Исторические формы и принципы диалектики.

Само слово «диалектика» в переводе с греч. означает «искусство вести беседу». Впервые его применил Сократ, который понимал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, как способ ведения философского диалога, приводящий к истинным определениям понятий. Во многом в сократовском духе определял диалектику Платон: "Того, кто умеет ставить вопросы и давать ответы, - говорил он, - мы называем диа­лектиком". Условием же такого умения считался метод правильного соединения и разъединения понятий, относящихся к предмету изучения. Слово "диалектика" употреблялось в эпоху Сократа и Платона как более или менее тождественное слову "логика" (которое в то вре­мя еще отсутствовало) и означало искусство доказательства и опровержения, умение отличать истинное от ложного в суждениях, которые высказываются во время ученой беседы. Таким образом, в античной мысли диалектика трактовалась, главным образом, как метод правильного мышления, способ обретения истинного знания.

Средневековая философия наследует от античности этот смысл диалектики: в ней последняя понимается или как логика вообще, или как искусство различения истины и лжи, или же как искусство вести дискуссию.

В новоевропейской философской мысли это понятие наполняется новыми смыслами, из которых отметим лишь два ведущих, связанных с немецкой классикой и марксистским учением. Так, Гегель по существу впервые трактует диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный догматической ориентации прежней метафизики. К. Марксом и Ф.Энгельсом, стали рассматривать диалектику как антипод метафизики. У Маркса и Энгельса диалектика выполняет функции не только метода познания, но и всеобщей теории бытия: .более того, в марксистской философии она понимается как наука "о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления".

Основные исторические формы диалектики. Классифицировать формы диалектики и стадии ее развития можно по разным основаниям. Обычно в философской литературе используют два критерия:

· уровень теоретической разработки диалектических идей и их логической организации;

· соотнесенность диалектической мысли со спецификой той или иной исторической эпохи.

Применяя первый критерий, можно придти к выводу, что в эволюции философии обнаруживается, во-первых, так называемая "стихийная диалектика» в которой диалектические взгляды являлись результатом преимущественно обычного наблюдения за повседневными процессами в мире и существовали в форме отдельных эмпирических догадок и положений, не связанных в единую систему знания и не имеющих сколь либо серьезного обоснования. Во-вторых выделяют "сознательную диалектику - теоретическую, логически организованную систему знания, выступающую результатом профессиональной философской рефлексии над разнообразными феноменами бытия и понятийными формами их отражения.

Принципы диалектики:

· принцип единства мира;

· принцип всеобщей связи и взаимообусловленности явлений;

· принцип развития.

Принципы развития и взаимосвязи составляют фундамент философской теории диалектики. Они говорят о том, что любое явление в мире подвержено качественным изменениям (развитию) и находится в определенной зависимости от других явлений (то есть связано с ними), влияя, в свою очередь, на них. Эти базисные диалектические идеи наполняются более конкретным содержанием в системе законов диалектики - основных и неосновных.

К основным законам материалистической диалектики традиционно относят:

· закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Согласно ему, изменения, происходящие с явлением, рано или поздно нарушают его меру (то есть определенное единство качества и количества) и вызывают переход явления в новое качественное состояние;

· закон единства и взаимодействия противоположностей, утверждающий, что основным источником развития явлений служат их внутренние противоречия. Здесь следует добавить, что в связи с достижениями синергетики этот закон нуждается в некоторой корректировке: у сложных самоорганизующихся систем источником развития выступают, прежде всего, согласованные, кооперативные взаимодействия между элементами системы, а не противоречия между ними;

· закон отрицания отрицания, говорящий о том, что любое развитие есть, с одной стороны, движение явлений вперед, к новым качествам, а с другой - повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств (обычно эти черты развития характеризуются терминами «преемственность», «возврат якобы к старому», «развитие по спирали» и т.п.).

К неосновным законам диалектики (они формулируются обычно с помощью парных диалектических категорий) чаще всего относят следующие:

· закон единичного и общего: всякое общее реализуется в единичных свойствах и связях развивающегося явления;

· закон необходимости и случайности: необходимость проявляется в развитии явлений через случайности и дополняется ими. Вместе с тем синергетика сегодня установила, что и случайность способна порождать новую необходимость (закон);

· закон содержания и формы: содержание явления определяет форму его развития, которая способна влиять на данный процесс;

· закон причины и следствия: свойства и связи развивающегося явления есть следствие определенных причин;

· закон возможности и действительности: развитие явления есть превращение присущих ему возможностей в новую действительность с новыми возможностями;

· закон сущности и явления: в свойствах и связях развивающегося явления раскрывается его сущность;

· закон части и целого: развивающееся явление есть целостное взаимодействие своих частей.

 

Литература

  1. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века / П.П. Гайденко. М., 1997.
  2. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии / В.Д. Губин. М., 1998.
  3. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой / Н.Н. Моисеев. М., 1998.
  4. Пригожин И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стенгерс. М., 1986.
  5. Хайдеггер М. Что такое метафизика? / М. Хайдеггер // Время и бытие: статьи и выступления. М., 1993. С.16-27.