Эволюция социально-политического строя Византии

Развитие византийского права было тесно связано с процессом феодализации византийского общества и Становлением сословного строя. Свободное население подразделялось на почтенных и смиренных. Это де­ление закрепляло степень причастности к государ­ственной службе и наличие привилегий. Юридиче­ская сословная структура накладывалась на должно­стное подразделение.

Высшим являлось сословие сенаторов, которые де­лились на сиятельных, знатнейших и почтенных. Зва­ние сенатора было наследственным, но могло быть по­жалованным и императором в качестве персональной заслуги. Членам этого сословия предоставлялись об­ширные финансовые и судебно-правовые привилегии. Они освобождались от уплаты основных государствен­ных налогов, не могли быть арестованными и заточен­ными в тюрьму, осужденными без разрешения импе­ратора и согласия Сената. К ним не могли применять­ся наиболее тяжкие и позорящие наказания. Наряду с привилегиями сенаторы приобретали и обязанности. Так, в знак своей преданности императору они долж­ны были ежегодно подносить ему подарки, обязаны были проживать в столице и не могли покидать ее без уведомления, не могли отказываться от выполнения государственных поручений.

Вторым по значению и масштабам предоставляемых привилегий было сословие куриалов, куда входили крупные чиновники. Они тоже обладали финансовы­ми и судебными привилегиями.

Мелкие земельные собственники и горожане состав­ляли плебейское сословие. Торговое и ремесленное население объединялось в цеха, обладавшие статусом юридической корпорации.

Особым сословием в Византии было духовенство. Оно освобождалось властью от некоторых государственных натуральных повинностей, но уплачивало денежные.

Помимо нескольких групп свободного населения в Византии существовали и категории зависимых. От Римской империи было унаследовано рабство, претер­певшее существенную трансформацию. Рабы рассмат­ривались уже не как вещи, а как ограниченные в правах и лишенные свободы люди. Убийство раба при­равнивалось к убийству свободного человека плебей­ского сословия. В IV в. были разрешены браки рабов и свободных. Однако рабы были полностью лишены доступа к государственным должностям.

Основную массу зависимого населения составляли колоны. Институт колоната стал основным способом превращения бывших рабов в феодально-зависимое население. Таким образом, анализ социальной структуры ви­зантийского общества доказывает наличие сложивших­ся феодальных отношений.

Для Византии в целом характерна очень медленная феодализация общества: вплоть до XI- -XII вв. там существовали рабы. Они составляли низшее сословие социальной иерархии, не обладая правосубъектностью.

Немного выше рабов стояли византийские крестьяне, податное сословие, которое было весьма неоднородным. Среди них выделяют позднеантичных колонов - - земельных арендаторов по срочным контрактам первого этапа византийской государственности, которые могли быть как лично свободными, так и приписными к земле. При этом в IV в. преобладала первая категория колонов, а к VI в. - - вторая. Элевтеры были формально свободными крестьянами-общинниками, однако впоследствии вынужденно заполняли прекарные грамоты и становились крепостными. Апоры - - обедневшие общинники, жившие за счет сдачи в аренду своей земли более зажиточным соседям по общине. Мортиты, наоборот, брали землю в аренду, выплачивая арендодателю «десятину» с выращенного урожая. С третьего этапа развития византийской государственности среди крестьян начинают преобладать парики - - крепостные крестьяне, которых относили к казенным или частным - - в зависимости от принадлежности тому или иному господину. Когда с XI в. в Византии появилась прония - - условное земельное держание, дававшееся феодалу за воинскую службу (сравни: западноевропейский бенефиций), количество частных париков увеличилось.

Примерно на одном социальном уровне с крестьянами стоял городской плебс, который не обладал полной правосубъектностью - - в отличие от знатных и почетных горожан - - судовладельцев, торговцев-ростовщиков, обладавших почетными званиями, привилегиями, ставившими их в ряд с высшими сословиями.

Куриалы, сборщики налогов в Византии, составляли привилегированный слой общества. К ним относились члены городских курий -- советов византийских городов. Невзирая на привилегию собирать налоги с податных лиц, некоторые налоги в казну куриалы и сами были обязаны платить.

Что касается сословия динатов - - «могущественных», то они обладали полным «налоговым иммунитетом». Динаты также не несли никаких трудовых повинностей в пользу государства, что приближало их к двум основным высшим сословиям Византии - - сенаторам и духовенству.

Духовенство любого уровня в Византии не платило никаких налогов в казну, и это делало привилегии церкви весьма ощутимыми.

Сенаторское сословие подразделялось на 18 разрядов. Каждый из этих разрядов относился к категории крупных землевладельцев, пользовавшихся полной имущественной правосубъектностью и свободных от налогообложения. Сенаторы имели свои военные отряды, свою систему штрафов по отношению к крепостным и параллельно замещали высшие государственные должности, составляя оплот византийской бюрократии .

На первом этапе византийской государственности, в V- -VI вв., сенат по западно-римской традиции еще играл важную роль в государстве (жители Византии называли себя «ромеями», т.е. римлянами, хотя официальным языком был греческий). Но впоследствии сенат эту роль утрачивает. На смену ему приходит синклит (совет) при Василевсе, куда входили высшие государственные чиновники: квестор, возглавлявший синклит и выполнявший функции министра юстиции; префект столицы, управлявший Константинополем; два префекта претория, один из которых управлял Восточной частью империи, а другой - - Балканами и др.

Поскольку в Византии существовала огромная бюрократия, то в ней было и около 60-ти государственных министерств - - «секретов». Рангов чиновников во Восточной римской империи насчитывалось примерно столько же, сколько и главных «секретов». Для бюрократического аппарата Византии была характерна развитая система коррупции и фискалитета.

Местное управлениене было неизменным. В IV- -VII вв. в Восточной римской империи сохранялась позднеримская административно-территориальная система, когда во главе двух префектур стояли префекты, входившие по должности в синклит. Префектуры подразделялись на диоцезы, которых насчитывалось семь, во главе с викариями. Диоцезы подразделялись на пятьдесят с лишним провинций во главе с начальниками провинций, а самым низшим звеном служили округа, также возглавляемые окружной администрацией. При такой системе управленческие полномочия глав префектур, диоцезов, провинций и округов сочетались с судебными, но были отделены от военных. Когда же в VII в., в связи с необходимостью защиты государства от арабов, прежняя система уступила место фемному строю (фема - - военно-административный округ), то глава фемы, стратиг, был наделен всеми властными полномочиями, включая судебные и военные.

В Восточной римской империи судебные учреждения подразделялись на светские и церковные. Суд был не вполне отделен от администрации.

Высшим светским судом был суд императора, рассматривавший по первой инстанции дела о государственной измене и других особо тяжких преступлениях. В основном же этот суд служил апелляционной инстанцией на приговоры и решения, вынесенные в низших судах. Императорский синклит также являлся судебной инстанцией высшего уровня, рассматривая как первая инстанция тяжкие преступления (преимущественно государственные). Дела с участием придворных находились в ведении протовестиария. А главы отдельных «секретов» рассматривали дела, касавшиеся их отрасли, и с участием лиц, заинтересованных в разрешении конфликта. Так, глава финансового секрета рассматривал спорные дела, где сторонами выступали купцы, судовладельцы.

Церковные суды были строго централизованы: суду патриарха Константинополя подчинялись суды митрополитов. Ниже стояли суды архиепископов, еще ниже - - епископские суды. Их компетенция сводилась к юрисдикции в сфере религии, нравственности, а также в брачно-семейной сфере. В сферу деятельности церковных судов Византии попадали и все дела с участием духовенства.

На местном уровне до VII в. судебную деятельность в основном осуществляли главы административных единиц. Но, например, в провинции, наряду с ее главой, высшим судьей был претор. С введением фемного строя судебную деятельность в фемах стали осуществлять стратиги.

Право Византии

В Византии существовала развитая система права. Она была представлена обширным законодательством в виде императорских указов, жалованных грамот, сборников законов и комментариев к ним, а также сводов судебной практики. В период с IV по VIII вв. основными источниками права страны были кодекс Феодосия и свод Юстиниана. Кодекс Феодосия был одной из первых попыток систематизации римского права. Он включал только действовавшие тогда нор­мы права в виде императорского законодательства. Все­объемлющая систематизация развернулась уже после падения Западной Римской империи в 528—534 гг. по указанию византийского императора Юстиниана. Он стремился ликвидировать крайнюю разобщенность и беспорядочность прежнего законодательства, а также регламентировать законом ряд вопросов, которые не освящались старыми нормами права. Для реализации этих планов необходимо было, прежде всего, унифици­ровать многообразные источники права.

Развитие византийского права во многом опреде­лялось преемственностью с римскими правовыми тра­дициями, получившими здесь самобытное прелом­ление. Трансформация римского права была обуслов­лена «огосударствленным» характером права Визан­тии, феодализацией византийского общества, а также влиянием христианской морали. Руководство кодификационными работами осуще­ствлял известный тогда юрист Трибониан. Они за­вершились созданием ряда крупных сборников рим­ского права. Позднее они стали рассматриваться в качестве единого Свода законов Юстиниана. Первая его редакция была издана 7 апреля 529 г. Сборник состоял из 12 книг, которые распадались на титулы, а те, в свою очередь, делились на фрагменты.

Важней­шую часть кодификации Юстиниана составляли Дигесты, в которых цитировались Ульпиан, Павел, Юли­ан, Модестин. Источник был составлен на латыни, но многие изречения и даже целые цитаты приведе­ны на греческом. Первоначальный текст документа не сохранился. Самая ранняя, дошедшая до нас ко­пия относится к концу VI в. Основным содержанием Дигест были фрагменты, посвященные частному пра­ву. Кроме того, здесь содержались рассуждения от­носительно общих вопросов правосудия, деления пра­ва на частное и публичное, понимания закона. Час­тичное освещение получило в этом источнике и меж­дународное право.

Дигесты отразили тенденцию слияния преторского и цивильного права и устранение многих формальнос­тей последнего (деление вещей на манципируемые и неманципируемые). Придав Дигестам силу закона, император запретил их комментировать и ссылаться на старые законы и сочинения римских юристов. В VI в. по инициативе императора Юстиниана был составлен Свод гражданского права- -Corpus juris civilis, и вплоть до VIII в. он оставался ведущим источником права в Восточной римской империи. Но массивный, состоявший из четырех частей - - Институций, Дигест, Кодекса и Новелл, -- Свод был очень труден для применения в судейской практике.

Поэтому в 726 г. по указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского происходит переработка Свода Юстиниана. Созданная законодателями Эклога представляла собой сокращенный, исправленный переработанный с учетом времени Corpus juris civilis, который с радостью восприняли судьи Византии.

Эклога состояла из 18-ти титулов, подразделявшихся на статьи, в которых содержались нормы гражданского, брачно-семейного, уголовного, процессуального, канонического права. Эклога была очень популярной не только в Византии, но и в славянских странах, поскольку в ней юридически четко было изложено действовавшее тогда право. Однако из-за краткости Эклоги многие нормы права не получили в ней своего отражения.

Вследствие этого в конце 20-х гг. VIII в. параллельно с Эклогой был создан Земледельческий закон, который славяне называли «Славянским», т.к. он представлял собой запись норм славянского обычного права с дополнением их нормами византийского законодательства. Славянский закон регулировал преимущественно сельскохозяйственную сферу правоотношений, например, ответственность преступника за кражу зерна, за потраву посевов и пр.

Морской закон определял порядок фрахта судна и перевозки грузов морским путем. Военный закон регламентировал ответственность за преступления при прохождении воинской службы. Моисеев закон считался своеобразным нравственным кодексом в Восточной римской империи.

Вообще влияние канонического (церковного) права на жизнь византийского общества было огромно. В период с VI по XI вв. в Византии интенсивно составлялись номоканоны - - сборники светского и канонического права. Но по существу номоканоны были источниками церковного права, т.к. в них преимущественно входили постановления патриархов Константинопольских и каноны вселенских соборов. По мнению византийских канонистов Властаря и Вальсамона, номоканоны обладали высшей юридической силой, поскольку содержали предписания обеих властей - - светской и церковной.

Когда в IX в. к власти в Византии пришла династия василевсов-иконопочитателей, то по инициативе императора Василия I была осуждена Эклога как «переработка божественного догмата божественного Юстиниана». Одновременно с осуждением нормативного акта, написанного иконоборцами, иконопочитатели составляют свой вариант переработки Свода гражданского права Юстиниана.

В 879 г. был издан Прохирон - - краткое пособие для судей, преследовавшее цели облегчить порядок правоприменительной деятельности в государстве. Он был более полным, нежели Эклога, и содержал 35 титулов, подразделявшихся на статьи. Прохирон содержал в себе нормы Свода Юстиниана, законодательные новеллы, а также ряд положений «осужденной» Эклоги, преимущественно из области уголовного законодательства.

По сравнению с Эклогой Прохирон был куда менее удачной попыткой систематизации действовавшего в Византии права. Это почти сразу же осознали его составители, и поэтому между 884 и 886 гг. от имени Василия I и его сыновей-соправителей - - Льва и Александра - - была издана Эпанагога («переработанное повторение»). По сути это был улучшенный вариант Прохирона, включавший в себя оригинальные новеллы в области публичного права о взаимоотношениях православной церкви и государства. Точность формулировок и безупречная логика построения Эпанагоги снискали ей авторитет в правовых кругах Византии.

В 888- -889 гг. Лев Мудрый, сын Василия I, унаследовавший престол, издал Василики, или «царские законы», явившиеся своеобразной энциклопедией византийского права. Василики включали в себя 60 книг, удобно систематизированных и доступных пониманию даже не юристов. Этот свод византийского права явился последней официальной систематизацией норм права Восточной римской империи.

Частные нормативные источники права Византии - - это Хрисовулы, издававшиеся императорами и предоставлявшие привилегии отдельным лицам либо монастырям. К частным сборникам относят также Книгу Эпарха, изданную в X в. и содержавшую преимущественно нормы о ремесленно-торговом укладе византийских городов. Шестикнижие Арменопула, изданное в XIV в., является частным сборником норм гражданского и уголовного права, который действовал как признанный источник права на территории Бессарабии вплоть до начала XX в.

Под влиянием римского права развивалось обязатель­ственное право Византии. Все обязательства, как и в рим­ском праве, делились в зависимости от источника их происхождения: из деликтов или из договоров. Основ­ными видами являлись договора: купли-продажи, мены, найма, займа, хранения, поклажи, товарищества и др. Сделки заключались в основном в письменной форме. Закон ограничивал максимальный размер процентной ставки при заключении договора займа до 12%.

В семейно-брачных отношениях господствовали нор­мы православного христианского права. Основанием для заключения законного брака было достижение юно­шами 14-летнего возраста, а девушками — 12-летнего. Кроме того, необходимыми условиями являлись: со­гласие на брак жениха и невесты, их родителей или опекунов, отсутствие родства и другого брака. Развод допускался, но в ограниченных случаях. В течение жизни человек мог заключать брак не более трех раз.

Наследование осуществлялось как по закону, так и по завещанию.

Уголовное право Византии носило сословный харак­тер. Важнейшими факторами, определившими тенден­ции его развития, стали правовая доктрина христиан­ства, библейские тексты, новое представление о государ­стве и статусе императора. Преступление рассматрива­лось как проявление греховной природы человека. Исхо­дя из их доктрины предустановленной греховности на­казание рассматривалось в качестве воздаяния за грехи.

Лица моложе 7 лет и умалишенные освобождались от ответственности. Не влекли за собой уголовного на­казания и неумышленные преступления, а также со­вершенные в состоянии аффекта. Рецидив, наоборот, усиливал наказание. Основными видами преступлений являлись: государственные (наказывались смертной казнью), религиозные (наказывались смертной казнью, членовредительством или телесными наказаниями), имущественные (карались в основном штрафами и телесными наказаниями, реже - - смертной казнью), против семьи и нравственности (наказывались смер­тной казнью или телесными наказаниями), против личности (спектр наказаний - - от штрафов до смерт­ной казни). По мере развития феодальных отноше­ний усиливается репрессивный характер уголовного права. Сокращается доля штрафов и возрастает зна­чение смертной казни. В качестве дополнительных наказаний применяются острижение и изгнание. Тю­ремное заключение в качестве самостоятельного на­казания не упоминается в византийских источниках.

Таким образом, византийское право развивалось параллельно с государственностью и достигло высоко уровня развития, продемонстрировав преемственность с традициями античного права.

 

Контрольные вопросы

На какие этапы подразделяется византийская государственность?

• Что обозначает слово «Василевс» применительно к государственному строю Византии?

• На какие группы подразделялось византийское крестьянство?

• Перечислите источники права Византии.

 

 

Раздел IV. Государство и право средневекового Востока.

Глава 13. Государство и право в средневековом Китае

 

В Китае, начиная с первых веков н. э. окончательно утвердились и стали господству­ющими феодальные отношения. Крупная фео­дальная собственность на землю с правом купли-продажи укрепила свое положение, окрепло круп­ное землевладение "сильных домов", получила развитие система надельного землевладения на государственных землях. Период Троецарствия, отмеченный борьбой царств Вэй, Шу и У, закончился в III в. на короткое время объединением страны под влас­тью династии Западная Цзинь. Эта империя в конце 316 г. была уничто­жена вторгшимися в Северный Китай кочевыми народами. На юге Ки­тая была воссоздана династия Цзинь, получившая название Восточной Цзинь (317-420 гг.), а на севере к IV в. установилось господство сянь­бийского племени тоба и утвердилась власть династии Тоба Вэй, или Северных Вэй. До конца VI в. длились войны между северным и южным царствами, а также междоусобная феодальная борьба внутри самих царств.

В этот период получила развитие система надельного землевладения, на­зывавшаяся в то время "системой равных полей"; стало расширяться церковное (буддийское) землевладение. Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 г. объединила Север и Юг Китая. Представители этой ди­настии стремились к установлению единодержавия. Усиление централь­ной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и наступлением на древние общинные деревенские организации. Правление династии Суй (длительные войны, сооружение Великого канала, строительство дворцов) вызвало необычайный рост государственных расходов и уве­личение взимавшихся с народа повинностей.

Такая политика стала причиной народных восстаний, которые в 618 г. возвели на престол новую правящую династию - - Тан. Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристократии и со­здать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорско­го двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача ко­торых и получение ученой степени открывали доступ к государствен­ной службе. Таким путем был создан хорошо налаженный бюро­кратический аппарат управления.

Ученые выделяют в социальной структуре Китая три основных сословия:

1. Так назывемые благородные люди, т.е. светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были наиболее привилегированные лица, которые освобож­дались от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые - - и от налогов. (В период правления династии Вэй был принят закон о "Вось­ми условиях для благоприятного рассмотрения дел" - - "Ба и", наделив­ший чиновничество особым статусом и официально поставивший бю­рократию в привилегированное положение. Его действие было отменено только в конце XIX в. Богатые купцы, ростовщики, крупные земле­владельцы пополняли ряды "благородных" посредством покупки почет­ных званий и ученых степеней;

2. Во вторую категорию входил добрый народ, или добрые люди, - - простонародье, по преимуществу мел­кие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;

3. Низшую категорию составлял дешевый народ, или подлые люди, - - неполноправные свободные и рабы, государственные и частные. К неполноправным свободным относились безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на положении полукрепостных и работавшие в "сильных домах" батра­ками, стражниками, слугами и т. д. (сх. 13).

 

Схема 13.

 

Характерно, что каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, они должны были строго соблюдать определенные правила поведения, опреде­ленный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близле­жащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских варн переход из одной группы в другую был возможен.

Главой государства был император - - "Сын неба". Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верхов­ным жрецом) и имел неограни­ченные права. При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные са­новники. Совет возглавляли два канцлера - - левый (старший) и правый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государствен­ные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств).

Первому канцлеру подчинялись:

1. "ведомство чинов", занимавшееся назначением и увольнением чиновни­ков;

2. "ведомство обрядов", наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственностью;

3. "ведомство финансов", осуществлявшее учет податных, занимавшееся обложением и сбором налогов.

Соответственно, второму канцлеру были подчинены:

1. "военное ведомство", занимавшееся организацией военного дела в импе­рии;

2. "ведомство наказаний", которому подчинялись суды и тюрьмы;

3. "ведомство общественных работ", осуществлявшее организацию трудо­вой повинности податных сословий.

Управление страной осуществлялось через три палаты: одна палата ру­ководила органами исполнительной власти (ведомствами), две другие готовили и публиковали императорские указы, организовывали торже­ственные церемонии.

Управление на местах было основано на территориальном принципе. Самой крупной административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, ко­торые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из цен­тра, причем в провинциях действовали три управленческие службы, во главе которых стояли уполномоченные чиновники высоких рангов:

1. административная, в обязанности которой входили учет людей и зе­мель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и распределением воды;

2. военная;

3. надзорно-контрольная, находившаяся в особом положении - - она должна была контролировать весь местный управленческий аппарат, вести борь­бу с коррупцией и со злоупотреблениями чиновников. Деятельность этого органа способствовала централизации государственного аппарата.

В средневековом Китае, как и в других феодальных государствах, судопроизводство производилось не только в судебных, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. На высшей ступени иерархической судебной лестницы в XIV- -XV вв. в Китае стоял сам император, обладавший верховной судебной властью, а на низшей - - старейшина деревни, избираемый жителями.

Судебные дела в основном решались в уездных управах - - ямынях. В слу­чае недостаточности доказательств дело откладывали или передавали специальному следственному судье по уголовным делам. В областях и провинциях действовали особые судебно-правительственные органы, которые рассматривали дела, связанные с тяжкими пре­ступлениями - убийством, крупным хищением и т.д. В том случае, когда дело не было окончательно решено в области или провинции - - оно направлялось в столичный судебно-следственный орган, где реше­ния выносились от имени самого императора.