Фециалы

Фециалы – жреческая коллегия, компетентная в сфере заключения договоров и объявления войны - принимали участие во взаимоотношениях независимых народов, их деятельность относится к международному праву. Как этимо­логия названия фециалов (fetiales), так и само происхождение этого института до сих пор не выяснены. Название фециалов производят от ferire (foedus), и в таком случае слово fetialis будет синонимом orator, как об этом говорит и Варрон: fetiales legatos mittebant, quos oratores vocabant. Некоторые производят fetialis от facere, feci. Вейс производил fetiales от Юпитера Feretrius, имя которого фециалы призывали в своих священнодействиях. Как бы то ни было, фециалы были должностные лица сакрального характера, и к их участию обращались в тех случаях, когда народу римскому была нанесена обида или оскорбление, и приходилось требовать удовлетворения. Возникновение коллегии фециалов теряется в глубокой древности. Дионисий Галикарнасский и Плутарх припи­сывают учреждение фециалов Нуме Помпилию. Тит Ливии и Сервий - Анку Марцию. У Валерия Максима считается учредителем коллегии фециалов Vertor Resius, qui jus feciale constituit. Институт фециалов нельзя считать исключительно римским, ибо фециалы были и у других народов (албанцев, ардеев, самнитян), но гений римлян придал этому институту большую юриди­ческую определенность и наделил функциями, имевшими важное политическое и меж­дународное значение.

Организация коллегии фециалов. По своей организации фециалы не входили в состав четырех духовных коллегий, так называемых quatuor amplissima collegia (pontiflces, augures, II viri sacrorum, III viri epulonum), но принадлежали к особой коллегии, состояв­шей из 20 членов (?). Фециалы избирались из лучших римских фамилий, и, по мнению не­которых, необходимо было быть патрицием, чтобы иметь возможность попасть в фециа­лы. По мнению Вейса, не сохранилось ни одного закона, который открывал бы плебеям доступ в коллегию фециалов. Возникает вопрос, каким путем происходило назначение фециалов. Через кооптацию, причем избрание отдельных членов в коллегию состояло из трех актов: 1) nominatio, указание кандидата, сопровождавшееся принесением присяги, в коей выставлявший кандидатуру данного лица торжественно обещал, что его кандидат будет достойным членом коллегии; 2) cooptatio в собственном смысле, т.е., выбор дан­ного лица из числа выставленных кандидатов; 3) inauguratio - посвящение избранного в члены данного общества. Глава коллегии фециалов назывался magister fetialium, глава же миссии фециалов, отправлявшихся для переговоров с другими народами или совершения известных действий в неприятельской земле, именовался pater patratus. Важнейшее отли­чие этой должности заключалось в том, что pater patratus говорил и действовал не от своего имени или своей коллегии, но от имени римского народа, и к нему относились с большим уважением как римляне, так и другие народы. В своих отношениях к римскому народу он как бы представлял собою образ pater familias, и подобно тому, как отец мог отказаться от сына, совершившего преступление, и выдать его потерпевшей стороне (deditio), так pater patratus выдавал римского гражданина, совершившего преступление, тому государству или народу, которому принадлежал обиженный или потерпевший (так называемое deditio per fetiales).

Функции фециалов. По характеру своих функций фециалы исполняли различного рода обязанности: они были жрецами, посланниками и судьями. В качестве жрецов они совершали священнодействия при объявлении войны и заключении мира и призывали в своих молитвах богов на помощь римскому оружию. Ливий сохранил священную фор­мулу, которую произносили фециалы при заключении договоров (Ливий I. 24)[2]. При этом pater patratus совершал также жертвоприношение и убивал священным камнем поросенка (porcum).

Как послы фециалы представляли во внешних делах сенат и народ, они были выразителями их воли, желаний и неудовольствия, требовали удовлетворения от неприязненных Риму народов, объявляли войну, заключали мир (Ливий IX. 5) и союзы и наблюдали за исполнением трактатов. В качестве судей фециалы разрешали споры и тяжбы, когда к ним обращались от­дельные лица, безразлично: римские подданные или иностранцы. Со­вершал ли правонарушение римлянин, или иностранец, как в том, так и другом случае фециалы решали вопрос в принципе, должна ли быть выдача, или нет, и в случае утвер­дительного решения и за согласием сената они исполняли самый акт выдачи. Роль фециалов была потому двоякого рода: они могли требовать выдачи от иностранного госу­дарства, а с другой стороны - выдавали иностранному государству перегринов, ино­странцев, совершивших преступление на территории Римского государства. По отноше­нию к каким деяниям применялась выдача? Предполагают, что преступления важные с государственной точки зрения влекли за собой выдачу. Сюда относятся: нарушение договоров, оскорбление иностранного посла, преступления, со­вершаемые римскими послами, заключение мирного трактата с неприятелем в условиях, оскорбляющих честь и достоинство римского народа и вопреки его интересам. Описание акта выдачи (консула Постумия, заключившего невыгодный мир при Кавдинском уще­лье) самнитянам находим у Ливия (IX. 10).

Указанные функции принадлежали фециалам в древний период Римской республики, при императорах же фециалы хотя и продолжали существовать, но потеряли прежнее значение и не принимали участия в международных делах. Узурпация императоров коснулась и фециального права, и некоторые из императоров при заключении договоров лично исполняли функции фециалов.