Тема 1: Древнерусское государство

Славянские племена принадлежали к индоевропейской язы­ковой семье и на протяжении тысячелетий населяли лесные и лесостепные области Восточной и Центральной Европы. На Восточно-европейской равнине их северными соседями были балтийские и финно-угорские народности, южными - разнопле­менные кочевники степной полосы. Контакты как с северными соседями, так и с кочевыми племенами (сперва скифами, сар­мато-аланами, затем тюркскими кочевниками) сыграли значи­тельную роль в славянской истории и оставили заметный след в языке и быте древних славян.

Общее самоназвание славяне (в древности «словене») обо­значает «словесные», «говорящие» в противоположность другим племенам, говорящим на непонятных языках («немые» – «немцы»). Начиная с VI века славяне неоднократно упоминаются в иностранных письменных источниках. Это, в первую очередь, связано с событиями последнего этапа Великого Переселения народов (IV-VII вв.). В ту пору славяне продвинулись на терри­тории Балканского полуострова, прежде принадлежавшие Риму, а затем - Византийской Империи. В результате появилась новая этническая группа - южные славяне.

Славяне, оставшиеся в Восточной и Центральной Европе, в VIII-IX вв. разделились на две группы – западные славяне в Центральной Европе и восточные славяне на Восточно-европей­ской равнине. Восточнославянские племена в результате проис­ходивших в то время социально-политических и культурных процессов консолидировались в единую общность – древнерус­скую народность.

Основными занятиями славян были земледелие и ското­водство, при этом земледелие явно преобладало. В описываемый период происходит переход от подсечно-огневых и переложных форм земледельческого труда к развитому пашенному паровому земледелию. В южных районах он уже практически завершился к X веку. Немалую роль в хозяйстве, особенно на севере, играли охота и рыболовства. В VIII-IX вв. начинается выделение неко­торых ремесел (кузнечного, литейного). Развивается торговля. Ремесленники и торговцы (купцы, гости) становятся самостоя­тельными общественными прослойками. В это же время возни­кают протогорода (грады), становящиеся политическими, эко­номическими и религиозными центрами.

В славянском обществе в основном уже давно завершился переход от родовой общины к соседской. Основную массу населения составляли свободные общин­ники – люди. Являясь основой племенного ополчения, они участ­вовали в управлении через народное собрание – вече. Вместе с тем, сперва на уровне племенных союзов, а затем и ниже, народ начинает оттесняться от непосредственного участия в управле­нии родоплеменной знатью. Основные выборные общинные и племенные должности сосредотачиваются в их руках. Немалую роль в управлении племенем играли и служители славянской языческой религии (жрецы, волхвы).

Во главе племени стоял князь, пользовавшийся властью верховного жреца. Постепенно его власть становится наследст­венной. Но, несмотря на усиление княжеской власти, князья еще оставались в сильной зависимости от родовой аристократии или от собственной дружины. Власть князя над подвластными пле­менами осуществлялась посредством ежегодного ритуала гоще­нья (полюдья). Он включал сбор дани, пиры для князя у предста­вителей местной знати и т. д.

Одной из древнейших групп восточнославянских племен являлись анты. Анты, по мнению современных исследователей, были сперва смешанным населением, объединившим славян и остатки сармато-аланских кочевников, принадлежавших к иран­ской языковой группе. С этим были связаны отличия в языке и культуре между антами и соседними славянами. Эти отличия в целом почти стерлись в VII-VIII вв. Потомками древних антов были племена уличей, тиверцев, белых хорватов.

Вторым крупным племенным объединением на юге вос­точнославянских земель были дулебы.Дулебы создали мощный племенной союз, центр которого располагался на Волыни. Во главе племенного объединения стоял общий верховный прави­тель, вероятно, с наследственной властью. Позднее дулебский племенной союз распался. На его месте образовалось четыре новых объединения - волыняне (или бужане) на Западном Буге, древляне в лесных областях к западу от Среднего Поднепровья, дреговичи («дети болот») на Припяти, поляне в Среднем Поднеп­ровье. Центром полянского племенного союза со временем стал город Киев, название которого летописное сказание выводит от имени легендарного князя Кия.

В конце VII в. на севере, в районе озера Ильмень и по реке Волхов сложился племенной союз ильменских словен. Славяне (ильменские словене и кривичи) постепенно ассимилировали жившие здесь ранее финно-угорские племена. Имя древнейшего славянского центра Поильменья – Холмград, по мнению боль­шинства исследователей, отразилось в скандинавском названии Новгорода («Хольмгард»). В летописях упоминаются и другие славянские племенные союзы – кривичи, вятичи, радимичи.

Расселение славян на землях, занятых прежде финскими и балтийскими племенами, носило в основном мирный характер. Происходило не столько вытеснение, сколько процесс симбиоза между пришельцами и туземцами. Таким образом, балтийские и финские аборигены северорусских земель включились в процесс формирования древнерусской народности.

В IX веке на политической карте Вос­точной Европы появляется новое государственное образование – Русь. Стержнем, вокруг которого формировалось новое госу­дарство, стал торговый путь по Черному морю, рекам Днепру–Ловати–Волхову, Балтийскому морю, связавший «Варягов» (то есть Скандинавию) с «Греками» (то есть Византией). Вдоль этого, проходившего по восточнославянским землям, пути, воз­никают политические и торговые центры, в которых базирова­лись разноплеменные дружины воинов и торговцев, именовав­шиеся русами (русью) и имевшие собственных предводителей. Такими центрами стали Ладога и Холмград (а затем и Новгород, вернее предшествовавшее ему «Рюриково» Городище) на севере, Смоленск (вернее предшествовавшее современному Смоленску городище Гнездово) в центральных областях и Киев на юге.

Многие вопросы ранней русской и восточнославянской ис­тории вследствие недостатка достоверных первоисточников до сих пор являются предметом научных споров. Наиболее острым является вопрос о месте и роли скандинавов в процессе форми­рования древнерусской государственности. Само по себе при­сутствие скандинавских выходцев (норманнов, варягов) и их определенное участие в этом процессе не подлежит сомнению. Норманны нанимались на службу в дружины славянских князей, а иногда воевали с ними (в том числе и удачно), активно участ­вовали в восточноевропейской торговле. Их вожди могли всту­пать в родство со славянскими князьями и даже оказываться во главе славянских племен (происходило, очевидно, и обратное). Норманны наряду со славянами и финнами составляли немалую часть населения центров Руси на севере, прежде всего, Ладоги.

В то же время выстроенная на основе этих фактов еще в XVIII - начале XIX в. немецкими и некоторыми российскими учеными «норманнская теория» возникновения древнерусской государственности не выдерживает ни малейшей критики. Она исходила, фактически, только из принимаемого как факт скан­динавского происхождения правящей русской династии. Между тем, вопросы происхождения государства как такового в ни­чтожной степени связаны с вопросом о происхождении его правителей. Основы русской государственности были заложены на протяжении столетий предшествующего развития славян­ского общества.

Много дискуссий вызывает само происхож­дение названия «русь». Предложены версии о его северном (либо славянском, либо финско-скандинавском) и южнорусском про­исхождении. Вопрос этот до сих пор окончательно не решен в науке.

Что касается происхождения правящей династии – рода Рюриковичей, то большинство исследователей склоняются к признанию наличия в этом роду скандинавского элемента. Имена первых князей из этого рода – Рюрика, Олега, Игоря – скандинавского происхождения (Хрёрик, Хельги, Ингвар). Впрочем, происхождение правящей династии из чужеземной среды – не редкость в «варварскую» и феодаль­ную эпоху.

В середине IX века выделяются два главных центра русов. Первым центром становится «новгородская конфедерация». Именно племена «конфедерации», по летописи, пригласили к себе в 862г. на княжение Рюрика, основателя династии Рюриковичей.

Второй центр Руси – Киев. В середине IX в. он на время попал в зависимость от Хазарского каганата, но быстро вернул себе независимость. Восстановление независимости и могущества Киевской Руси связано с правлением князей-сопра­вителей Дира и Аскольда (860-е – 870-е гг.). К этому времени от­носятся новые военные столкновения Руси с Византией, в том числе походы на Константинополь – столицу Империи (860, 865-866 гг.). Войны с Византией закончились мирным договором, согласно которому на Руси была учреждена христианская епи­скопия, а вскоре князь русов (вероятно, Аскольд) принял креще­ние.

Следующим после Дира и Аскольда правителем Киева стал Олег. По летописям, Олег захвативший Киев у прежних князей в 882г., был преемником власти Рюрика в Новгороде. При нем Киев становится столицей объединенного восточнославянского государства – Киевской Руси.

В начале X в. наступает первый расцвет Руси. Князь Олег в 907г. совершил успешный поход на Константинополь и заключил с византийскими императорами мирное соглашение, в 911г. замененное мирным и дружественным договором. Эти документы закрепили достижение основных целей русской воен­ной политики на юге – привилегии для русских купцов и право­вую защиту русов на византийской территории. В то же время Русь была втянута в вооруженное противостояние Империи с мусульманским Востоком, а затем и Хазарией. Русский наемный корпус появляется в составе византийских войск, воюющих против арабов. В 909, 910, 912 гг. русы совершают походы в прикаспийские земли. Третий поход кончился катастрофой – русы были коварно перебиты в столице Хазарии мусульманской гвардией кагана.

С 912г. правителем Руси был Игорь. Игорь – первый русский князь, о котором мы имеем опре­деленно достоверные сведения. В его время Киевская Русь пред­ставляла собой федерацию отдельных княжеств – местных пле­менных и возглавлявшихся родичами правящей династии. Во главе государства стоял великий князь русский. Его власть осу­ществлялась посредством ежегодного полюдья. Правители сильнейших княжеств и ближайшие родичи великого князя рус­ского также титуловались великими князьями. В Новгороде княжил сын великого князя.

Князь Игорь, как и его предшественник Олег, вел активную внешнюю политику. Выполняя союзнические обязательства по отношению к Византии, он атаковал хазарские владения. Хазары вторглись в русские земли. Игорь, потерпев поражение, заключил договор, обязавший его выступить на стороне хазар против Византии. В 941г. русы выступили на Константинополь. Но с помощью горючей смеси византийцы уничтожили русский флот в морском сражении. Однако в 944г. Игорь с помощью грозной военной демонстрации принудил Империю подписать новый мирный договор. Он был не столь выгоден, как предыдущий, но сохранял основные дос­тижения русов.

Великий князь русский был вправе ликвидировать или ог­раничить самостоятельность племенного княжения, посадив туда наместника. Наместнику доверялся сбор дани с покоренной территории. Так, воевода Игоря, Свенельд собирал за князя дань с уличей и древлян.

В 945г. Игорь попытался нарушить правила сбора дани, во время полюдья дважды собрав дань с древлян. Древляне во главе со своим князем Малом взбунтовались и убили Игоря. Мятеж в Древлянской земле подавила вдова Игоря, Ольга. В 945-946 гг. княгиня, став фактической правительницей при своем сыне, князе Святославе, установила единые правила сбора и размеры дани (уроки) для всего государства. Система наместнических кормлений была ликвидирована.

Во время первого в истории Руси визита в Константино­поль в 957г. Ольга приняла крещение. Это событие положило начало новому этапу христианизации Руси. В Киеве разверну­лась борьба между христианской партией во главе с Ольгой, которая настаивала на мирных отношениях с Византией и обо­роне границ (прежде всего, от новых кочевников – печенегов), и язычниками во главе со Святославом, стремившимися к даль­нейшим внешним завоеваниям.

Став Киевским князем Святослав в 964-965 гг. совершил поход по Волге. В ходе этого похода был фактически уничтожен Хазарский каганат, долгое время представлявший серьезнейшую угрозу для самого существования Руси. Святослав закрепил влияние Руси в По­волжье и на Северном Кавказе. На Дону и в Приазовье возникли опорные пункты русского владычества - Тмутаракань и Белая Вежа.

В 967г. Святослав по просьбе Византии вторгся в Дунай­ское Болгарское царство и разгромил его. Однако, вопреки планам византийской дипломатии, русский князь не собирался уходить с Балкан. Лишь нападение печенегов на Киев, заставило его вернуться на Русь. Затем смерть Ольги (лето 969г.) задер­жала Святослава в Киеве. Но уже осенью 969г. русский князь вновь на Балканах. Началась Болгарская война между Византией и Русью за гегемонию на Балканском полуострове. Сперва воен­ные действия благодаря доблести русского войска и полковод­ческим дарованиям Святослава развивались успешно. Но затем, в 971г., приведя свежие силы из Малой Азии, император Иоанн Цимисхий, полководец не менее талантливый, оттеснил русов к Дунаю. Сказались оторванность от родной земли, отсутствие массовой поддержки со стороны местного населения, ненадеж­ность союзников (вчерашних врагов – печенегов). Святослав был вынужден подписать мир, уступавший Болгарию Византию. На обратном пути на Русь, весной 972г. Святослав был перехвачен печенегами и убит.

После смерти Святослава между его сыновьями разрази­лась первая в истории рода Рюриковичей междоусобица. В итоге власть в Киеве перешла к новгородскому князю Владимиру Святославичу.

Правление Владимира I (980-1015) положило начало эпохе расцвета Киевской Руси. Это правление надолго запечат­лелось в народной памяти. Владимир стал прототипом былин­ного князя Владимира Красное Солнышко. Принятие же хри­стианства сделало Владимира одним из наиболее почитаемых Русской Церковью святых князей.

В первые годы своего правления Владимир I продолжал внешнеполитический курс отца. Наряду с собиранием под своей рукой восточнославянских и соседних с ними племен он сопер­ничал с другими государствами за гегемонию в Восточной Ев­ропе. В 981г. был совершен поход на Польшу и завоеваны окончательно земли лендзян за Западным Бугом, ставшие с этого времени Червонной Русью. В 985г. был совершен поход на Волжскую Булгарию (государство тюрок-болгар или булгар). Владимир одержал победу, но отказался от обложения побежденных булгар данью. Сделал он это по совету своего дяди и ближайшего соратника, новгородского наместника Добрыни (прототип былинного Добрыни Никитича). Фактически Влади­мир и Добрыня, заключив с булгарами мир на равноправных условиях, положили начало новой внешней политике Руси. Те­перь Русь отказалась от войн с соседними государствами, сосре­доточившись на собирании восточнославянских земель и рас­пространении своего влияния на не создавшие своей государст­венности балтийские и финно-угорские племена.

Позднее Владимир успешно осуществлял этот политиче­ский курс. В его правление было завершено объединение вос­точнославянских территорий под властью Рюриковичей. Ликви­дировав большинство племенных княжений, Владимир еще при жизни роздал удельные княжеские престолы на территории Руси своим многочисленным сыновьям. Немалых ратных трудов стоила князю также защита русских границ от печенежских набегов.

Во внутренней политике Владимира основным вопросом стал религиозный. В 980г. он провел религиозную реформу, упорядочившую языческий культ и усилившую влияние жречества. Выделив пять главных языче­ских богов, Владимир и Добрыня стремились закрепить их по­читание по всей Руси, уничтожив местные культы. Однако рус­ский языческий пантеон мало годился для создания организо­ванной религии. Борьба с местными культами не могла быть успешной. В конце концев, Владимир пришел к основательному вы­воду о необходимости принятия в качестве государственного культа иной, единобожной религии. Это вполне отвечало уровню социального и культурного развития Руси. Во время переговоров с послами булгар и хазар в 986г. Владимиру было ими предложено принять ислам или иудаизм. Но эти варианты религиозной реформы были отвергнуты. Князь обратился к более знакомому для русов христанству. Владимир отверг пред­ложения папских послов принять веру с Запада. Принятие хри­стианства из Византии было пердопределено ее культурным, политическими связями с Русью. Но Владимир не желал подкре­плять (как стремилась Империя) религиозную подчиненность политической зависимостью.

Обстоятельства крещения благоприятствовали князю. На основании союзного договора русы оказали Византии помощь против мятежников в Малой Азии. Однако договорные обяза­тельства со стороны Византии не были выполнены. В ответ Владимир совершил победоносный поход на Херсонес в Крыму. Победой князь принудил императоров Византии выдать за него свою сестру Анну, после чего, как супруг христианки, принял крещение. Принятие христианства в таких условиях было не­пременным атрибутом договора и нисколько не принижало международный статус Руси. Одновременно был взят реванш за Болгарскую войну.

После крещения Владимира была создана христианская митрополия в Киеве, идолы языческих богов низвергнуты, на­род крещен в водах рек. Христианство стало государственной религией Киевской Руси. Однако и позднее сохранялись серьез­ные пережитки язычества, так называемое «двоеверие».

Принятие христианства, пришедшего на смену языческим культам, имело огромное позитивное значение для Руси. Оно дало толчок развитию культуры, прежде всего, письменной. Утверждение нравственных основ христианства сыграло ключе­вую роль в становлении русской цивилизации. При этом Русь одновременно стала частью православной цивилизации, воспри­емницей развившейся в Византии восточно-христианской куль­туры. Принятие христианства имело и политическое значение, включив Русь в сообщество христианских народов Европы. Это в немалой степени способствовало установлению добрососед­ских отношений между Русью и большинством соседних госу­дарств.

После смерти Владимира в 1015г. разгорелась кровавая и длительная междоусобная война. Она стоила жизни нескольким его наследникам. Первыми погибли от рук подосланных киев­ским князем Святополком убийц князья Борис Ростовский и Глеб Муромский, не желавшие участвовать в братоубийственной бойне. Эти сыновья Владимира чтутся Церковью как святые мученики, положившие жизни за нравственные идеалы право­славия. Святополк, прозванный Окаянным, вел ожесточенную борьбу за Киев с Ярославом Владимировичем, княжившим в Новгороде. В ходе этой борьбы Киев в 1018г. был взят и раз­граблен польскими войсками во главе с Болеславом, союзником Святополка. В 1019г. в битве на реке Альте Святополк, при­шедший на брата с печенегами, был окончательно разгромлен.

В Киеве утвердилсяЯрослав Мудрый (1018-1054). Ему понадобилось еще некоторое время, чтобы сломить других со­перников или замириться с ними. Лишь в 1036г. Ярослав стал единовластным правителем Руси. Ярослав отвоевал Волынь и Червонную Русь, захваченную при Болеславе поляками, а в 1036г. под стенами Киева полностью разбил печенегов. Больше они не беспокоили Русь.

Время правления Ярослава - пора наивысшего культур­ного, политического и экономического могущества русского государства. Именно при Ярославе оформляется в первоначаль­ной редакции «Русская Правда» и принимается «Церковный Устав». Из куль­турных достижений эпохи Ярослава надо отметить переводы греческих книг, строительство монументальных Софийских со­боров в Киеве и Новгороде. Тогда же возводится киевская кре­пость – «город Ярослава».

Благодаря династическим бракам и военно-политическим союзам сфера влияния Руси в Европе охватывала Польшу, Венг­рию и Скандинавские королевства. Дочь Ярослава Анна стала женой французского короля. Многочисленные народности При­балтики и Севера, а отчасти также Поволжья и Северного Кав­каза платили Руси дань. Собственно Русь в ту пору включала все восточнославянские территории, а также земли, населенные перечисленными ранее неславянскими племенами.

Усиление Руси вызывало недовольство Византии. Частыми стали нарушения русско-византийских договоров. Насилие по отношению к русским купцам со стороны византийцев вызвало поход на Константинополь в 1043г. Военные действия, однако, развивались неудачно для русского флота, и он отступил от византийских берегов. В 1046г. был заключен мирный договор, положивший конец периоду войн между Русью и Византией. Русь подтвердила свою политическую независимость. Дочь императора Константина Мономаха стала женой сына Яро­слава Всеволода. Религиозная независимость Руси была впервые провоз­глашена в 1051г., когда Ярослав поставил митрополитом рус­ского – Илариона, без согласия византийских церковных властей.

Блестящее правление Ярослава стало достойным заверше­нием истории единой Киевской Руси. К концу его княжения окончательно выявились тенденции к обособлению отдельных русских земель в полусамостоятельные княжества. Раздел Руси между сыновьями Ярослава в 1054г. стал прологом к эпохе феодальной раздробленности Древнерусского государства.

Социальное развитие русского общества эпохи Киевской Руси не оставляет со­мнений в его феодальном характере. Господствующее положе­ние занимает оформившийся класс землевладельцев, включав­ший князей, бояр, лучших людей (различие между последними двумя терминами постепенно стирается). Их вотчины – наследст­венные владения включают в себя ранее самостоятельные кре­стьянские общины. Но подлинно феодальное землевладение на селе, кажется, было распространено только на Юге Руси, и то не повсеместно. На Севере характерны (кроме территории фео­дальных «республик») зависимость смердов от князя и сохране­ние значительного (возможно, подавляющего) числа независи­мых общин полностью лично свободных людей. Кроме того, Русь того времени, в отличие от того же периода в Западной Европе, еще не знала личной (сервильной, крепостнической) зависимости с развитой системой барщины (работы на земле феодала) и оброка (натуральных сборов в пользу феодала). Даже на юге преобладала ограниченная личная зависимость со сбо­ром оброка. Известны и другие формы зависимости (рядович – работник по договору; закуп – работник за долг). Довольно широко применялся в хозяйствах знати труд рабов (холопов и челяди).

В 1054-1132 гг. ве­ликокняжеская власть в Киеве, еще довольно сильна, она пыта­ется сопротивляться центробежным тенден­циям. Состоявшийся в Любече в 1097г. съезд русских князей при­нял решение: «Каждый да держит отчину свою». Тем самым признавалось право князей на сохранение своих наследственных владений.

Владимир II Мономах (1113-1125), внук Ярослава Муд­рого, был призван в Киев городской верхушкой из-за своего высокого авторитета, заслуженного победами над половцами. Этим удалось успокоить восставших против произвола ростов­щиков горожан, а позже был принят «Устав Владимира», суще­ственно ограничивавший возможности обращения в полное рабство (обельное холопство) за долги. Владимир II – последний из великих правителей Киевской Руси. Ему удалось существенно укрепить внешние позиции государства. Новые победы над кочевниками заставили их отступить от границ Руси и раздви­нули сферу влияния Киевского государства до Волги и Кавказ­ских гор. Внутри государства Владимир взял под свой контроль все княжества, кроме окончательно обособившегося Полоцка.