Что есть справедливость?
Справедливость (дикайосюнэ) – одна из основополагающих греческих добродетелей. Она была персонифицирована в образе богини с соответствующим именем. Наряду с ней у греков была богиня Дика – правосудие, правда. Примечательно, что в греческой мифологии богиня мира – Эйрена, будучи противоположностью бога войны – Полемоса, была родной сестрой Дике. В представлении греков справедливость прежде всего связана с соблюдением закона, законным поведением.
Понятие справедливости было всесторонне разработано в классическую эпоху Аристотелем и особенно Платоном. У Платона справедливость неразрывно связана с понятием добродетели – αρετή (ср.: Plat. Prot. 323а – 327b); она – одна из добродетелей, наряду с σοφία (мудростью), άνδρία (мужеством) и σωφροσύνη (благоразумие). Справедливость государства – охранять права всякого гражданина, правильно разделять выполняемые каждым из трех сословий (управляющие, стражи, народ) обязанности. Справедливость индивида – обеспечивать преобладание разума над другими частями души.
Для Аристотеля справедливость есть равенство для равных (Pol. 3.1280a 12). Подводя итоги концепции Платона и Аристотеля, Цицерон в диалоге «О государстве» говорит, справедливость воздает каждому свое и сохраняет равенство между всеми.
В эллинистическую эпоху понятие справедливости стало увязываться либо с «естественным правом», либо с «договором».
В некоторых фрагментах сочинений стоика Хрисиппа (III в. до н.э.) впервые появляются понятия «естественной справедливости» и «естественного закона». В одном из сохранившихся фрагментов (SVF. Vol. 3. Frg. 308) он утверждает, что справедливость и закон существует по природе, а не по договору.
Так же считает и Панеций (II в. до н.э.), идеи которого передает Цицерон: «А если человек пожелает следовать справедливости (iustitiam), не будучи при этом сведущ в божественном праве (divini iuris), то он примет законы своего племени (gentis suae leges), словно они являются истинным правом (verum ius), законы, которые при всех обстоятельствах придумала не справедливость, а выгода (utilitas)...» (De rep. 3.20).
Напротив один из персонажей Платонова «Государства» Главкон в полемике с Сократом приводит аргументы, позволяющие судить о взглядах софистов на справедливость: «Говорят, что творить несправедливость обычно бывает хорошо, а терпеть ее – плохо. Однако, когда терпишь несправедливость, в этом гораздо больше плохого, чем бывает хорошего, когда ее творишь. Поэтому когда люди отведали и того и другого, то есть и поступали несправедливо, и страдали от несправедливости, тогда они ... нашли целесообразным договориться друг с другом, чтобы не творить несправедливости, и не страдать от нее. Отсюда взяло свое начало законодательство и взаимный договор. Установления закона и получили имя законных и справедливых – вот каково происхождение и сущность справедливости» (Plat. Rep. 2.358е—359а).
Аналогичный подход к проблеме у эпикурейцев. Смысл их понимания справедливости заключен в максиме, которую приводит Диоген Лаэрций: «Справедливость не существует сама по себе, это — договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, заключенный при общении людей и всегда применительно к тем местам, где он заключается» (Diog. Laert. 10. 150. 33).
К отрицанию всякого данного по природе закона приходит и Фил — один из участников диалога «О государстве» Цицерона: «... Право, которое мы исследуем, есть нечто, относящееся к гражданственности, но отнюдь не к природе. Ибо, если бы оно относилось к природе, – то – подобно горячему и холодному, подобно горькому и сладкому – справедливое и несправедливое (iusta et iniusta) были бы одинаковыми для всех людей» (Cic. De rep. 3.13).
Излагая учение скептиков, Диоген Лаэрций говорит о том же самом: «От природы (φύσει) не существует ни добра, ни зла. Если бы от природы существовали добро и зло, они были бы добром и злом для всех, как снег холоден для всех...» (Diog. Laert. 9.101). Карнеад(214-129 гг. до н.э.) утверждает, что и право (ius) – относительно: люди установили права в соответствии с выгодой (utilitas), иными словами, права зависят от обычаев, и часто изменялись людьми в зависимости от обстоятельств, «но естественного права (ius naturale) не существует». Все люди, как и животные, руководствуясь природой, стремятся к пользе для себя, поэтому вообще не существует и справедливости (iustitia). Но если и есть справедливость – это величайшая глупость (stultitia), поскольку она вредит себе, предоставляя выгоды другим (Carn. Frg. 150 = Cic. De rep. 3.21). Философ приводит такие аргументы: «Всем народам, процветающим благодаря своему могуществу, в том числе и самим римлянам, чья власть простирается над всем миром, – если только они пожелают быть справедливыми, то есть возвратить чужое, – придется вернуться в свои хижины и влачить жизнь в бедности и нищете» (ibidem). И если справедливость рождена не природой, не доброй волей, а слабостью (Cic. De rep. 3.23), то вполне логичной оказывается возможность противопоставить Справедливости – Силу. По мысли Карнеада следовало, что справедливый и порядочный человек — глуп (stultum esse), благоразумный – плох (malum) (Carn. Frg. 151 = Cic. De rep. 3.29). Никто не может быть справедливым, не подвергая своей жизни при этом опасности. Концепция Карнеада, хотя относится к сторонникам договора, однако несомненно примечательна, является продуктом своего (эллинистического) времени.
Как видим, греческие философы по-разному воспринимали понятие справедливости. Это восприятие справедливости находит отражение и в трактовке войны.