялись обычно послы. А прямые дипломатические контакты между воюющими сторонами осуществлялись, главным образом, посредством глашатаев. Для доставки письменных сообщений посылались гонцы — γραμματοφόροι.
Послов в греко-эллинистическом мире выбирали довольно тщательно. Обычно при выборе той или иной кандидатуры учитывалось, насколько благоприятное впечатление посол произведет в государстве назначения.
Профессиональных дипломатов и послов в эллинистическом мире не было. Их назначали время от времени для особых миссий. Послы были людьми важными и влиятельными, и хотя они являлись не профессионалами, а «любителями», они должны были обладать значительным опытом.
Чаще всего посольствам поручалось решение одной конкретной задачи, но были и многоцелевые посольства.
Послы скорее ограничивались неопределенными уклончивыми ответами, нежели отвечали уступками на уступки других. Если необходимы были уступки, послы должны были пересказать в своем народном собрании требования другого государства; поскольку же это были обычно политически влиятельные люди, они могли, в свою очередь, защитить те уступки, которые считали необходимыми. Однако все это касается лишь послов полисов и союзов греческих народов.
Греческие послы всегда пользовались неприкосновенностью. Они редко подвергались опасности, а когда такое все же происходило, это воспринималось общественным мнением как нечто экстраординарное независимо от того, причиняли ли послам вред греки или «варвары». Это, конечно, не означает, что существовала какая-то теория «дипломатического иммунитета», просто отправлявшиеся с миссией послы полагались на традиционные понятия религии и гостеприимства, которые были реальностью и для государства, принимавшего этих послов.
Как правило, послы не были наделены широкими полномочиями, ибо дипломаты находились под прямым контролем греческих полисов, поскольку советы, народные собрания и правители ревностно оберегали свой «суверенитет». Даже в случаях крайней необходимости им не давались широкие полномочия.
В эллинистический период главными участниками дипломатии становятся цари: они принимают иностранных послов, ведут дипломатическую переписку, отправляют свои собственные посольства в другие государства, порой сами ведут переговоры. Особую роль в дипломатии играют «друзья царя».
Появление Рима на политической сцене Восточного Средиземноморья, рост его военного и политического влияния в этом регионе оказали сильное воздействие на дипломатическую практику в эллинистическом мире. После 168 г. до н.э. многие греческие города и государства считают необходимым ежегодно отправлять свои посольства в Рим.