Часть третья. История государства и права в новое время

Глава 16. Английская буржуазная революция XVII в.

 

Уже к началу XVII в. королевская власть в Англии стала оплотом отживавших феодально-абсолютистских порядков. Экономически и соци­ально усилившиеся буржуазия и новое дворянство стремились само­стоятельно направлять политику правительства в своих интересах. В нижней палате парламента они нашли готовое политическое орудие для осуществления своих целей. Борьба между Короной и парламентом, начавшаяся еще при Елизавете I, привела при Карле I к роспуску пар­ламента (1629 г.), а в 1640 г. - - к буржуазной революции,получившей название "Великий мятеж" (сх. 1, табл. 1).

 

Схема 1.

 

Таблица 1.

Причины Английской буржуазной революции 1. Противоречия между нарождающимся капиталистическим и старым феодальным укладами. 2. Недовольство политикой Стюартов, обострение отношений и откры­тый разрыв между парламентом и королем в правление Карла I. 3. Противоречия между англиканской церковью и идеологией пурита­низма. Главные движущие силы революции: городские низы и крестьянство во главе с буржуазией и новым обуржуазившимся дворянством - - джентри. Повод - - роспуск королем Карлом I Стюартом "Короткого Парламента" (апрель-май 1640г.), созванного им после 11-летнего перерыва с целью получения субсидий для ведения войны против Шотландии.

 

Именно в это время набирает силу общественное религиозно-политическое движение - пуританизм, ставшее идеологическим оружием оппозиции абсолютизму (сх. 2).

 

Схема 2.

 

Кроме того, начало революции ускорилось еще поражением Англии в англо-шотландс­кой войне 1637- -1639 гг. Непрерывные крестьянские и городские восстания, отсутствие денег, недовольство не только в народных низах, но и среди финансистов и купечества сделали положение монархии безвыходным и заставили Карла I Стюарта созвать новый парламент (табл. 2).

 

Таблица 2.

I. Конституционный этап революции ( 1640- -1642 гг. ) Ноябрь 1640 г. - - созыв нового парламента, получившего название "Долгий Парламент" (1640-20.04.1653 гг.). Парламент принял ряд законов по ограничению королевской власти и демократизации общественной жизни. Обсуждение "Великой ре­монстрации" - - декларации, содержавшей обвинение абсолютизму и программу действий: завершение реформации, свобода торговли и предпринимательства, установление буржуазно-конституционной монархии, - - раскололо парламент на две партии:

 

Этот состав Парламента, вошедший в историю под названием "Долгтй", с момента созыва и работавшего с 3 ноября 1640 года до 20 апреля 1653 года, начинается конституционный этап революции.Долгий парламент в 1641 г. принял три важнейших акта:

1. "Трехгодичный акт", предусматривавший созыв парламента каждые три года независимо от воли короля;

2. Билль о самороспуске парламента (о недопустимости роспуска существующего парламента без его согла­сия);

3. Великая Ремонстрация - - политический памфлет,содержавший обширный (204 статьи) перечень злоупотреблений Короны и отражавший интересы буржуазии и нового дворянства. Ее основу составляли вопросы об обеспечении собственно­сти на землю и защите движимого имущества от притязаний короны, о свободе торговли и предпринимательской деятельности, о прекраще­нии религиозных преследований и финансового произвола, о полити­ческой ответственности должностных лиц перед парламентом; выдви­гались также требования произвести реформацию церкви.

Долгим парламентом были разрушены основы абсолютизма. В 1641 г. Были ликвидированы чрезвычайные королевские суды - - "Звездная палата" и "Высокая комиссия"; ограничено юрисдикция и состав Тайного совета; уничтожены все монопольные патенты и привилегии, а их обладателей удалены из парламента; привлечены к суду и казнены ближайшие советники короля - - лорд-канцлер Страффорда и архиепископ Лода.

Документы, принятые Долгим парламентом значительно ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению конституционной монархии. Од­нако пресвитериане (лендлорды и крупная буржуазия), занявшие гос­подствующее положение в парламенте, опасались углубления револю­ции, и к осени 1642 г. политический конфликт перерос в вооруженный (табл. 3).

 

Таблица 3

II. Первая гражданская война. Господство пресвитериан в Парламенте (1642-1646гг.) Авг. 1642 г. - - Карл I объявил войну Парламенту (северные графства поддерживали короля). Парламент организовал Комитет обороны и принял постановление о наборе 10-тысячной армии под командованием графа Эссекса. Военные неудачи парламентской армии (поражение при Эджхилле 23 октября 1642 г. и др.) требовали ее реорганизации.
Оливер Кромвель. Рис. 1.

 

В августе 1642 г. королем была объявлена война парламенту. Т.е. началась первая гражданская война. С обеих сторон были созданы регулярные армии. Нерешительная политика пресвитериан привела к тому, что парламен­тская армия потерпела поражение в первом же сражении. После этого военное руководство перешло в руки индепендентов во главе с Кром­велем (рис. 1). Зимой 1645 г. в соответствии с "Ордонансом о новой модели", принятым парламентом, была создана новая парламентская армия, которая должна была содержаться за счет государства. Рядовой состав комплектовался из свободных крестьян и ремесленников. Офицерские должности замещались по способностям вне зависимости от происхож­дения. Летом 1645 г. реорганизованная парламентская армия разгромила королевские войска. К концу 1646 г. первая гражданская война заверши­лась победой парламента (табл. 4).

 

Таблица 4.

III. Вторая гражданская война (1648- -1649 гг.). Провозглашение республики
февр. 1648 г. - - Карл 1 вступил в сговор с шотландцами и вновь раз­вязал войну. авг. 1648 г. - - победа революционных сил у Престона; разгром роя­листов и шотландцев
  Левеллеры (уравнители) Диггеры (истинные уравнители)
Идеологи Джон Лильберн Джерард Уинстенли
Программный документ "Народное соглаше­ние" - - конституция мелкобуржуазной де­мократии. Памфлеты: "Новый закон справед­ливости", "Закон свобо­ды"
Политическое переустройство Республика; однопа­латный парламент, из­биравшийся каждые два года; всеобщее избирательное право (мужч. с 21 года) Народная, "свободная республика", основан­ная на принципах закона справедливости, без эксплуатации и наем­ного труда; без классо­вых различий и государ­ства
Социально-экономические преобразования Уничтожение десяти­ны; запрет огоражива­ний; ликвидация моно­полий Ликвидация власти лор­дов над землей; переда­ча крестьянам земель­ных держаний путем от­мены копигольда; рав­ное право всех тружени­ков на землю
Религиозный вопрос Принцип веротерпи­мости и отделение цер­кви от государства  
Социальная база Зажиточные ремеслен­ники, мелкие торговцы, богатые крестьяне Беднейшее крестьян­ство, батраки, городские пауперы

 

Поэтому для пресвитерианского парламента революция была завершена. Их вполне уст­раивала идея политического строя по типу конституционной монархии. Было установлено верховенство парламента, осуществляющего власть в стране вместе с королем. Джентри и буржуазия после победы над королевскими войска­ми сочли революцию в основном законченной.

Их главные цели были достигнуты Ордонансом от 24 февраля 1646 года, в соответствии с которым было:

1. уничтожено рыцарское держание и все вытекавшие из него повинности в пользу короны;

2. час­тично возобладал принцип свободной конкуренции - - с уничтожением монопольных прав в торговле и промышленности;

3. было приостановлено действие законодательства против огораживаний.

Однако, индепенденты и левеллеры ("уравнители"), выделившиеся из их партии стремились к радикальным реформам. Борьба между индепендентами и пресвитерианами привела в 1648 г. ко второй гражданской войне,развязанной королем и пресвитерианским парламентом. Поддержка левеллеров обеспечила победу индепендентской армии. В конце 1648 г. армия снова заняла Лондон. Декабрьская «Прайдова чистка» парламента окончательно очистила Долгий парла­мент от пресвитерианского большинства (табл. 5, рис. 2).

 

Таблица 5.

6 дек. 1648 г. - армейская верхушка провела т.н. "Прайдову чистку" Парламента от пресветериан. 30 янв. 1649 г. - казнь короля Карла I. 19 мая 1649 г. - провозглашение Английской республики. К власти пришли индепенденты.
Основные этапы английской буржуазной революции    
Þ Конституционный этап (1628-1641 гг.) Гражданские войны. (1642-1649 гг.)
Þ Республиканское правление (1649-1653 гг.)
Þ Военная диктатура - протекторат Оливера Кромвеля (1653-1658 гг.)

 

Казнь короля Карла I Стюарта. Гравюра того времени. Рис. 2.

Англия была первый и единственный раз в своей истории объявлена республикой после казни короля в 1649 г. Вер­ховная власть в ней принадлежала однопалатномуПарламенту, т.к. па­лата лордов была упразднена Актом об отмене палаты лордов в марте 1649 г. Конституционное закрепление республиканской формы правления было завершено Актом 19 мая 1649 года.

Государственный совет стал высшим органом исполнительной власти, который нес ответственность перед парламентом. В его задачи входило:

· противодействие восстановлению монархии;

· управление вооруженными силами страны;

· установление налогов;

· управление торговлей и внешней политикой страны.

Новая республика, на деле оказавшаяся индепендентской олигар­хией, обогатила буржуазию и новое дворянство, распродав за бесценок конфискованные земли короля, епископов и "кавалеров".

После учреждения республики социальная борьба не ослабела, так как для левеллеров это было лишь начальным этапом борьбы за углубле­ние преобразований (сх. 3).

 

Схема 3.

 

В этих условиях лидеры индепендентов, опираясь на армейскую вер­хушку, установили режим военной диктатуры - - протекторат Кромвеля (1653 - 1658 гг.). Основным нормативным актом этого периода стала «кромвелевская конституция» - - Орудие управления 1653 г., закрепившая конституционные основы режима.

Вожди левеллеров были брошены в тюрьмы, а левеллерские восстания в армии подавлены.

После смерти Кромвеля режим диктатуры потерпел крушение. В 1659 г. в Англии были формально восстановлены республиканские нововведения, однако напуган­ные усилением демократического движения буржуазия и джентри ста­ли склоняться к "традиционной монархии" (табл. 6). В 1660 г. совершилась рестав­рация Стюартов, которые в Бредской декларации санкционировали основные экономические завоевания буржуазной революции.

Таблица 6.

Восстановление монархии в Англии 1660 г. «Славная революция»1688 г. 1660 г. - - Реставрация (восстановление) династии Стюартов. 1688 г. - - Парламент передал английскую корону "послушному" принцу Вильгельму Оранскому. 1689 г. - - Парламент принял "Билль о правах", который закрепил режим ограниченной (конституционной) монархии и господство Парламента. Согласно Биллю о правах: 1. Король лишался власти над армией и судом, под­чинялся законам. 2. Финансы переходили во владение Парламента. 3. Свобода слова и право подачи петиций. 4. Свобода религии для лиц и сект

 

В последующей истории Англии, именуемой обычно "Славная революция"(верхушечный государственный переворот 1688- -1689 гг.) был оформлен компромисс между буржуазией и земельной аристократией. С этих пор буржуазия получила доступ к государственной власти (сх. 4).

 

Схема 4.

 

Утверждение конституционной монархии в Англии XVII- -XVIII в. происходило не сразу и получило закрепление в следующих актах парламента:

1. Хабеас корпус акт ("Акт о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морем") - - 1679 г.;

2. Билль о правах - - 1689 г.;

3. Акт об устроении - - 1701 г.

Принятый в 1679 г. Хабеас корпус акт("Акт о лучшем обеспечении сво­боды подданных и о предупреждении заточений за морем") приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии. Он устанавливал правила ареста и привлечения обвиняемого к суду, пре­доставлял суду право контроля за законностью задержания и ареста граждан и содержал ряд принципов справедливого и демократического правосудия: презумпцию невиновности; соблюдение законности при задержании личности; принцип быстрого и оперативного суда, совершаемого с надлежа­щей судебной процедурой и по месту совершения проступка. Название этого документа происходит от латинской начальной строки приказа суда о доставке арестованного (буквально - - акт о перемещении тела).

Билль о правах1689 г. резко ограничил прерогативы Короны и гаранти­ровал права парламента. Он устанавливал, в частности, свободу слова и прений в парла­менте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Срок полномочий парламента был определен в 3 года, а впоследствии был увеличен до 7 лет. Утверждалось верховенство парламента в области законодательной вла­сти и финансовой политики. Отныне без согласия парламента король не имел права на сколько-нибудь значимые действия.

Король продолжал участвовать в законодательной деятельности, также ему предоставлялось право абсолютного вето (сх. 5).

 

Схема 5.

 

Акт об устроении, или "Закон о престолонаследии", принятый в 1701 г., устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения компетенции законодательной и исполнительной власти. Для развития современного конституционного строя Англии он имел очень важное значение. В нем содержались:

· установление принципа контрассигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем, были действительны только при наличии подпи­си соответствующего министра;

· установление принципа несменяемости судей - -отстранить их от должно­сти отныне можно было только по решению парламента. Это правило провозг­лашало отделение судебной власти от исполнительной.

Ученые отмечают, что важную часть неписаной английской конституции составляют некоторые правила, установление которых определяет дальнейшее развитие английского конституционного права. Эти правила начали утверждаться в XVIII в. и получили название кон­ституционных прецедентов.К основным из них относятся, например: непосещение королем заседаний кабинета министров; формирование правительства из членов партии, победившей на выбо­рах в палату общин; коллегиальная ответственность кабинета министров; отказ короля от права вето (не применяется в Англии с 1707 г.) (сх. 6).

 

Схема 6.

 

В начале XVIII в. в Англии был создан новый орган исполнительной власти- - кабинет министров, возглавляемый премьер-министром. К середине XVIII в. кабинет министров стал обособленным от короля высшим органом управления государственными делами, состоящим из представителей партии большинства в парламенте и коллективно от­ветственным перед палатой общин.

Самостоятельность кабинета министров обеспечивалась таким неписа­ным правилом (конституционным прецедентом), как непосещение королем заседаний кабинета министров. Ответственность членов кабинета перед парламентом выражалась в отставке члена кабинета, политика которого не получала поддержки палаты общин (сх. 7).

Схема 7.

 

Формирование правовой системы Англии. Становление юстиции

«общего права»

После нормандского завоевания середины XI в. в Англии сохранились судебные порядки и обычаи англосаксонских времен. Влияние новой монархии было еще слабым, чтобы подчинить себе и переустроить юстицию разных областей страны. Вильгельм Завоеватель предписал придерживаться для единообразия « хороших и испытанных законов Эдуарда Исповедника». Суд вершился в собраниях сотен и графств под председательством шерифов и графов на основании местных обычаев. Судьями выступали исключительно свободные землевладельцы. Сохранились и вотчинные (манориальные) суды в отношении вассалов и зависимого населения.

Основные судебные обычаи остались от англосаксонских времен:

· вызов на суд, личное обвинение;

· соприсяжничество;

· испытание в виде ордалий, поручительство соседей или клана;

· объявление преступника изгоем и « вне закона» (сх. 8).

 

Схема 8.

 

Правовым новшеством норманнов стал обычай решать дела судебным поединком - - своеобразной, полуспортивной схваткой тяжущихся с использованием примитивного вооружения (щита, палки и т.п.). В отношении движимых имуществ также полностью были сохранены правила англосаксонского права. Дела о землях регулировались впредь по нормандским обычаям (с именем Вильгельма, еще в бытность его герцогом Нормандским, связывается одна из самых ранних записей феодального права). Дела семейные подлежали праву и юрисдикции церкви.

На протяжении второй половины XI - - первой половины XII в. сложилась новая королевская юстиция.

Первоначально ее деятельность ограничивалась узким кругом дел, непосредственно касавшихся короны или споров между крупными вассалами. Со временем королевская юстиция усилила вмешательство и в другие категории дел, в особенности связанные с земельными спорами и со статусом держателей земельных прав - - сначала в виде единичных приказов о защите права, потом и о других категориях дел. Параллельно сокращались судебные полномочия шерифов и значение земских судов. Преобладание королевской юстиции было установлено судебной реформой Генриха II (1154- -1189), тесно связанной со всей его централизаторской политикой.

Централизация суда была достигнута:

· возможностью рассмотрения дела по выбору истца не только земскими, но и королевскими странствующими судьями;

· учреждением центральных официальных судов под властью короля.

Странствующие судьи появились еще до реформы (с 1130-х гг. известны разъездные судебные комиссары). Но лишь с 1166 г. институт таких судей стал постоянным. Первоначально они представляли комиссии из баронов и прелатов, которым поручалось расследовать обвинения против шерифов. С конца XII в. в их компетенцию были включены уголовные дела, дела, связанные с созывом ополчения. Постоянным судебным ведомством стал королевский суд в Вестминстере (curia regis). Для обсуждения запросов судебных комиссаров было назначено 5 постоянных судей. Со временем при суде сложился свой персонал, установилась коллегиальная практика обсуждений. В конце XII в. обособилось гражданское отделение суда.

Согласно Вестминстерскому статуту, принятому в интересах сословий в период кризиса XIII в., было установлено, чтобы королевские судьи являлись для слушания дел непосредственно в графства. Там они разбирали дела с участием местных присяжных. Суд присяжных также получил официальное признание с реформами Генриха II. Уголовные обвинения в рядовых преступлениях должны были выдвигаться особым собранием жителей графств - - в числе 24 (с XIV в.) (Большое жюри); Дальнейший разбор дела велся судьями. Они выносили приговор с привлечением 4- -6 представителей сотен (Малое жюри). Впоследствии участие присяжных было признано необходимым и при решении земельных споров королевскими судьями. Присяжные играли важную роль особенно в уголовных делах: они определяли событие преступления и человека, подлежащего ответственности.

На протяжении XIII- -XIV вв. королевская юстиция в рамках общего совета - - сипа- - специализировалась, выделилось несколько особых учреждений со своей компетенцией. Одним из первых оформился Суд королевской скамьи (в середине XIII в., вместе с упразднением должности главного юстициария Англии). В нем заседали 4- -5 советников-юристов и председатель. Суд решал уголовные дела, обладал полицейской властью, правом рассматривать апелляции на земские решения. С конца XIII в. обособился Суд общих тяжб. Он состоял из профессиональных юристов (позднее - - докторов права) и имел монопольное право на рассмотрение некоторых категорий исков между подданными, если те не затрагивали интересов короны. Компетенция его была обширной и неопределенной: иски о защите земельных владений, нарушении соглашения и др. Особой инстанцией был Суд казначейства. В нем разбирались дела о финансовых спорах главным образом между подданными и короной (суд и образовался первоначально в XII в., как особое присутствие в казначействе). Затем в нем стали вообще разбирать дела, которые можно было представить как "нарушение долга".

Помимо основных, в разное время существовало не менее 4 особых судов королевской юстиции, носивших наименование Казначейской палаты. Самый древний был учрежден в 1357 г. для разбора апелляций на Суд казначейства; другие образовались в XV- -XVI вв. Все они были апелляционными: здесь рассматривались жалобы на судебные ошибки, допущенные при рассмотрении исков высшими судами короны. Компетенция их была формализованной и основывалась только на традиции.

Проводить большинство судебных слушаний только в Лондоне, а точнее в Вестминстере было невозможно. Также невозможным было и регулярное присутствие присяжных от земств в центре (хотя шерифам и предписывалось обеспечивать их явку). Поэтому система странствующих судов, совмещенная с централизованным контролем и апелляцией, постепенно вытеснила остатки старой юстиции.

С конца XII - - начала XIV в. суды (получившие название ассизов) стали проводить регулярные, в год 3- -4 раза. сессии - - объезды судебных округов, каждый из которых включал несколько графств. В 1285 г. такой порядок, поначалу только уголовного суда, был распространен и на большинство гражданских дел.

В XIV - XV вв. уже все виды и гражданских дел разбирались в судах ассизов. Однако ассизы выясняли только вопросы факта. Окончательные решения выносились в Вестминстере, куда направлялись специальные документы и протокол о решении присяжных. Со временем, когда судьями ассизов могли стать только юристы и когда их стали сопровождать адвокаты, решение по делам могло быть вынесено полностью и на месте.

Позволим себе остановиться на основных принципах «общего права» - - дело в том, что в результате деятельности сложной системы королевских судов XII- -XV вв. сложилось общее право новой монархии (общее - - в сравнении с прежними разрозненными земскими обычаями и судебной практикой). Это право опиралось на королевскую санкцию защиты тех или других прав, которая предоставлялась от имени короны в каждом единичном случае заново: либо опираясь на предшествующее аналогичное разрешение (приказ о праве), либо основываясь на новом разрешении, полученном от высших юридических инстанций короны.

Для систематизации состоявшихся уже рассмотрений и решений Вестминстерские суды стали составлять (с конца XIII в.) свитки общих тяжб. В них подводились итоги разбора дел и возникших при рассмотрении процессуальных осложнений. Позднее такие свитки стали регулярно обнародоваться частными правоведами, а с конца XV в. - - в печатном виде. С появлением свитков (или ежегодников) сложилась практика ссылаться на предыдущие судебные решения по сходному делу - - на основании полного совпадения или по аналогии. Защита прав в системе общих судов приобрела во многом прецедентный (т.е. основанный на предыдущем решении) характер. Вначале прецедент был только ссылкой на традицию, на наличие права, но позднее он стал обязательным: суд не мог игнорировать содержание сходных решений, особенно если речь шла о решениях вышестоящих инстанций.

В общих судах любая защита гражданских прав начиналась с того, что за определенную плату истец получал в королевской канцелярии приказ(writ) о его праве. Приказ этот рассматривался как привилегия конкретной личности и выдавался далеко не просто - - только тем, кто, по усмотрению короны, имел право на особую защиту, в которой ему было отказано земскими судами. Содержание приказов также было ограниченным и охватывало лишь те случаи, которые, как тогда представлялось, заключали в себе нарушение не столько частных прав в узком смысле, но и «королевского мира» или могли быть признаны посягательством на «общественное спокойствие». Количество приказов не превышало нескольких десятков в XIII в. и росло очень медленно.

С конца XIII в. начали составлять официальный Регистр приказов (Register of Writs), который представлял по сути изложение основных прав, защищавшихся короной. Вестминстерским статутом 1285 г. лорд-канцлеру было разрешено выдавать новые приказы, руководствуясь аналогией права. К XV в. количество приказов перестало расти, а Регистр стал публиковаться как еще один источник судебных прецедентов.

В результате такой процессуальной практики средневековья сложилась одна из важнейших традиций всей системы английского «общего права», а именно: судебная защита предшествует прав. Каким будет решение по содержанию, предугадать было невозможно, так как отдельных норм материального права не существовало. Самыми древними были иски об истребовании земли, они назывались реальными (т. е. были связаны с вещью, безотносительно к тому, кто нарушил право истца). Иски о возмещении ущерба считались персональными. Ранние персональные иски мало чем отличались от реальных, так как предписывали возвратить объект персональной собственности - - деньги или движимое имущество, а шерифу - - доставить ответчика в суд (обычно Суд общих тяжб).

Были и смешанные иски, с помощью которых можно было вернуть землю и возместить причиненный нарушением права ущерб. Из этих исков сформировалось английское право собственности на землю - особенностью его было то, что охранялось не вообще право собственности, а конкретные владельческие права. И охранялись они по-разному в зависимости от того, к какой категории владельцев (рыцарей, свободных держателей и т. д.) относился истец. Права эти были весьма ограничены: лишь с 1290 г. было признано право свободно отчуждать владения, с 1540 г. - - завещать земли, подпадающие под регулирование «общего права».

Большое значение в расширении охраны имущественных прав имели иски о нарушении владения. Под таковыми вскоре стали понимать любые противоправные действия против личности, движимого или недвижимого имущества. Строго формальные причины, по которым предоставлялась защита в этих случаях, не позволяли в рамках общего права компенсировать, например, косвенный ущерб или нарушение неосязаемых прав (вред репутации и т.п.).

Такие пробелы были частично восполнены исками «применительно к данному случаю», которые вошли в практику с начала XIV в. Как объяснил много позднее один из верховных судей, «эти иски были введены по той причине, что право никогда не потерпит, чтобы причинение вреда и ущерба осталось безнаказанным». Однако судьи очень неохотно признавали все новые и новые основания для исков. Так, лишь в середине XVII в. в рамках общего права стало возможным взыскать ущерб, причиненный злонамеренным обманом. Форма судебного разбирательства не была единой и зависела от иска. Большое значение имело подготовительное производство по делу: до XV в. оно было устным и велось на французском языке. Предмет спора должен быть определен жестко и опираться только на один довод - - юридический или фактический (так было до XVIII в.). Затем иски по приказам о праве разбирались путем судебного поединка (последний поединок в Суде общих тяжб зафиксирован в 1571 г.), персональные - - в основном путем очистительной присяги. Большинство других решали судья и присяжные. Апелляционного разбора по существу решения дел в судах общего права не допускалось. Для подданного возможно было обжалование на основе допущенной ошибки в протоколе или нарушения процедуры. Только в XVII в. тяжущийся получил возможность просить о рассмотрении его дела заново.

Уголовные обвинения могли быть выдвинуты тремя способами:

· в порядке частного обвинения,

· судебным преследованием по обвинительному акту;

· суммарным производством.

Характер обвинения и сопутствующие обстоятельства определялись тем, в чем и кем кто-нибудь обвинялся. Преступления по общему праву подразделялись на 2 вида: фелония и мисдиминор. В XIV в. из общей категории фелоний выделилась измена. Измена (treason) трактовалась как преступление, непосредственно затрагивающее интересы короны или церкви. Фелония (felony) обнимала собой самый разный круг действий, в которых традиция усматривала нарушение вассальных обязанностей, а затем и <королевского мира> (убийство, проникновение в жилище, разбой, кража и др.). Прочие преступления были отнесены к категории мисдиминор (misdimeanour). Обвинение в фелоний означало, что для преступника можно потребовать конфискации имущества и смертной казни. За менее значимые преступления полагались штраф и тюрьма. На практике, однако, реально применялись и другие разные наказания, которые как бы заменяли собой те или иные, полагающиеся по общему праву. В особенности это касалось наиболее тяжких преступлений.

Частное обвинение в фелонии продолжало древнюю традицию частного уголовного преследования. До XV в. такие обвинения были частным делом, но потом стали затрудняться разными формальностями. Основным способом опровержения обвинения был судебный поединок. Судебное преследование по обвинительному акту было самым важным способом защиты «общественного спокойствия»; здесь выдвижение обвинения и решение дела проходило при участии присяжных. Арестованного по подозрению предавали суду по решению Большого жюри графства. Разбор дела первоначально шел с применением ордалий - - испытания железом или кипящей водой. Самым простым способом оправдания была очистительная присяга.

Заключенному иногда разрешалось вызвать в оправдание 12 соприсяжников, которые поклялись бы в его невиновности. Отказ от этих способов или формальные ошибки в присяге означали немедленное и полное осуждение при обвинении в измене или мисдиминоре. Молчание также расценивалось как полное признание вины.

В 1215 г. церковь запретила применение ордалий и участие в них священников. После этого уголовные дела стали решаться исключительно по вердикту присяжных - - Малого жюри. Вначале на решение дела с участием присяжных требовалось согласие обвиняемого. Если он молчал или отказывался, то обвинение в фелонии снималось (и можно было спасти если не свою жизнь, то имущество семьи). Поэтому вошло в практику заставлять соглашаться на суд присяжных: обвиняемому клали на грудь железные бруски - - все больше и больше, пока не умрет или не согласится (процедуру отменили только в 1772 г.). При тяжких обвинениях положение обвиняемого было незавидным - - он был лишен возможности свидетельствовать по своему делу, почти не пользовался помощью адвоката. Присяжные могли быть привлечены к ответственности, если королевский судья сочтет их вердикт «неправильным». В порядке суммарного производства разбирались малозначительные обвинения и в основном в земских судах, а также мировыми судьями. С XVI в. такой единоличный процесс стал преобладающим.

Суд канцлера (справедливости )

К исходу XIV в. общее право настолько погрузилось в жесткие формальности исков и процессуальных приемов, что найти гарантированную защиту нарушенных прав было крайне сложно. Возросло количество неудовлетворенных судами людей. Они обращались за помощью непосредственно к королю, поскольку монарх выступал гарантом общественного мира и справедливости.

В результате юридической практики новых канцлерских судов к XVI в. сформировалась особая область английской правовой системы - - право справедливости. В его правилах на первый план выдвигалось не соблюдение юридической традиции, а действительная защита нарушенных прав: «Это моральная сила, которая ограничивает, смягчает и исправляет суровость, жестокость и угловатость общего права, это истина, которая признается всеми; ...назначение права справедливости в том, чтобы поддержать и защитить общее право от уловок и коварных планов, направленных против торжества правосудия. Право справедливости, таким образом, не разрушает и не воссоздает общее право, оно помогает ему...» (Из судебного решения 1705 г. // Уолкер Р. Английская судебная система. - -М., 1980. С. 71.).

Первоначально петиции по судебным делам разбирались самим королем в Совете, минуя разного рода формальности. Изначальной особенностью королевского суда стало то, что здесь не считали существенным для дела деление людей по сословным категориям и различие вытекающих из сословного статуса прав. Король предоставлял привилегию на собственный суд, руководствуясь только представлениями о справедливости данного требования, равной для всех сословий.

К XV в. количество обращений за справедливостью увеличилось настолько, что король передал обязанности рассматривать эти дела лорд-канцлеру. В 1474 г. появился первый приказ от имени самого канцера о защите нарушенных прав, минуя традиции <общего права>. Тогда же возникли специальные судебные инстанции, действовавшие на новых принципах.

Суд канцлера был основным в системе новой юстиции. Первоначально канцлер был единственным судьей в своем суде. Но к XVI в. дела слушали особые мастера, и самым главным из них был хранитель архивов. Решения утверждались исключительно самим канцлером. Большое значение имел многочисленный чиновничий аппарат, готовивший дела. Процесс по делу в суде канцлера никогда не начинался с судебного приказа, а проходил свободно. Поэтому канцлеры получили возможность создавать новые права и формы их защиты, руководствуясь только общими представлениями о полезном и справедливом. Значительное влияние на эти представления имело церковное право и римское право, преподаваемое в университетах. (жесткость и строгость процедуры Вестминстерских судов сделали невозможным восприятие римских традиций и институтов в практике "общего права", хотя в научных систематизациях уже с XIII в. - - Г. Брактона, В. Гленвилля - - обнаружилось влияние римского наследия). Процесс начинался с того, что в суд направлялась петиция. Признав ее основательной, канцлер издавал приказ о вызове ответчика, который должен был представить объяснения - - письменно и под присягой. Суд ограничивался собственно юридическим спором, к показаниям свидетелей прибегали для узнания только фактов. Итоговое решение выносил канцлер. Но и на него возможна была апелляция в Палату лордов, которая была высшим судом королевства, хотя непосредственное рассмотрение ею дел к XVI в. вышло из практики.

В наибольшей степени стимулирующее воздействие право справедливости оказало на защиту частных прав и коммерческих интересов, как бы откликаясь на настоятельные потребности социального развития. Для суда канцлера не было важным деление людей по сословиям - - подсудность давалась на основе общей Equity. Здесь получили признание требования, невозможные или недопускаемые в правилах общего права.

Одним из наиболее важных институтов, сформированных правом справедливости, стала доверительная собственность (trust). Согласно общему праву полновесные собственнические права принадлежали только лицам, входящим в феодально-земельную иерархию. Круг наследников таких держаний был значительно ограничен, запрещалось распоряжение владениями для женщин, духовных лиц, религиозных объединений и т. д. Ограничения обходились (с конца XIV в.) путем передачи собственности в доверительное управление в пользу третьего лица: полноценный собственник выступал в качестве доверителя, который обязывал одного или нескольких доверенных лиц, также полноправных (trustee), управлять его имуществом - - после смерти, в отсутствие и т.п. - - в интересах других лиц, получающих все выгоды управления. Доверенное лицо управляло имуществом по собственному усмотрению, могло им полностью располагать, никому не отчитываясь. И только канцлерский суд, исходя из требований морали и справедливости, давал защиту возможным коллизиям, приказывая trustee действовать определенным образом, передавать доходы третьим лицам и т. п., угрожая арестом в случае пренебрежения. При этом доверенное лицо оставалось полноценным собственником имущества.

Из формы trust позднее развились специфические виды совместной собственности и общей собственности, характерные преимущественно для английского права.

Суды справедливости только в период своего возникновения следовали абстрактным принципам морали и Equity. К XVII в. правила судов справедливости утвердились так же прочно, как и "общее право". Они были частью закреплены в парламентских биллях. Но еще большее значение для оформления норм судов справедливости в жесткую систему имела доктрина обязательности судебного прецедента.

Для английского права - - как для общего права, так и для права справедливости - - характерно важнейшее значение судебного прецедента, т.е. связанности судов предыдущими решениями.

Заключается это общее правило в том, что :

· решения Палаты лордов обязательны в качестве прецедента для всех других судов;

· решения Апелляционного суда обязательны для всех нижестоящих судов и для самого этого суда, исключая приговоры по уголовным делам;

· решения высоких судов, прежде всего Вестминстерских, обязательны для низших судов и рекомендательны для последующей юстиции от имени короны.

Правило прецедента применяется при истолковании законов, при ссылке на обычаи (в последнем случае достаточно доказать, что некогда однажды данное правило было принято каким-то судом за обычай). В период Средневековья правило прецедента только формировалось, и оно имело вид стремления к согласованности разных судебных решений. Впоследствии, к началу XVII в., когда коллизии между правилами "общего права" и "права справедливости" приобретали иногда политическое значение, правило прецедента стало приобретать все более и более определенный вид.

В XV в. возник особый Суд палаты прошений - - для разбора дел небогатых тяжущихся, которым было отказано в судах общего права. Компетенция суда была столь же обширна, как и у канцлерского, но касалась менее значительных дел. Этот суд был проще, дешевле и потому популярнее среди населения. Юристы неоднократно предпринимали попытки признать незаконной деятельность Суда прошений, и в XVII в. он прекратил работу в смутные времена Революции и Реставрации.

В XVI в. возникло также несколько специализированных судов - - суд лорда Адмиралтейства, по страховым делам и т.д., - - которые действовали в общей традиции новой канцлерской юстиции.

Для судебно-правовой системы Англии уже со времени ее формирования был характерен дуализм: наличие общего права и права справедливости, каждое из которых опиралось на собственные учреждения и традиции юстиции. Эта двойственность не только не была ликвидирована правовой политикой централизованной монархии, но закреплена законодательно, а также в силу традиции. Важнейшим носителем этой традиции стало правило судебного прецедента, обязательного для судов наряду с законами. Все это предопределило главнейшие особенности исторического английского права сравнительно с правом других стран континентальной Европы.

 

Контрольные вопросы

 

· Сколько было революций в Англии в XVII в.?

· Каково содержание "Петиции о правах" 1628 г.?

· Кому была адресована Великая ремонстрация 1641 г.?

· Перечислите основные события и законодательные новеллы периода Английской буржуазной революции.

· Что представлял собой протекторат Оливера Кромвеля?

· Что влекла за собой процедура выдачи приказа "хабеас кор­пус" до и после издания Акта 1679 г.?

· Какими законодательными актами была оформлена конститу­ционная монархия в XVII - - начале XVIII вв.?