Лекция 14. Римский империализм: трактовка римской внешней политики в современной историографии
В современной историографии существуют три основные концепции римской внешней политики в период Средней республики.
«Оборонительный империализм».Автором идеи, положенной в основу этой концепции, является Теодор Моммзен (Римская история, 1864). Немецкий исследователь считал: «Лишь тупоумная недобросовестность в состоянии не признавать, что в то время (накануне второй римско-македонской войны) Рим вовсе не стремился к владычеству над государствами Средиземного моря и желал только одного - иметь в Африке и Греции безопасных соседей...».
Однако Рим не мог допустить, чтобы Филипп V удвоил силы своего государства, присоединив к нему лучшие земли малоазийской Греции, город Кирену, а также подчинил нейтральные торговые государства. К тому же Рим не мог допустить падение Птолемеевского Египта и Родоса, поскольку это могло поставить италийскую торговлю с Востоком в зависимость от Македонии и царства Селевкидов. Далее «долг чести» обязывал римлян заступиться за своего верного союзника в недавней войне на Балканском полуострове — пергамского царя Аттала. Наконец, Рим претендовал на роль покровителя всех греков. «Было бы странно оспаривать у римлян право чувствовать себя оскорбленными как в их человеческих, так и в их эллинских симпатиях теми злодействами, которые были совершены над жителями Хиоса и Фасоса. Таким образом, — делает заключение Т. Моммзен, — все побудительные причины, и политические, и торговые, и моральные, заставляли римлян вторично предпринять войну с Филиппом, которая была одной из самых справедливых войн, когда-либо веденных Римом».
Рассмотрев третью римско-македонскую войну, историк формулирует свое понимание характера римской внешней политики: «... Римское всемирное владычество вовсе не было результатом гигантского замысла, задуманного и исполненного ненасытною жаждою территориальных приобретений, а было достигнуто римским правительством без предвзятого намерения и даже против его воли».
Рим не добивался ничего другого, как владычества над Италией, но он не желал иметь слишком сильных соседей. Сами римляне «всегда утверждали, что они не придерживались завоевательной политики и всегда вели оборонительные войны» — и это, как считает Т. Моммзен, было на самом деле так. Все крупные войны (за исключением сицилийской войны) они вели вынуждено: либо из-за прямого на них нападения, либо из-за того, что их соседи нарушали существующее политическое положение вещей.
По мнению исследователя, «римская политика не была предначертана одним могучим умом и не передавалась преданиями от одного поколения к другому, а была политикой очень толкового, но несколько ограниченного совещательного собрания, у которого не было достаточной широты замыслов, для того, чтобы составлять проекты в духе Цезаря или Наполеона, но у которого было даже слишком много верного инстинкта, для того чтобы оберегать свое собственное государство».
Эта идея оказала огромное воздействие на исследователей восточной политики Рима.
Появление термина «римский империализм» (Roman imperialism) связано с именем американского историка Тенни Франка: в ряде статей и книге под названием «Римский империализм» (1914) он исследовал характер римской внешней политики и пришел к выводу о неагрессивности Рима.
Книга французского историка Мориса Олло «Рим, Греция и эллинистические монархии в III в. до н.э.» появилась в 1921 г. Суть теории М. Олло заключается в том, что вплоть до 200 г. до н. э. римляне безразлично относились к греческому миру и поэтому не проводили восточную политику; римляне вмешивались в греческие дела в двух иллирийских войнах и в первой македонской войне, благодаря лишь случайностям, и старались покинуть Грецию как можно быстрее. «В течение многих лет нам благодушно говорили о постоянном непреодолимом притягивании к Риму эллинистических держав..., об исторических и психологических законах, которые вынуждали римлян стать хозяевами греческих государств, об их твердом и давнишнем намерении подчинить их. Опять люди начинают говорить день ото дня сильнее о пылких честолюбивых устремлениях римского сената, о необходимости господства, о его духе «империализма» и «милитаризма»... Люди даже начинают верить в обширный «план экспансии», методично разработанный сенатом. Но в подлинной истории, которую бдительная критика должна отделить от того, что является апокрифическим, я не нашел ничего в подтверждение такой точки зрения; скорее я обнаружил там совсем противоположное...».
Этот тезис М. Олло имел удивительный успех. Посредством глав о первых двух македонских войнах и сирийской войне, написанных французским антиковедом для «Кембриджской древней истории», его концепция получила широкое распространение и признание не только во Франции, но и во многих странах Европы, а также в Соединенных Штатах Америки.
В зарубежной исторической науке по-разному определяется главный мотив римского вмешательства в восточные дела, начавшегося по общепризнаному мнению западных антиковедов с объявления войны Филиппу V Македонскому (200 г. до н. э.), а отсюда и по-разному определяется сущность восточной политики Рима. Это и «агрессивный милитаризм» и «коммерческие интересы», «филэллинские чувства» и альтруистическое желание защитить Грецию от македонской агрессии, «политические обязательства» в соответствии с договором в Фенике 205 г. до н.э. Однако преобладает понятие «оборонительный империализм» (defensive imperialism).
Само это понятие было введено в исследовательский оборот английским историком Ховардом Хейсом Скаллардом. Он считает, что после Ганнибаловой войны перед римлянами встал основной вопрос, от решения которого зависело будущее европейской истории: иметь ли дело с цивилизованным, либо с варварским миром, с Востоком или с Западом? По мнению исследователя, все было за то, чтобы Рим обратил свой взор на Запад. «Именно здесь была его миссия, и романизация Западной Европы была его главным вкладом в мировую историю». Легионы, считает X. Скаллард, без особых трудностей подчинили бы «варваров на окраине». Это придало бы римской политике агрессивный характер, но намерения Рима не были агрессивными. Он вообще не желал вести войны: ни на Западе, ни на Востоке. И это было вызвано, как полагает историк, рядом причин: усталостью после второй пунической войны, необходимостью экономического восстановления разоренной Италии, необходимостью военной предосторожности в Цизальпинской Галлии и Лигурии, возможностью эксплуатации Запада, полученной в результате Ганнибаловой войны. Вот почему решение сената вмешаться в греческие дела в конце 201 г. до н. э. оказалось неожиданным и «полностью изменило... прежнюю политику». Таким образом, «Рим обратился к более трудной проблеме, устремив свой взор на цивилизованные народы».
Рим не начал завоевания на Западе из-за отсутствия у римлян агрессивного духа, а в восточные дела он вмешался, не желая этого. В пользу стремления римлян избежать такого вмешательства X. Скаллард приводит следующие факты: полный вывод римских воинов из Греции после мира в Феникс в 205 г. до н.э. и решительный отказ откликнуться на просьбу этолийцев о помощи в 202 г. до н.э.
Здесь английский историк, видимо, забывает о том особом отношении, которое Рим проявлял к нарушителям fides — этолийцам, заключившим не так давно сепаратную сделку с Филлипом (Polyb.11.4). Оба факта не доказывают стремления Рима не вмешиваться в балканские дела, а лишь подтверждают умную, гибкую политику сената на Востоке.
Объяснение вмешательству, по мнению X. Скалларда, следует искать в сообщении сенату пергамскими и родосскими послами о секретном договоре, заключенным Филиппом V и Антиохом III, по которому они намеревались разделить заморские владения Египта. Послы представили этот договор как угрозу римской безопасности. Именно неожиданное осознание нарушенного равновесия сил в эллинистическом мире, осознание слабости Египта и возросшей угрозы для римской безопасности, угрозы, которую представляло пиратское поведение Филлипа и Антиоха, вызвало неожиданное решение о том, что мощь Филиппа нужно немедленно обуздать. Правда исследователь считает римскую политику слишком поспешной: сенат, вероятно, переоценил опасность — два царя не представляли собой реальной угрозы. Но это не меняет характера римской политики: «она по существу не была агрессивной».
X. Скаллард полемиризует с теми антиковедами, которые видят во внешней политике Рима империализм и агрессию, например, с Гаэтано Де Санктисом.
Определяя основные черты, принципы внешней политики Рима на Балканском полуострове, исследователь отмечает, что ликвидировать беспорядки в Греции можно было лишь внушив там благоговейное отношение к мощи Pима. Достигнуть этого можно было бы «награждением преданных и наказанием непокорных, установлением местных проримских лидеров для управления и смещением всех подозрительных политиков, так чтобы никто не мог составить политической оппозиции».
Следовательно, принцип политики Рима на Балканах («Греция могла оставаться свободной до тех пор, пока она была слаба и раздроблена») X. Скаллард определяет правильно. Он также в целом верно определяет черты, особенности и принципы римской политики на Балканах против Македонии и на эллинистическом Востоке вообще.
Последователем концепции внешней политики Рима, созданной Морисом Олло, стал один из видных французских историков античности Жером Каркопино. Он в высшей степени позитивно отозвался о книге М. Олло сразу же после ее выхода в свет, а много лет спустя дал ей снова весьма высокую оценку: эта работа, с ее научностью и оригинальностью мысли, заслуживает большего, чем просто похвалы. Никогда, по мнению Ж. Каркопино, материалы столь отдаленной истории не были собраны воедино так тщательно и изучены столь пристально, как это сделал М. Олло. Автор этой книги не только как никто другой знает тексты Полибия и определяет в «Истории» Тита Ливия различные «примешанные к Полибию источники», но хорошо знаком с многочисленными противоречиями, которыми изобилуют рассказы некоторых древних авторов; прекрасное знание эллинистического мира, в целом, и греческой эпиграфики II в. до н. э., в частности, проявляется в исследовании М. Олло всюду. «Нелегко будет отыскать какие-то колосья после собранного им урожая», — так пишет Ж. Каркопино о сочинении М. Олло через сорок лет после появления его в свет! И все-таки французский историк смог «подобрать некоторые колосья».
В отличие от своего знаменитого предшественника Ж. Каркопино широко использует термин «империализм», поскольку считает, что идея «империализма» давно жила в умах людей, претендовавших на господство над другими, и что римляне впервые удачно претворили эту идею в жизнь. Однако конкретные причины войн Рима на Востоке были совсем иными. В 228 г. до н. э. римляне опасались Македонии и хотели ограничить ее успехи; и хотя в Риме в это время уже знали о македонских притязаниях, римская политика еще была мирной, но непременно должна была привести Рим к столкновению с Македонией. Как и в случае с Иллирией, casus belli заключался в мерах предосторожности, которыми окружил себя благодушный, но неуступчивый сенат. Доказательством того, что «отцы» не имели воинственных мыслей, служит то, что из двух войн против Македонии первая (212 — 205 гг. до н. э.) была лишь следствием враждебных действий против Ганнибала, а вторая (200—197 гг. до н. э.) разразилась как гром среди ясного неба. И Ж. Каркопино охотно соглашается с М. Олло, «которого тексты вынуждают к подобной интерпретации».
Ж. Каркопино выделил несколько этапов в развитии «римского империализма»:
1) доимпериалистический этап продолжался с
первой до второй пунической войны и характеризуется
оборонительной политикой Рима;
2) предимпериалистический этап длился со второй пунической до второй римско-македонской войны, когда Рим вел оборонительную внешнюю политику, однако в умах сенаторов зрели идеи «империализма», приведшие позже к завоеваниям;
3) этап скрытого империализма относится к первой половине II в. до н. э. и характеризуется тем, что под предлогом защиты италийской безопасности римляне установили свое политическое господство над соседями, не сделав никаких территориальных приобретений;
4) этап систематических завоеваний продолжался в течение второй половины II в. и первой половины I в. до н. э., когда римляне захватывали чужие территории.
Затем следуют еще два этапа: всеобщей империи и федеративной империи.
Как полагает Ж. Каркопино, римский сенат не был таким монолитным органом, каким представлял его себе М. Олло. Сенаторы не избежали соперничества, поскольку senatus объединял самых разных людей: патрициев и простолюдинов, осторожных и отчаянных, старого Фабия и молодого Сципиона, тех, кто осуждал всякую высадку в Африке, и тех, кто выступал за поход в Африку, чтобы освободить Италию и одновременно уничтожить Карфаген. Подобные разногласия, вероятно, влияли на ведение восточной политики. Сенат менялся, но его изменения, не будучи заранее обдуманными, подчиняются все же «рациональному ритму».
Хотя, как считает Ж. Каркопино, М. Олло решительно отверг предрасположенность римлян к «империализму», но ни установленные им факты, ни тщательно исследованные им тексты не заставят нас приписать Риму «хроническую недальновидность» или абсолютное бескорыстие. Души руководителей Рима изменились, нашлись римляне, которые мечтали о неограниченной власти и имперской роли для Рима как нa Востоке, так и на Западе. Скрытый «империализм» разворачивался, но происходило это постепенно.
«Случайный империализм».Момент случайности отмечался в римской внешней политике Т. Франком, М. Олло, Ж. Каркопино и другими сторонниками концепции «оборонительного империализма», поэтому концепцию «случайного империализма» можно выделить лишь весьма условно, учитывая, что некоторые исследователи особо подчеркивают именно «случайность» вмешательства Рима в дела эллинистических государств.
Французский историк Леон Омо, рассматривая «римский империализм» в ранний период его развития, подчеркивает важность географических условий жизнедеятельности римлян. Сама природа определила для Италии решающую роль в истории Средиземноморья, поскольку Италийский полуостров находился между «варварским» миром и миром цивилизованным, но идущим к своему упадку. Важно также то, что римляне обладали особой чертой — практицизмом, что и позволило им добиться успехов в расширении «жизненного пространства». «Римский империализм» рос и ширился по мере роста успехов в захвате территорий и порабощения населения, что было для античной истории, как считает исследователь, вполне обычным явлением.
Римская внешняя политика была направлена на последовательное решение двух задач: вначале объединение Италии под властью Рима, а затем установление римского господства в Средиземноморье. Но Л. Омо постоянно подчеркивает, что у римлян не было детальной концепции, когда они осуществляли свои внешнеполитические «программы», они не видели отдаленных целей, а просто подходили к решению текущих проблем с позиции здравого смысла. В своей средиземноморской политике сенат вначале не отторгал чужие территории, а устанавливал над ними «протекторат», который основывался на системе договоров. Со временем между Римом и эллинистическими державами складывались отношения клиентелы. Наряду с этим римляне устанавливали режим провинций.
В 1970-е гг. концепцию «случайного римского империализма» поддержал другой историк — Роберт Малком Эррингтон. Рассматривая римское восхождение к мировому господству в конце III — первой половине II в. до н. э., он считает, что Рим был империалистом поневоле (a reluctant imperialist), Римская империя не была создана первоначальным желанием править над другими или их эксплуатировать. Она создавалась в результате продолжительного процесса реагирования на реальные или мнимые угрозы, реагирования на все, что происходило в более или менее широкой сфере «римских интересов». Экспансия представляла собой серию шагов, направленных прежде всего на достижение безопасности Рима. Концепция римской безопасности со временем развивалась, как и сама экспансия Рима. «Таким образом процесс создания Римской заморской империи был случайным в том смысле, что он не начинался с продуманной цели создания империи и не был обдуманно продолжен».
Определив так сущность римской политики, P.M. Эррингтон проводит затем аналогию с современностью. Он видит сходство восхождения Рима к мировому господству с расширением сферы интересов США после второй мировой войны, происходившим наполовину против желания (half unwilling) Соединенных Штатов и охватившим большую часть «свободного мира».
Проблеме «римского империализма» посвящен труд немецкого исследователя Роберта Вернера. Он дает собственное определение этого понятия: «Империализм — это вызываемый различными причинами и не связанный с определенными объектами вид экспансионистского действия, основанный на сознательном и программном плане государства или облеченных его доверием, либо же признанных им лиц, с целью создания и стабилизации империи или державы и фактически непосредственного господства над покоренными группами, народами и территориями вместе с их учреждениями, в оптимальном случае с тенденцией к мировому господству». Вернер неоднократно подчеркивает, что понятие «империализм» следует применять в первую очередь к явлениям политической жизни и только потом — к экономическим аспектам истории, и не делает какого-либо различия между «империализмом» в древности и в современном мире. Понимая гегемонию как форму непрямого господства (eine indirekte Form der Vorherrschaft) над иностранными государствами, исследователь пишет о нерасчленности понятий «империализм» и «гегемония» для античности.
По мнению Р. Вернера, в своем развитии восточная политика Рима прошла несколько этапов. Накануне и во время второй римско-македонской войны эту политику определяли обязательства Рима перед его греческими amici et socii (друзья и союзники) — Пергамом и Родосом. В результате римляне получили едва осознаваемую ими гегемонию в Элладе в 196—191 гг. до н. э.. Под «натиском обстоятельств» скрытое гегемонистское положение Рима во время и после римско-сирийской войны переходит в гегемонию в полном смысле этого слова над греческим миром, так что в 191 —188 гг. до н. э. начинается гегемонистская фаза римской восточной политики. Римляне полагали, что лучший способ безопасности — установить контроль за противником или вообще его уничтожить; первой жертвой такого подхода на греческом Востоке была Македония, таким образом в 168/167 г. до н. э. римская гегемония достигает своей кульминации. Поскольку устанавливалось прямое господство над покоренными, в гегемонии римлян все более отчетливо проявлялись империалистические черты, и к I в. до н. э. рельефно обозначилось империалистическое положение Рима.
«Агрессивный империализм».Кроме историков, по существу отрицающих наличие агрессивных имперских устремлений Рима на Востоке (сторонники концепций «оборонительного» и «случайного» империализма), есть и такие, которые признают существование «агрессивного римского империализма». В Италии, например, концепция «оборонительного империализма» в силу различных причин «никогда не пускала корней».
По мнению Гаэтано Де Санктиса (История Рима, 1968), римляне в Греции были империалистами и притеснителями, они приостановили там прогрессивное развитие. Римское вмешательство было неспровоцированным и несправедливым, поскольку с точки зрения того бессилия, которое продемонстрировали эллинистические монархии во второй пунической войне, Риму нечего было бояться на Востоке. Вполне возможно, что римляне прервали в Греции движение к объединению; в результате в греческом мире начался беспорядок и постепенный упадок.
В 1960-е гг. двумя изданиями вышла в свет книга Э. Бэдиана «Римский империализм в период поздней Республики», в которой дано новое понимание проблемы. Историк считает, что существует определенная связь между сущностью, «римского империализма» и настроениями и «общим согласием» римского аристократического общества. Политика в Риме определялась на деле правлением олигархии, которая достигла своего апогея во II в. до н. э. Ничего не может быть более неправдоподобного, — считает историк, — чем думать, что римская олигархия испытывала моральное отвращение к агрессии и господству или верила в сосуществование равных и вполне «сувереных» государств. На основании этого Э. Бэдиан делает следующий вывод: «Изучение Римской республики ... — в значительной степени — есть изучение не ее экономического развития или ее масс, она есть главным образом изучение ее правящего класса».
Э. Бэдиан считает, что одним из методов, которые римляне пытались применить по отношению к эллинистическим государствам, был следующий: оставлять в эллинистическом мире одну или несколько сильных держав для поддержания там порядка. Под этими державами историк подразумевает Македонию, Пергам и Родос. Но они стали слишком сильными и были уже опасными для Рима, поэтому «поборники греческой свободы» используют еще один метод: слабость и раздробленность государства. Применяя различные методы, Рим сохранял неизменным свой основной принцип: не отторгать завоеванной территории, не создавать восточнее Адриатики своей администрации, не оставлять там своих гарнизонов. «Но отсутствие аннексий никогда фактически не означало отсутствие интервенции. Следовательно, по-прежнему можно говорить, что римский империализм существовал на Востоке; но он не был империализмом аннексий, он был тем, что мы можем назвать гегемонист-ским империализмом».
В докладе «Гегемония и независимость: Введение в исследование отношений Рима и эллинистических государств во II в. до н. э.», который был сделан Э. Бэдианом в 1979 г., историк высказал идеи о принципе fides в политике Рима на Востоке и тем самым развил свою концепцию «римского империализма».
В самом конце семидесятых годов до предела обострился вопрос о характере восточной политики Рима. Дискуссии о сущности «римского империализма» предшествовали работы итальянских антиковедов (Ф. Кассола, Д. Мусти, Г. Клементе), в которых защищались так называемые «меркантилистские» теории римской политики. Но это были только симптомы кризиса. Сам кризис разразился в рамках английского и американского антиковедения.
В течение двух лет увидели свет три работы, которые бросали вызов концепциям «неагрессивного империализма». Кейт Хопкинс в книге «Завоеватели и рабы» подчеркнул милитаристскую природу римского общества и попытался показать, насколько длительные войны были необходимы для нормального функционирования социально-экономической структуры Рима в последние двести лет республики. В сочинении «Римская республика» Майкл А. Крофорд убедительно заявил о фактах в пользу римской агрессии как причине второй римско-македонской войны. И наконец, появилось фундаментальное исследование Уильяма В. Харриса «Война и империализм в республиканском Риме», где с энергичным убеждением доказывается, что римская политика на протяжении всего среднереспубликанского периода была последовательно агрессивной и что сенат постоянно и намеренно искал новые сферы для ведения войны.
У. Харрис считает, что «римский империализм» не тождествен какой-либо разновидности империализма XIX и XX вв. Но несмотря на расплывчатость содержания этого термина, он все же необходим для исследования внешней политики Рима в период Республики. Исследователь определяет империализм «как такое поведение, посредством которого государство или народ устанавливает либо же удерживает верховную власть над другими государствами, народами или странами».
Аргументы У. Харриса направлены на доказательство того, что война была неотъемлемой частью римского образа жизни: для представителей аристократии — это единственный путь достижения славы; кроме того, она широко поддерживалась (по крайней мере до середины II в. до н. э.) простым народом. Для римлян война была экономически выгодна: для государства и для частных лиц всех рангов. Утверждения Полибия о продолжительной экспансии римлян не противоречат, по мнению У. Харриса, подробному изложению фактов древним историком и свидетельствуют о том, что такая экспансия была сознательной целью сената; аналогичные данные содержатся и в римских источниках.
Далее, вопреки широко распространенной точке зрения, У. Харрис считает, что в Риме отсутствовало «всеобщее нежелание» отторгать новые территории и что все случаи неудавшихся аннексий римлян могут быть объяснены частными обстоятельствами, И, наконец, по мнению американского исследователя, ius fetiale не означает, что велись только оборонительные войны; в обзоре римских войн он убедительно показывает, что большинство из них предпринималось римлянами с агрессивными целями. Таким образом, У. Харрис наиболее решительно бросил вызов сторонникам концепции «оборонительного империализма» Рима.
В 1980 г. на книгу У. Харриса вышли две критические рецензии: А.Н. Шервин-Уайта и Дж. Брискоу. Летом того же года книга У. Харриса стала темой специального обсуждения на собрании английских антиковедов, которое превратилось в острую дискуссию. В результате американский историк получил сторонников из числа бывших последователей концепции «оборонительного» и «случайного империализма»: в частности, его поддержали Ф. Уолбанк (Кембридж), Дж. Норт (Лондон) и другие.
Многие положения, содержащиеся в книге «Война и империализм», убедительны и не вызывают сомнения. Пожалуй, наиболее уязвимым моментом в концепции У. Харриса является непреодолимый разрыв, который выдвигается автором между социально-психологическими аспектами внешней политики Рима и ее социально-экономической обусловленностью. Экономические результаты войн историк считает следствием, а не причиной. Он ограничивает экономическую обусловленность внешней политики экономическими целями и оставляет без внимания экономическую причинность политики.
Уильям Харрис, по-видимому, ближе других ан-тиковедов подошел к верной трактовке характера внешней политики Рима на Востоке. Однако и его концепция небесспорна.
Экономические мотивы. Одним из основных спорных вопросов в теории римской внешней политики был вопрос об экономических мотивах римлян. Некоторые известные историки, — например, французский исследователь Г. Колэн, — придавали большое значение экономическим мотивам. Гаэтано Де Санктис интерпретировал некоторые стадии «римского империализма», используя экономические категории.
Однако очень скоро обнаружилось резкое несоответствие экономического объяснения римских войн с Моммзеновской интерпретацией и с концепцией М. Олло, хотя Т. Моммзен не отрицал полностью экономического объяснения внешнеполитических шагов Рима: он рассматривал, например, разрушение Коринфа как результат деятельности так называемой Kaufrnannspartei.
Μ.И. Ростовцев в своем фундаментальном исследовании по эллинизму избегает объяснения римской экспансии в экономических категориях. Но это пассивное отрицание.
Иначе вели себя другие антиковеды. Уже Тенни Франк ожесточенно выступил против «меркантилистских» объяснений «римского империализма» и нашел в этом поддержку у своих коллег. Тогда, да и несколько позднее, западные антиковеды считали, что стремление экономически трактовать внешнюю политику Рима есть дань модернизации, которая связана с ретроспективным взглядом на «античный империализм» с точки зрения империализма XIX в. Таким образом, несмотря на некоторое различие мнений, с двадцатых годов (со времени появления концепции М. Олло), преобладающим среди историков Рима стал взгляд, согласно которому экономические мотивы в римской внешней политике какой-либо важности не представляют.
Примером может служить исследование Э. Бэдиана, который не видит «непосредственных экономических интересов» в римской политике периода Республики и отрицает вообще экономическую обусловленность внешней политики Рима. Он считает, что стремление экономически объяснять политические события есть стремление к тому, чтобы в искаженном виде рассматривать историю.
Для доказательства этого он приводит следующие факты:
1. Разрушение Карфагена и Коринфа подтверждает такой вывод; римляне, имея возможность обосноваться в этих удобных местах (как они делали много позже), предпочли их разрушить.
2. В Греции римская администрация отсутствует несмотря на все беспокойства, которые причиняли римлянам города Эллады.
3. Рим не очень беспокоился об использовании даже тех земель, которые по праву принадлежали ему; в Африке часть отторгнутой территории была сразу же передана преданным союзным народам и оставалась «свободной», т. е. вне провинции.
4. Величина дани, которую четыре области Македонии платили своему царю, была сокращена наполовину, когда они стали независимыми государствами. А данью области облагались для того, чтобы оплатить расходы войн, которые вел Рим («Рим, конечно, пришел к пониманию того, что он, как победитель, может не платить за свои войны»).
Э. Бэдиан отмечает, что войны были чрезвычайно выгодными; деньги, рабы, ремесленники вливались в Рим. Но это было лишь военным законом древности. Сенат, по мнению историка, не стремился к крупным войнам из-за этого. Материальные выгоды не были побуждением к политическим и военным действиям, а выгоды, когда они приходили, принимались как нечто само собой разумеющиеся. В 167 г. до н. э. царские рудники в Македонии были на время закрыты римлянами. Историк объясняет этот такой «неримский» поступок стремлением не бросить рудники открытыми на разграбление, как он пишет, римским «спекулянтам». Э. Бэдиан считает, что устремления римлян были исключительно стратегическими и политическими: «бить в сильно укрепленные центры традиционного антиримского руководства».
Однако есть и принципиально иные подходы к решению этого вопроса.
Французский историк Ивон Гарлан, не затрагивая, в целом, проблемы «римского империализма», показал, что для римлян, как и для греков, экономическая прибыль была неотъемлемой частью успешного ведения войны и распространения своей власти на других.
У. Харрис считает, что «экономические» мотивы существуют тогда, когда кто-либо добивается материальной выгоды, и находит таковые в римской внешней политике. Историк попытался показать, что на протяжении периода с 327 по 70 гг. до н. э. имевшееся у римлян желание всякого рода экономических выгод было важной побудительной силой, способствовавшей тому, что римляне шли на войну и распространяли свою власть на соседей. «Из общества, в котором война служила в различной степени всем гражданам, обеспечивая их землей и военной добычей, развилось более богатое и более сложное общество, в котором экономические выгоды порой сдерживались и считались второстепенными, но в котором граждане всех классов по-прежнему стремились использовать экономические возможности войны». По мнению У. Харриса, те римляне, которые определяли внешнюю политику, хорошо знали об экономических последствиях для государства в целом и для них самих того, что Рим успешно вел войны и расширял власть за пределы государства. Таким образом, алчность (greed) — один из побудительных мотивов римской внешней политики периода Республики.
Но такое понимание проблемы не получило всеобщей поддержки. Например, Эрик Грюн продолжает считать, что не экономика, а политика занимала центральное место в отношении Рима к греческому Востоку в III и II вв. до н. э.
Марксистская концепция.
Исследователи марксистской ориентации определяют внешнюю политику Рима на Востоке как агрессивную, причем эта агрессия не просто имела «экономические мотивы», но была экономически детерминирована, полностью зависела от развития рабовладельческого способа производства. «Причины и цели агрессивной политики римлян на Востоке во II в. до н. э. кроются в самой природе римского общества того времени. Быстрый рост рабовладельческих отношений (чему способствовали успешные войны на западе, давшие массы рабов и материальных ценностей) привел к глубоким изменениям в экономике: он обусловил развитие товарного производства, расширил сферы применения рабского труда. Отсюда стремление захватить новые земли и рабов, а также иметь возможность эксплуатировать природные богатства и население восточных стран».
А.С. Шофман, говоря о политике Рима в эллинистическом мире накануне второй римско-македонской войны, считает, что у «римских рабовладельцев были свои причины вмешаться в восточные дела. Истощение средств длительной войной с Ганнибалом, финансовые и экономические затруднения вызывали особый интерес Рима к Египту. «Римляне сильно нуждались в египетском хлебе. Это определило их желание не отдавать Египет «на съедение» двум крупным эллинистическим государствам», т. е. Македонии и царству Селевкидов. Была еще одна причина особой заинтересованности римлян делами на Востоке, как полагает А.С. Шофман: «Рим, разгромив Карфаген — главного противника в Западном Средиземноморье, стремился стать хозяином в его восточной части. Выполнить эту свою задачу без большой войны римляне не смогли, потому что им противостояли Македония и Сирия».
У Рима были свои планы на Балканском полуострове в конце III — начале II вв. до н. э., считает исследователь. Чтобы стать хозяином в Восточном Средиземноморье, он стремился сокрушить Македонию. С этой целью путем войны и «дипломатических интриг» римляне удачно использовали противоречия внутри греко-эллинистического мира. Третья римско-македонская война «для римлян имела одну цель — окончательно сокрушить Македонию, своего давнишнего врага и соперника, мешающего римлянам прочно утвердиться на Балканском полуострове и в Азии». И цель эту, по мнению А. С. Шофмана, Рим достиг.
Ю.Б. Циркин отмечает разницу империалистических войн в античности и в капиталистическом обществе. Различие их экономической основы приводило к несопоставимым масштабам самих войн и к значительному различию уровней технического оснащения армий. Сказывалась также нетождественность рабовладельческого и капиталистического обществ и связанная с этим заинтересованность разных слоев и классов в войнах. Кроме того, «в принципе для ведущих рабовладельческих государств всегда оставалось «свободное» поле для экспансии» — огромная «варварская» периферия. Такой возможности не было в эпоху «империализма». Это дает Ю.Б. Циркину основание различать войны «империалистические» (в современном мире) и «империалистские» (до эпохи империализма, в том числе и в древности). Он считает, что в древнем мире войны были неизбежны, поскольку тогда не было общественных сил, способных предотвратить войну.
В качестве примера «империалистских» войн исследователь приводит первые две пунические войны Рима, в ходе которых «действительно решался вопрос о господстве в Западном и Центральном Средиземноморье, а не о свободе Рима или Карфагена». В результате этих войн Рим открыл путь к установлению своего господства в Восточном Средиземноморе. «Однако там он столкнулся с эллинистическими государствами, в первую очередь с Македонией и державой Селевкидов. Те войны, которые римляне вели с ними в первой половине II в. до н. э., также были явно империалистскими. Конечно, характер войн не оставался неизменным, и на своем конечном этапе они стали несправедливыми и завоевательными со стороны Рима и освободительными со стороны, например, той же Македонии. Но до этого решался вопрос именно о господстве в Восточном Средиземноморье, а не о его свободе».
Итоги. Итак, в антиковедении новейшего времени имеются два принципиально различных подхода в определении характера римской восточной политики. Одни историки, берущие за основу Полибиево объяснение причин римских конфликтов на каждой отдельно взятой стадии римской экспансии, считают политику Рима не агрессивной, а «защитной» («оборонительный империализм») или вынужденной («случайный империализм»). Другие же основываются на конкретном описании событий у Полибия и на его общем объяснении римской экспансии: они полагают, что можно говорить об «агрессивном империализме». К этим последним следует отнести исследователей марксистской ориентации, которые особое значение придают рабовладельческому способу производства, считая его определяющим в формировании римской восточной политики.
На основании одних и тех же свидетельств античных авторов современные их интерпретаторы делают различные, порой противоположные выводы, удовлетворительного ответа на вопрос «Что представляет собой римская политика на Востоке?» по-прежнему нет.
По-видимому, решение проблемы было бы удовлетворительным, если бы удалось так описать систему как «изнутри» (глазами современников описываемых событий), так и «извне», как она предстает взору историка.