Основание колонии
Лекция 4б. Различные аспекты колонизации
Решение о выведении колонии иногда принималось отдельным человеком или группой лиц в качестве частной инициативы; переселение на новое место могло стать результатом гражданской смуты, когда отправляться за море была вынуждена проигравшая партия или изгнанники. Однако в большинстве случаев основание нового города являлось публичным предприятием, по поводу чего в метрополии надлежащим образом принимался государственный акт.
Дошедшие до нашего времени надписи дают некоторое — не слишком большое — количество таких «декретов основателей», четыре из них сохранились целиком или в значительной части. Они касаются колонизации Кирены жителями Феры, Навпакта — восточными локрами, Брей — афинянами и Черной Керкиры — жителями Исса. Для Кирены «декрет основателей» сохранился в надписи IV в. до н. э., о Навпакте, датируется предположительно 500—475 гг. до н. э. (Точная дата основания Брей неизвестна и находится в промежутке между 440-ми и 430-ми гг. до н. э., в то время как декрет об основании Черной Керкиры предположительно может быть отнесен к IV в. до н. э.). К тому времени, когда греки взяли за правило записывать подобные государственные решения, их «декреты основателей» могли включать в себя следующие сюжеты: (1) собственно решение о выведении колонии; (2) практические распоряжения по поводу колонизации, из которых самыми важными были выбор ойкиста и решение о наборе колонистов в принудительном порядке либо из числа добровольцев; и (3) законодательные условия по поводу статуса колонии и характера взаимоотношений с ней.
Одним из формальных актов, которые иногда имели место, была торжественная клятва. В декрете о Кирене мы находим описание клятвы, данной всеми, кто отправился в колонию и остался на Фере. Присяга сопровождалась примитивной магической церемонией и призывами проклятий на головы тех, кто нарушит клятвы (ср. Геродот. I. 165. 2—3).
Выбор ойкиста (то есть основателя) был непременным актом перед всеми активными действиями, ибо этот человек становился лидером, несущим ответственность за всё предприятие. Мы практически не располагаем никакими свидетельствами о том, что ойкисты должны были происходить из какой-то особой группы или класса, но в большинстве известных случаев они были выходцами из аристократических слоев. Мы можем с уверенностью предполагать, что они всегда были людьми выдающимися, обладавшими необходимыми талантами и опытом руководителей.
Вероятно, первой и непременной задачей для ойкиста являлось получение одобрения колониального предприятия со стороны богов. К началу классической эпохи Аполлон превратился в главного «колониального» бога, который сам считался основателем многих греческих колоний, а консультация с его оракулом в Дельфах считалась обязательной для всякого ойкиста. В результате история об основании любой колонии непременно содержала в себе рассказ об особом оракуле (или оракулах), а дельфийское божество представлялось управляющим греческой колонизацией во всех ее деталях (но большинство из оракулов являются позднейшими подделками).
Геродот (V. 42. 2) говорит, что в его дни консультация с дельфийским оракулом была обязательным предварительным шагом в деле выведения колонии. Должно признать, что дельфийский оракул играл важную роль с самого начала архаического колонизационного движения, даже если ни одно изречение Пифии, относимое к этому периоду, на деле не обладает исторической достоверностью. Зачем вообще греческие колонисты консультировались с Аполлоном в Дельфах? Геродот говорит (V. 42. 2), что «Дорией (брат спартанского царя Леонида) даже не вопросил дельфийского оракула, где ему следует поселиться, и не выполнил никаких установленных для таких случаев обычаев». С другой стороны, когда Дорией всё же обратился к Пифии, то спросил: «Получит ли он землю, где желает поселиться?», а бог ответил, что он получит ее (V. 43). В рассказе Фукидида (III. 92. 5) об основании в 426 г. до н. э. Гераклеи в Трахинии спартанцы сначала приняли решение о выведении колонии в это место, а уже затем обратились в Дельфы за одобрением бога. Похоже, что именно такой характер консультаций был обычным в деле колонизации, как и в случае с любым другим государственным актом. Божественная санкция или одобрение запрашивались для уже сформулированного политического решения. Впрочем, рассказ Геродота о небрежности Дориея доказывает, что традиция, согласно которой оракул давал географическое направление колонистам, была уже устоявшейся во времена историка, и она могла отражать историческую реальность.
Божественная санкция требовалась для любого важного государственного акта, но она была особенно необходима в случае выведения колонии. Основывая новый греческий город, колонисты создавали новый дом не только для человеческих существ, но и для греческих богов — действие, полное религиозного значения и, согласно традиции, выполнявшееся непосредственно самими богами во многих случаях. Колонизация по своей сути была рискованным предприятием, поэтому психологическая уверенность участников являлась очень важным условием для успеха всего дела. Такая уверенность могла основываться на вере, что их действия одобрены богами, в особенности по той причине, что главное действие колонистов — захват чужой земли — могло при иных обстоятельствах рассматриваться как преступление. Этот аспект хорошо выявляется благодаря всегдашнему стремлению греков обладать захваченной ими землей на каком-то справедливом основании, для чего они часто пользовались мифическими историями, показывающими, например, что в прошлом эта территория принадлежала какому-либо греческому герою. Но если Аполлон выражал свое одобрение, колонисты получали общее моральное оправдание. С другой стороны, когда экспедиция заканчивалась безуспешно, возникала необходимость либо показать, что ойкист вообще не советовался с божеством, как в случае с Дориеем в Северной Африке, либо объяснить неудачу ошибочной интерпретацией оракула.
Иногда для нахождения подходящего места осуществлялась предварительная разведка, как в Кирене, однако чаще источником необходимой информации о потенциально благоприятных местах для поселения в широком географическом масштабе служили сообщения торговцев.
В позднейшие эпохи, для которых мы располагаем надежными источниками, не существовало, как представляется, особых проблем с набором поселенцев. Для V в. до н. э. нам известно несколько случаев, когда можно было собрать 10 000 колонистов из добровольцев. Но были случаи и принудительной отправки (Кирена - Геродот. IV. 153).
Весьма неполны данные, касающиеся количества переселенцев. Единственные реальные цифры, которые засвидетельствованы для архаики, это 1000 колонистов в Левкаде, 200 — в Аполлонии Иллирийской, а также две пентеконтеры, то есть самое большее 200 человек в Кирене. (По поводу Фасоса на основании одного фрагмента Архилоха высказывалось мнение, что экспедиция сюда также насчитывала 1000 переселенцев, но контекст слишком неясен для признания такого вывода надежным). Бросается в глаза контраст между этими скромными цифрами и быстрым ростом числа жителей в некоторых колониальных городах, который надежно засвидетельствован археологически, как, например, в случаях с Питекусами и Сиракузами. Скорее, что оно росло не за счет допуска туземцев в число граждан, а привлечения дополнительных переселенцев из метрополии или вообще из всей Греции уже после того, как колония укрепилась.
В связи с численностью и составом населения встает вопрос о женщинах и о смешанных браках. Эллины не были противниками смешанных браков, и греческие колонии могли заключать соглашения с варварскими общинами о взаимном признании таких союзов, как, например, Селинунт и Сегеста (Фукидид. VI. 6. 2). Межэтнические браки широко практиковались греками в силу одного из правил их колонизации. Дело в том, что в греческих колониальных экспедициях участие принимали только мужчины, которые затем брали в жены местных женщин. Именно так, согласно Геродоту (I. 146. 2—3), действовали ионийцы при колонизации Милета.
Вероятно, что-то подобное произошло в Кирене, поскольку у Геродота среди участников экспедиции упоминаются лишь мужчины, и, кроме того, имеется достаточно источников, подтверждающих наличие смешанных браков между греческими мужчинами и ливийскими женщинами (Геродот. IV. 186). Было ли так изначально, или только во времена Геродота, сказать сложно. Известные женские имена и погребения имеют греческие черты, что впрочем скорей говорит о том, что иноземки сразу по женитьбе принимали греческие имена и традиции, входя в род мужчины (патриархальная модель).
Но имеются и сообщения о греческих женщинах, которые отправлялись в колониальные экспедиции, хотя речь идет о жрицах (Фасос и Массалия - Павсаний. X. 28. 3; Страбон. IV. 179). По-видимому, присутствие жриц считалось необходимым для исполнения важных сакральных функций в каждой колонии.
Можно утверждать, что перед отправкой ойкист обязан был совершить жертвоприношения, чтобы получить предзнаменования от богов, хотя имеющиеся у нас самые ранние источники по этому поводу относятся только лишь к V в. до н. э. Другой важный сакральный обычай заключался в переносе огня из священного очага богини Гестии, находившегося в метрополии, в колонию, дабы там разжечь такой же священный очаг. Огонь всегда символизирует продолжающуюся жизнь. Но поскольку огонь с алтаря Гестии прежде всего являлся символом жизни этой конкретной общины, рассматриваемый обряд, как кажется, отражал в первую очередь ту идею, согласно которой колония фактом своего существования продолжала жизнь метрополии.
Путешествие совершалось на военных кораблях — пентеконтерах, что соответствует военной природе самого предприятия (Геродот. IV. 153; I. 164. 3). Первая задача ойкиста по прибытии заключалась в выборе подходящего места для нового города. Различие в ландшафтах, где располагались греческие колонии, столь велико, что невозможно говорить о какой-либо типичной местности, выбиравшейся эллинами для нового поселения, однако некоторые конфигурации земли и моря особенно хорошо подходили для нужд колонистов, так что они вновь и вновь останавливали свои предпочтения на островах, лежащих напротив материка, полуостровах, мысах и прибрежных местах между двумя реками. Наличие водного источника служило решающим фактором.
В классическую эпоху ойкист давал имя новому городу; похоже, это была древняя практика (Фукидид. IV. 102. 3). Как создавалось новое поселение? Гомер сообщает, что, когда Навсифой основывал новый город феаков, он обнес его стеной, возвел дома, учредил святилища богов и поделил землю (Одиссея. VI. 7—11). Все эти заботы входили в круг насущных обязанностей ойкиста. Благодаря раскопкам и аэрофотосъемке мы знаем, что, по крайней мере, уже в VIII в. до н. э. некоторые колонии на Западе имели правильным образом спланированную прямоугольную застройку и межевание.
Строительство оборонительной стены могло и не быть насущной необходимостью для всех колониальных городов, но обычно с самого начала требовалась частичная или даже полностью закольцованная система фортификационных сооружений. В Старой Смирне стена датируется еще 850 г. до н. э.
Нет оснований сомневаться и в том, что в качестве одного из первых актов в процессе проектирования города и его территории ойкист должен был выделять землю для храмов и для обеспечения их всем необходимым.
На некоторых археологических памятниках были раскопаны фундаменты домов первопоселенцев; все они разнятся очень незначительно. Большинство принадлежали прямоугольным небольшим одноэтажным однокомнатным строениям с соломенными крышами и земляными полами. Скромные бытовые потребности колонистов оборачивались значительной выгодой для общего дела, поскольку сооружение таких простых домов не требовало значительного времени и трудовых затрат. Имеющиеся источники показывают, что расположение жилых строений соответствовало заранее намеченному плану, исполнение которого затем контролировалось, и мы можем сделать вывод, что участки для строительства выделялись при изначальном распределении земли.
Помимо нескольких очевидных исключений, таких как Навкратис, раздел земли являлся существенной — если не сказать наиважнейшей — частью колонизационного акта. В классические времена Афины использовали навыки особых «землераспределителей», дабы решить эту деликатную задачу, но в ранний период, похоже, эту функцию выполнял сам ойкист. Распределение земли осуществлялось по жребию, поэтому надел, получаемый колонистом, назывался термином клер (то есть удел, полученный по жребию).
Основная проблема - проблема равенства участков. В классический период все поселенцы отправлялись в путь на равных условиях, что предполагало прежде всего равные наделы земли. Находки, сделанные в одной из наиболее хорошо раскопанных колоний VIII в. до н. э. — Мегарах Гиблейских, — заставили археологов предположить, что самые ранние поселенцы жили здесь на условиях равноправия. Представление о «равных долях» хорошо знакомо также Гомеру, да и Солон говорит об одинаковых наделах земли (единственными очевидными примерами неравных прав в архаической колонии выглядят особые привилегии, предоставлявшиеся царям в Кирене (Геродот. IV. 161)). С другой стороны, роскошные гробницы, обнаруженные в Кимах, с очевидностью свидетельствуют о существовании в колонии VIII в. до н. э. аристократии, которая не принадлежала к сообществу равных. Очевидно олигархические полисы этого времени могли выводить колонии по своему образцу и были неспособны создавать колонии с равным гражданством.
В архаическое время ойкист оставался в основанном им городе до конца жизни, время которой рассматривалось как время основания колонии. Вокруг его могилы впоследствии развивался его культ. Как власть от него переходила к другим конституционным органам управления нам не известно. Когда ойкист умирал, он становился бессмертным героем, в честь которого совершались ритуалы и приносились жертвы, поскольку он мог, если его умилостивить, позаботиться о благополучии основанного им города.