История немецкого права

II. ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ

Правовое положение внебрачных детей — стилевая особенность романской правовой семьи

[Опущен в данном издании].

 

 

Литература

BOEHMER, Grundlagen der bürgerlichen Rechtsordnung, Book 2, Part. I Dogmengeschichtliche Grundlagen des bürgerlichen Rechts (1951).

COING, Epochen der Rechtsgeschichte in Deutschland (1967).

KOSCHAKER, Europa und das romische Recht (2nd ed., 1953).

HANS SCHLOSSER, Grundzüge der neuren Privatrechtsgeschichte (4th ed., 1982).

THIEME, Das Naturrecht und die europaische Privatrechtsgeschichte (1947).

WESENBERG, Neuere deutsche Privatrechtsgeschichte im Rahinen der europaischen Rechtsentwicklung (2 dn ed., rev. Wesener, 1969).

WIEACKER, Privatrechtsgeschichte der Neuzeit (2 nd ed., 1967).

 

I

 

Вопрос о том, следует ли проводить различие между романской и германской правовыми семьями в рамках пра­вовых систем стран континентальной Европы (за исключе­нием стран Восточной Европы), возможно, является спор­ным. Конечно, романская и германская правовые семьи имеют между собой гораздо больше общего, чем каждая из них с общим правом.

Однако одного этого обстоятельства, по-видимому, недо­статочно, чтобы игнорировать различия в стилях, которые сложились в континентальном праве. Некоторые из этих сти­левых различий были рассмотрены в § 9 при сравнении язы­ка законов, судебных решений и типов юристов в Германии и во Франции, то есть в странах, правовые системы которых являются основными представителями германской и романс­кой правовых семей. Логичность и целесообразность отнесе­ния правопорядков этих стран к различным правовым семьям становятся особенно очевидными при сравнении путей их исторического развития. С этой целью нижеследующее изло­жение будет посвящено истории немецкого частного права.

Разумеется, при этом речь не идет о том, чтобы дать пол­номасштабную картину развития немецкого права. Для этого читателю можно будет обратиться к трудам известных авто­ров, среди которых следует назвать основополагающие рабо­ты Виакера, Везенберга и Кошакера. В данной же книге в соответствии с ее замыслом будет сделана попытка бегло ознакомить читателей, прежде всего иностранных, с теми узловыми моментами истории немецкого права, в которых пути его развития расходятся с путями развития французско­го и английского права. И поскольку различия в историчес­ком развитии являются решающим фактором для характе­ристики современных правовых систем, это, несомненно, поможет лучше понять особенности стиля немецкого права, позволяющие отличать германскую правовую семью от пра­вовой семьи общего права.

 

II

 

Все западноевропейские народы в период средневековья испытали влияние античной культуры и римского права как ее неотъемлемой части. Разумеется, разные народы в разное время ознакомились с римским правом, и влияние его на них также было различным. В Германию оно пришло сравни­тельно поздно, в основном в середине XV века. Его распро­странение в странах средневековой Европы получило назва­ние “рецепции римского права”.

В Германии его воздействие было значительно сильнее, чем во Франции, не говоря уже об Англии. Это проявлялось в том, что ни в одной западноевропейской стране процесс рецепции не только институтов и понятий римского права, но и древнеримской юридической мысли не получил столь широкого распространения” как в Германии.

Причины, объясняющие столь необычный характер рецеп­ции римского права в Германии, следует искать в политичес­ком положении страны в конце правления династии Штауфенов. В этот период происходит существенное ослабление центральной имперской власти и одновременно усиливается власть феодалов и городов. Ослабление центральной власти имело тяжелые последствия для исторического развития Гер­мании. Однако в данном случае не имеет значения, случи­лось это из-за того, что германские императоры чрезмерно увлеклись итальянскими делами в ущерб интересам внутрен­ней политики, или же вследствие того, что неспособность императорской власти окончательно решить проблемы лен­ных владений помешала сплотить вокруг нее феодальных баронов в той мере, как это имело место во Франции и в Англии. Ясно одно: ослабление императорской власти и уси­ление самостоятельности немецких княжеств способствова­ли рецепции римского права. Раздробленность помешала ста­новлению и консолидации общегерманского частного права, появлению общегерманской судебной системы и общегер­манского юридического сословия. А это, в свою очередь, могло бы, как показывает пример Франции и Англии, стать противовесом римскому праву и ослабить его влияние. В средневековой Германии отсутствовали централизованная политическая и судебная власти, с помощью которых можно было бы преодолеть раздробленность права многочисленных народов, населявших Германию, немецких племен и свобод-

 

ных городов, систематизировать и научно его обобщить и тем самым создать предпосылки для формирования общегер­манского частного права. Особенно остро чувствовалось от­сутствие единого, освященного авторитетом императорской власти суда и юридического сословия, которое бы оказывало ей политическую поддержку и выступало за создание унифи­цированного имперского частного права, своего рода общего права Германии. В Англии наряду с единым королевским судом в Лондоне образовалось корпоративное сословие адво­катов, обладавших мощным влиянием. Во Франции Париж стал не только резиденцией короля, его властных структур и чиновников, но и местонахождением важнейшего суда и, как следствие этого, лучших судей, адвокатов и правоведов, ко­торые при всей своей самостоятельности стремились укреп­лять королевскую власть и усиливать свое влияние на нее.

В Германии же, наоборот, императорская власть все более хиреет на фоне растущей мощи удельных князей. Герман­ский император не имел постоянной резиденции и правил страной, бесконечно меняя свое местонахождение. Так что у него не было центрального аппарата управления, постоянно­го состава королевских чиновников-управленцев, не сущест­вовало и мощной имперской юрисдикции. Правда, функцио­нировал имперский суд, который, будучи Верховным судом, мог в принципе принимать к рассмотрению любые дела, не решенные судами низших инстанций, равно как и действо­вать в качестве Апелляционного суда в отношении всех судов на территории империи. Но его влияние было незна­чительным, так как он не обладал достаточной степенью не­зависимости от императора, у него не было постоянного со­става судей и даже собственной резиденции. К этому следует добавить, что благодаря своему возросшему политическому влиянию удельные князья и любые их действия пользовались судебным иммунитетом (de non evocando u de non appellando). И это еще более ограничивало юрисдикцию имперского суда. Когда же в 1495 году был создан имперский Верховный суд в составе профессиональных судей и с постоянной рези­денцией во Франкфурте (первоначально), то для становления общегерманского частного права время было уже упущено (см. Koschaker, аа0, S. 212 ff.).

Слабость императорской власти в Германии, отсутствие прочной системы правосудия и влиятельного сословия юрис­тов создали предпосылки для рецепции римского права в этой

 

стране. Но это, однако, еще не объясняет, почему римское право было воспринято в столь широком объеме и почему местное право, пусть даже раздробленное, оказалось неудов­летворительным. Это связывают с тем, что формы отправле­ния правосудия в Германии уже более не отвечали потребнос­тям времени. В соответствии с традицией судьи принимали решение на основе уже устоявшихся правовых понятий, прак­тической сметки, житейского опыта и знания дела, интуитив­ного понимания того, что наиболее соответствовало конкрет­ной жизненной ситуации, которая была у них перед глазами. Такой основанный не на умозаключениях, а на чувственном восприятии “органолептический” метод отправления право­судия, уходящий корнями в далекое прошлое, в основном перестал удовлетворять экономическим и социальным усло­виям позднего средневековья, которые становились все более сложными, многообразными и запутанными. В этот вакуум и устремилось римское право. И не потому, что его нормы были по содержанию лучше или правильнее, чем нормы обычного германского права, а благодаря многообразию выработанных им понятий и формализации правового мышления, с помощью которых даже трудные проблемы можно было опосредовать юридически, подвергнуть логическому анализу и раскрыть их суть, сделав предметом доступной для понимания аргумента­ции. Разумеется, в руках сословно организованных судей и адвокатов, как показывает опыт Франции, нормы местного права были бы обобщены, систематизированы, защищены авторитетом государства, научно обработаны, обогащены понятиями римского права. И в таком виде они вполне могли бы отвечать потребностям своего времени. Но социальные и политические предпосылки для развития подобного процесса в Германии еще не созрели. Местное право “застыло” поэто­му в “преднаучном”, неупорядоченном, раздробленном состо­янии. Так что понятия и институты римского права были восприняты в большинстве государственно-территориальных образований Германии и в большинстве отраслей права “в целом”, “в чистом виде”, без учета национальных особеннос­тей единой правовой культуры, которой попросту не сущест­вовало, как не существовало и сплоченного сословия судей и адвокатов, которые могли бы ее создать. К этому следует добавить, что в то время римское право не было каким-либо действующим иностранным правом. Оно рассматривалось как право Римской империи. И его притязания на применение в

 

Германии могли основываться на том, что Священная Римс­кая империя германской нации, как свидетельствует уже одно ее название, считала себя преемницей Римской империи, а германский император чувствовал себя наследником римских цезарей (подробнее см. Koschaker, аа0, S. 70 ff., 113 ff.).

Вначале немецкие юристы, знающие римское право, на­ходили себе применение в церковных и феодальных владе­ниях, в городах. К концу XV века они постепенно вытеснили малосведущих в праве практиков, а сами заняли их место. Первые профессиональные юристы получали правовое обра­зование почти исключительно на всемирно известных юри­дических факультетах Северной Италии. Положение изме­нилось лишь после того, как под давлением юридически образованного нового поколения независимых феодальных правителей в немецких университетах стало преподаваться в качестве обязательного предмета римское право.

Эти юристы, являясь университетскими профессорами, судейскими и городскими чиновниками, экспертами права, юрисконсультами феодалов и городских властей, авторами территориальных и городских правовых актов, способствова­ли тому, что в течение XVI и XVII веков в результате взаи­модействия реципированного римского права и действующе­го местного права родились “современно применяемые пандекты” (usus modernus pandectorum). Но время формиро­вания единого общегерманского частного права еще не при­шло. Политическое бессилие империи и партикуляризм мел­ких и мельчайших территорий и городов препятствовали этому. И в то время как во Франции окрепшей королевской власти благодаря усиливающейся централизации удалось со­здать “общефранцузское право”, в Германии лишь в некото­рых крупных регионах сумели осуществить синтез римского и местного права. Это произошло в Саксонии благодаря ра­ботам Карпцова (1595-1666), в Остзейских землях — усили­ям Мевиуса (1609-1670), в Вюртемберге — на основе иссле­дований Лаутербаха (1618-1678).

 

III

 

В XVIII веке в интеллектуальной жизни Европы происхо­дят коренные изменения. Мощный духовный подъем, полу­чивший название “эпоха Просвещения”, характеризуется

 

критическим переосмыслением традиционных ценностей в области религии, политики, права и культуры, стремлением вырвать индивида из цепей средневековья и создать принци­пиально новую картину мира на основе рационализма. Это интеллектуальное течение имело колоссальное влияние на правовую науку. Оно открыло перед юристами новые воз­можности, позволило по-иному, критически подойти к уже сложившемуся в процессе исторического развития партику­ляризму при современном применении пандектов, освобо­диться от устаревших правовых институтов и приступить к новой систематизации. Именно в эпоху Просвещения роди­лись идея кодификации, убежденность в том, что устарев­шее, раздробленное и ставшее трудным для понимания право может быть заменено единым и всеобъемлющим законода­тельством, которое будет иметь ясную и понятную всем структуру и материал которого будет систематизирован по определенному плану.

Новые интеллектуальные течения, разумеется, по-разному затронули различные европейские страны. В наименьшей степени они отразились на английском праве, которое разви­валось преимущественно под влиянием исторического опыта и было проникнуто практицизмом и духом современности. Поэтому абстрактно-теоретические идеи правового рациона­лизма, получившие развитие на Европейском континенте, нашли слабый отклик на Британских островах. И хотя ак­тивным поборником идеи кодификации английского права с позиций рационализма выступал знаменитый Иеремия Бентам (1748-1832), систематическое и понятийное правовое мышление эпохи Просвещения и правового рационализма не могло иметь никаких шансов на успех у английских юрис­тов, проникнутых традициями консерватизма и практицизма. Особенно это относилось к организованному по кастовому принципу влиятельному сословию судей и адвокатов, кото­рые были выпускниками специальных школ по подготовке барристеров (Inns of Court).

По-иному сложилась ситуация во Франции. Здесь Дома и Потье в своих трудах, пользовавшихся большим авторитетом, подвергли устаревший правовой материал научной обработ­ке с точки зрения рационализма и систематизировали его. Так что авторам ФГК во многих случаях оставалось лишь брать уже готовые для применения нормы. Однако еще более существенным и характерным именно для Франции является

 

то обстоятельство, что идеи эпохи Просвещения и рациона­лизма послужили непосредственным стимулом для подъема политической активности масс и нашли свое воплощение в революции 1789 года, свержении королевского режима, об­разовании единого государства на основе всеобщего равенст­ва и, наконец, в создании гражданского кодекса, который, несмотря на то что его повивальной бабкой был Наполеон I, стал завоеванием третьего сословия, а не даром монаршей милости.

В Германии же общефилософские идеи рационализма постепенно трансформировались в систему принципов част­ного права, которые были одновременно и назидательными, и требующими изучения. Пуфендорф, Томазиус и Христиан Вольф, великие систематики своего времени, используя ма­тематически точный и построенный на логических умозак­лючениях дедуктивный метод, сконструировали на основе наиболее общих принципов рационализма механизм регули­рования конкретных правоотношений, придав тем самым на­циональному праву строго упорядоченную и понятную струк­туру. В университетах все более начинает пробивать себе дорогу метод абстрактно-рационалистического мышления, который оперирует не столько конкретными социальными явлениями, сколько научными понятиями и цель которого заключается в построении внутренне непротиворечивых, но далеких от жизни систем.

И с этой точки зрения тяжеловесное, запутанное и во многом устаревшее пандектное право гораздо лучше было приспособлено для удовлетворения общественных потреб­ностей. “Это было время немецких профессоров-теоретиков, витающих в заоблачном мире своих умозрительных постро­ений со всеми их положительными качествами и недостатка­ми. Они заполнили кафедры юридических факультетов немецких университетов... стены которых до сих пор продол­жают в принципе сохранять привнесенный ими дух доктри­нерства” (Koschaker, аа0, S. 249).

Исключительно абстрактные, умозрительные построения профессоров эпохи рационализма не оказали непосредствен­ного влияния на немецкую юридическую практику. Новые идеи насаждались сверху, немецкими князьями, воспитанны­ми в духе просвещенного абсолютизма. Эти идеи нашли от­клик в их душах и стали движущей силой реформаторства в германских государствах XVIII века, направленного на гума-

 

низацию права и ниспровержение авторитета римского пра­ва. Но, в отличие от Франции, эти реформы не были освяще­ны пафосом свободы и всесокрушающим стремлением широ­ких народных масс к обновлению. Они носили ограниченный характер и полностью зависели от усмотрения просвещенной власти.

Начало кодификаций того времени было положено в 1756 году Гражданским кодексом Максимилиана Баварского, разработанным канцлером Баварии фон Крайтмайером. Этот ГК представлял собой в основном лишь баварский вариант кодифицированного пандектного права. Но в то же время кодекс давал вполне приемлемое решение застарелых спор­ных проблем. Он был написан ясным и профессиональным языком (по-немецки).

В нем нашли четкое отражение просветительские чаяния законодателей того времени. Наряду с Австрийским граждан­ским уложением, о котором речь пойдет ниже (см. § 13), следует упомянуть Прусское всеобщее земское право. Оно действовало во всех старопрусских государствах, существо­вавших в то время на территории этой части Германии, с 1794 г. и вплоть до вступления в силу Германского граждан­ского уложения (ГГУ).

Подготовка к созданию этого кодекса началась уже в на­чале ХУШ века. Но вплотную разработкой его проекта заня­лись по инициативе Фридриха II, который, как известно, был учеником французских философов-просветителей.

В юристах фон Камере и Суаресе он нашел блестящих исполнителей, которые за год проделали колоссальную работу по созданию кодекса в духе эпохи Просвещения, придав ему одновременно государственно-правовое содержа­ние в соответствии с этическими нормами просвещенного абсолютизма à la Фридрих II. Уже структурно кодекс вос­производил систему Пуфендорфа. И соответственно, исходя из “двойной природы человека” как индивида и как члена более многочисленной социальной группы, его первая часть была посвящена имущественному праву индивида, а вторая — правовому положению индивида в различных обществен­ных объединениях. При этом земское право регулировало правовое положение индивида как члена семьи и как одного из участников коллектива, ведущего домашнее хозяйство, включая и прислугу. Затем рассматривалось его правовое положение как члена какой-либо общины или товарищества

 

с точки зрения его классовой принадлежности (буржуа, крестьянин или аристократ) и, наконец, как гражданина государства. Уже здесь бросается в глаза резкое отличие радикального эгалитаризма ГКФ от земского права, закреп­лявшего сословную организацию общества в Пруссии Фрид­риха II. Король хотел, ничего не меняя в обществе, указать каждому точно, во всех деталях, наглядно, по-отечески и доходчивым языком то место, которое ему предписано зани­мать в государстве как в некоей совокупности индивидов. Земскому праву было чуждо представление о том, что госу­дарству следовало бы вменить в обязанность отказаться от тотальной опеки над гражданами, предоставив им в ряде случаев возможность самостоятельно вырабатывать крите­рии социальной ответственности, в рамках которой они будут осуществлять общественно полезную деятельность. “Самостоятельность действий (согласно всеобщему земско­му праву) является прерогативой органов управления, на­деленных всей полнотой власти, непрестанно и во всех деталях регулировать жизнь подданных в соответствии с их просвещенным мнением” (Kunkel. Sav. Z. Rom. 71, 1954, 534).

Эта потребность во всеобщности и беспробельности кодекса, равно как и стремление просветительства достичь его ясности, общедоступ­ности, учебно-воспитательного эффекта, привела к полному отказу от разработки в нем совершенных юридических понятий и к назидатель­ной велеречивости и многословности его языка, непомерной казуисти­ке. Кодекс состоит из 17 тыс. параграфов. И хотя связь их содержания с жизненным языком и реальностью очевидна, а язык образен и доход­чив, кодекс в целом из-за непомерного объема труден для восприятия и фактически непригоден для использования в практических и теоре­тических целях. Кункель характеризует кодекс из-за его бесконечной казуистики и норм, лишающих судей и подданных свободы действий, как “монстра, убивающего дух”.

Уже упоминалось (см, § 7, II), что судье запрещалось самостоятель­но толковать закон и заниматься законотворчеством под угрозой штра­фа. Если же содержание и смысл нормы вызывали у него сомнение, он обязан был обратиться за разъяснениями в комиссию по законодатель­ству или к министру юстиции. Этому соответствует и упомянутое в § 6 Вступления предписание судьям “при рассмотрении дел в суде не при­нимать во внимание мнений ученых и предыдущих судебных решений”, так что земское право так никогда и не стало источником судейского или научного законотворчества. Не стало оно образцом и моделью для кодификации внутригерманского права.

 

IV

 

Когда кодифицированное законодательство Пруссии и Австрии вступило в силу на рубеже XVIII и ХIX веков, звезд­ный час эпохи Просвещения уже прошел. Оптимистичные прогнозы мыслителей того времени о том, что человеческому разуму под силу разработать всеобщие и вечные этические принципы, оказались недолговечными в свете кантовской критики познания.

Не оправдались надежды на подъем реформаторства и в связи с просвещенным абсолютизмом в Центральной Европе, который часто давал формально ограничить себя законами. Амбициозной буржуазии XIX века рационализм стал все более казаться инструментом авторитарного государства, способствующим полной регламентации существования граждан. Появились новые интеллектуальные течения и от­теснили рационализм на второй план. Гердер первым при­влек внимание к поэзии, языку и другим элементам культу­ры. Он утверждал, что их истоки следует искать не в абстрактном разуме, а в народности, понятии историческом и потому находящемся в постоянном развитии вместе с ду­ховной жизнью народов, порождением которой культура и является. Эпоха романтизма открыла природные и иррацио­нальные жизненные силы человечества. Вместе с ней появи­лись такие понятия, как “народность”, “развитие”, “душа”, “чувство” и “ощущение”. Не удивительно, что в это время оптимистический рационализм эпохи Просвещения должен был казаться тривиальностью.

В этот период смены духовных вех в Германии зародилась историческая школа права. Ее общепризнанным главой был один из классиков немецкой юриспруденции — Фридрих Карл фон Савиньи (1779-1861).

В то время как рационализму было присуще представле­ние о правопорядке как о заранее продуманном во всех дета­лях искусственном порождении ума государственного зако­нодателя, то, по мнению Савиньи и его исторической школы права, право — это исторически обусловленный элемент культуры. Оно зарождается в глубинах народной души и там проходит длительный исторический процесс созревания. И право появляется на свет не как воплощение идеи, оформив­шейся в уме законодателя, а как результат работы “внутрен­них, незримых сил народного духа”, которым определяется

 

сам ход истории. Процесс становления права, равно как и языка, поэзии, религии, под воздействием этих сил подобен внешне незаметному процессу роста растения под воздей­ствием сил живой природы. Поэтому для представителей исторической школы права настоящим правом является обычное право, нашедшее свое отражение в нравах, привыч­ках, традициях и этических нормах. Соответственно носи­тель права — народ, а представители народа — юристы.

Эта основополагающая идея исторической школы права проявилась особенно отчетливо в 1814 году в знаменитом споре между Савиньи и гейдельбергским профессором Тибо по вопросу о том, нужен ли Германии унифицированный ГК.

После окончания победоносных освободительных войн, вызвавших воодушевление и подъем национальных чувств у немецкого народа, Тибо в статье “О необходимости всеобще­го гражданского права для Германии” выдвинул требование о замене многочисленных, а потому ставших помехой местных законодательств мелких германских княжеств единым обще­германским ГК по примеру ГК Франции. Это послужило бы правовой основой для государственного объединения Герма­нии. Однако в то время эта идея не могла быть реализована на практике, так как после падения Наполеона Центральную Европу захлестнула волна реставрации. И династический партикуляризм немецких князей очень скоро перечеркнул все надежды на создание единого демократического герман­ского государства с унифицированной правовой системой.

Неблагоприятная для предложений Тибо политическая си­туация усугублялась энергичным противодействием Са­виньи, что и похоронило в конечном итоге эти предложения.

В своей ответной статье “О современных задачах законо­дательства и правовой науки” Савиньи высказал точку зре­ния, что для общегерманской ГК время еще не пришло. Он отверг в качестве образцов ГК Франции и Австрии: по его мнению, оба законодательства были слишком консервативны и, несмотря на демократический пафос, сохраняли традиции сословности и аристократизма, были проникнуты антиисто­рическим духом рационализма. А потому он подверг уничто­жающей критике как содержание, так и структуру этих ко­дексов. По мнению Савиньи, законодательство, дарованное государством, не тот путь, по которому следует идти при формировании общегерманского права, так как этот путь противоестествен, антинаучен, противоречит традиции и по

 

существу является актом насилия. В противоположность это­му, с его точки зрения, необходимо было тщательно изучить и отработать уже имеющийся исторически выкристаллизо­вавшийся правовой материал. И только такой метод иссле­дования он признавал в качестве “естественного, ведущего к прогрессу правовой науки” и “способного объединить всю нацию”.

Поскольку для Савиньи право — предмет, исторически обусловленный и потому изменяющийся во времени, он и его школа рассматривали право в его историческом развитии, учитывая при этом большую роль немецких правовых источ­ников. Он всегда акцентировал внимание именно на этой стороне исторического развития права и тем самым решаю­щим образом стимулировал научные исследования немецко­го права в Германии. Сам он и его ученики сосредоточились исключительно на изучении римского права, причем не в его средневековых формах или пандектов, а на римском праве времен античности в изложении источников, кодифициро­ванных Юстинианом.

Предпочтение, отдаваемое античным источникам римско­го права, нельзя объяснить лишь научными интересами исто­рической школы, поскольку для нее в принципе представля­лись важными все движущие силы, участвующие в процессе исторического развития немецкого права.

Скорее всего, причина заключалась в том, что Савиньи видел гуманистический идеал своего времени (в том, что касается науки права) в эстетических представлениях клас­сической древности, как и до него Винкельман в отношении изобразительного искусства, Гёте — в отношении поэзии. Античность служила ему высшим мерилом ценности подлин­ного научного знания. Такая идеализация римского права привела к тому, что у Савиньи и особенно у его последо­вателей появились далекие от историзма представления о формах и институтах римского права как о высших, чисто теоретических и абстрактных понятиях, действующих вне времени и пространства. Тот факт, что римское право яв­лялось лишь средством разумной организации жизни и потому должно было рассматриваться во взаимосвязи с меня­ющимися социальными, экономическими и культурными ус­ловиями Древнего Рима, не осознавали или игнорировали. Вместо этого существовало убеждение, что Свод законов Юс­тиниана — сокровищница не подверженных времени Право-215

 

вых ценностей и если привести их в должный порядок и систематизировать, то станет возможным применять их не­посредственно в качестве действующего права.

Этой-то задаче — упорядочению, систематизации и совер­шенствованию абстрактных понятий — посвящали все свои усилия Савиньи и прежде всего его последователи — от Пухты до Виндшайда. И, таким образом, постепенно из исто­рической школы права развилась наука о пандектах, которая занималась исключительно систематизацией и догматичес­кой обработкой нормативного материала римского права. Пандектисты отличались излишним доктринерством.

Здесь напрашивается параллель с эпохой Просвещения, с той лишь разницей, однако, что исходным материалом на сей раз служили не особые принципы, основанные, вероятно, на законах разума, а нормы римского права. Правопорядок от­ныне толковался как закрытая система институтов, понятий и доктринальных взглядов, основанных на римском праве. Используя эту систему как инструмент для логических и прежде всего научных операций, можно было получить ре­шение любых правовых проблем. Тем самым применение права низводилось до простейшей технической процедуры, до своего рода элементарной функции, обслуживающей “ин­теллектуальные потребности” абстрактных понятий.

В то же время применение права рассматривалось в отрыве от здравого смысла, социальных, этических, рели­гиозных, политико-правовых и экономических соображений. Таким образом, даже если в связи с неотложной потреб­ностью оборота возникает необходимость урегулировать про­блему уступки требованиям без участия должника, перевода долга, заключения договора в пользу третьих лиц, а име­ющийся набор понятий не позволял создать нужную пра­вовую конструкцию, подобные ситуации объявлялись “ло­гически невозможными”, и одному Богу было известно, как выходить из создавшегося положения. Такой метод юри­дического мышления, который подменял тщательное изу­чение реальной жизни общества “арифметикой понятий”, мог возникнуть лишь в странах с правовой культурой, ори­ентированной на теоретиков, далеких от мирских забот про­фессоров.

Причиной формирования такого типа правовой культуры послужило отсутствие сплоченного и политически влиятельного сословия юристов-практиков, заинтересованного в едином и

 

общепризнанном ГК, подобном французскому, или же, по при­меру Англии, в сохранении традиций юридической техники.

В Германии в то время не было ни унифицированного частного права, ни централизованной судебной системы, ни объединенного общими профессиональными интересами единого сословия юристов-практиков. Сохранявшаяся на протяжении большей части XIX века территориальная раз­дробленность страны служила препятствием для создания единой системы права. В этих условиях занявшей доминиру­ющее положение пандектистике удалось добиться унифи­кации права, по крайней мере на теоретическом уровне, благодаря разработанному общегерманскому методу правовой догматики.

Пандектисты создали механизм удивительно точных и чет­ко разграничивающих системообразующих понятий. Именно этот механизм ГГУ был основой достоинств этого документа, который пользовался большим влиянием за границей благо­даря своей связи с римским правом. Однако поскольку догма права была чужда жизненным реалиям и не проверена на оселке этических, практических и социальных вопросов жизнеспособности своих теоретических принципов, то в конечном счете все выродилось в рафинированную, схолас­тическую и бессодержательную игру ума. Такой утрирован­ный научный метод долгое время был общепризнанным в Германии. И до сих пор по крайней мере подспудные послед­ствия юриспруденции понятий продолжают давать о себе знать в этой стране. Действительно, компаративист, который в принципе уже на основе собственного опыта должен скеп­тически относиться к национальному догматизму в праве, вновь и вновь при рассмотрении немецкого права убеждается, что пандектистика не напрасно пользуется дурной репута­цией и что Германии предстоит пройти еще долгий путь, прежде чем там сформируется стиль юридического мышле­ния, ориентированный на адаптацию правового механизма к жизненным реалиям при решении повседневных проблем.

 

V

 

В середине XIX века начала проявляться тенденция к уни­фикации немецкого частного права, в первую очередь благо­даря космополитизму торгового права и права ценных бумаг.

 

В этой сфере удалось унифицировать вексельное право благодаря введению закона о вексельном обращении (Wech­selordnung, 1848) и торговое право посредством Всегерманского торгового кодекса (1861). Оба закона постепенно всту­пали в силу во всех государствах Германского союза в одинаковой редакции. Началась даже работа по унификации общей части гражданского права. И в 1865 году группой известных ученых и судей был подготовлен проект обяза­тельственного права (“Дрезденский проект”). Он целиком опирался на пандекты и позднее предназначался служить образцом для раздела об обязательственном праве в ГГУ. После объединения Германии Бисмарком в 1871 году были унифицированы в первую очередь судебная система, процес­суальное и конкурсное право. Имперские законы о судопро­изводстве, вступившие в силу в 1879 году, и поныне действу­ют в сегодняшней Германии, правда, в существенно измененном виде. В области частного права компетенция имперского законодателя первоначально ограничивалась обя­зательственным, торговым и вексельным правом. Впервые в 1873 году по инициативе депутатов рейхстага, членов наци­онально-либеральной фракции Ласкера и Микеля имперская компетенция распространилась на все частное право. И с этого момента началась Длившаяся 20 лет работа по кодифи­кации немецкого гражданского права.

В 1874 году была создана первая комиссия по разработке проекта. Она состояла из 11 членов: шести судей, трех министерских чиновников и двух профессоров (но не адво­катов). Среди них — Готтлиб Планк, либеральный политик и известный высокопоставленный судья, и Бернар Виндшайд, оба — авторитетнейшие пандектисты своего времени. Они и возглавили работу комиссии. Однако ее деятельность была оторвана от действительности, так как не имела обратной связи с представителям? деловых кругов и других социаль­ных групп. Через 13 лет, в 1887 году, на суд общественности был представлен проект кодекса с необходимым обосновани­ем в Приложении. Он был подвергнут жесточайшей критике. Помимо потока замечаний, направленных на улучшение отдельных положений проекта, высказывалось неудовлет­ворение самой его концепцией. Всеобщему порицанию под­верглось излишнее доктринерство в систематике, которая опиралась исключительно на абстрактные понятия пандектистики.

 

Авторы проекта, стремясь достичь максимальной точнос­ти и аккуратности при передаче правовой сути содержания, настолько юридизировали его язык, что он потерял нагляд­ность и ясность и был непонятен населению. И наконец, проект носил неоправданно сложный, отсылочный характер. Особенно впечатляющей была темпераментная и энергичная критика Отто фон Гирке. По его мнению, проект игнориро­вал еще живущие в немецком народе национальные право­вые традиции и порывал тем самым с освященными обыча­ями и устоявшимися социальными, семейными и этическими нормами взаимных обязательств и отношениями доверия. Взамен предлагался крайне бездушный индивидуализм. Еще более острой была критика “катедер-социалиста” из Вены Антона Менгера. В своей прошедшей тогда почти не заме­ченной книге “Буржуазное право и неимущие народные мас­сы” (1891) он показал, как принцип свободы договоров мо­жет привести к угнетению социально не защищенных более обеспеченными слоями общества, которые благодаря своему положению могут диктовать условия контрактов. Он показал также, как институт частной собственности и наследствен­ное право уже по своей природе являются инструментом за­щиты интересов имущих классов и увековечивает их право распоряжаться средствами производства.

Но эта критика не повлекла за собой практических пос­ледствий. Правда, была создана вторая комиссия. В ее состав были включены некоторые члены, не являющиеся професси­ональными юристами (директор банка, главный лесничий и профессор политэкономии — все трое дворяне и владельцы поместий!). На сей раз работа комиссии не носила столь закрытого характера для общественности. Однако и вторая комиссия ограничилась главным образом внесением стилис­тических исправлений — крайне необходимых, но отнюдь не достаточных. В остальном же она лишь “смазала железный индивидуализм” первого проекта “несколькими каплями со­циального масла”. Второй проект был представлен на рас­смотрение с приложенными “протоколами” в 1895 году, про­шел с небольшими и в целом незначительными поправками процедуру парламентских слушаний и летом 1896 года был принят рейхстагом, хотя социалисты голосовали против. По личному пожеланию кайзера вступление кодекса в силу было отложено до 1 января 1900 г.: новый век следовало ознаме­новать блистательным началом.