Физические явления, происходящие при превышении максимальной скорости полета

При превышении максимально-допустимой скорости полета на лопастях НВ в ази-муте 270° на концевых элементах происходит срыв потока, а на комлевых увеличивается зона обратного обтекания, в азимуте 90° налопастях НВ образуются местные скачки уп-лотнения (рис 4). Эти явления ухудшают аэродинамическое качество НВ. Наибольший отрицательный эффект вызывает срыв потока.

В азимуте 270° отступающие лопасти машут вниз и появляется дополнительный поток воздуха снизу Vвзм, кроме того, эффективная скорость потока при обтекании элемента лопасти уменьшается:

Vэф = ω r – Vпол

Эти два явления приводят к увеличению угла атаки лопасти в азимуте 270°, на концевых элементах он может превысить критическое значение и появится срыв потока.

 

8.5.4.2 Условия, при которых возникает срыв потока.

Срыв потока происходит при превышении максимально-разрешённой скорости полёта, его появлению способствуют:

1 большая высота (уменьшается плотность воздуха, усиливаются маховые движения лопастей, для полёта требуется увеличить шаг НВ);

2 большая полётная масса (требуется большая мощность, большие установочные углы лопастей);

3 уменьшение частоты вращения НВ (усиливаются маховые движения лопастей, уменьшается эффективная скорость обтекания лопастей в азимуте 270°).

Рис 4 Превышение максимально-допустимой скорости полёта

8.5.4.3 Признаки возникновения срыва потока.

1 Тряска вертолёта.

2 Кренение вертолёта вправо и кабрирование.

3 Ухудшение управляемости.

4 При дальнейшем развитии срыва потока – усиление раскачки, полная потеря управляемости.

8.5.4.4 Действия пилота при возникновении срыва потока.

Действия пилота должны быть направлены на уменьшение маховых движений лопастей, на уменьшение углов атаки:

1 плавно уменьшить установочные углы лопастей, незначительно опустив рычаг «шаг-газ»;

2 уменьшить скорость полёта взятием РЦШ «к себе».