Прусское земское уложение 1794 г.
Германия в период XIII-XIV вв. К XIII в. происходит территориальное увеличение Германии, кроме того, на востоке возникают крупные самостоятельные княжества. Во всех областях хозяйства распространялись товарно-денежные отношения, росло цеховое ремесленное производство. Северогерманские города во главе с Любеком объединились в крупный торговый союз - - Ганзу.
Государственный строй Германии в раннефеодальный период. С распадом империи Каролингов (843 г.) территория Германии стала частью Восточно-Франкского королевства, что положило начало государственному обособлению германских областей. Завершение формирования самостоятельного германского раннефеодального государства произошло после избрания в 919 г. германским королем саксонского герцога Генриха I, основателя Саксонской династии (сх. 7).
Схема 7.
Именно в периодраннефеодального государствав Германии происходил рост крупного феодального землевладения. Большая масса крестьян вовлекалась в личную и поземельную зависимость от феодалов-собственников. Однако этот процесс протекал более медленно и неравномерно по сравнению с другими странами Европы.
Германия до конца XI в. представляла собой относительно единое государственное целое. Королевская власть обладала значительной силой. Король опирался также на поддержку церкви, и его основной опорой стал епископат. Сохранялась в том или ином виде раннефеодальная система судебно-административного устройства с делением на графства и сотни. Существовала общегосударственная военная организация с обязательной военной службой всех свободных людей и военной повинностью всех вассалов в пользу короля (рис. 4).
Поединок конного рыцаря с рейтаром (конный воин с огнестрельным оружием) Рис. 4. |
К концу XI в. все население Германии было вовлечено в феодальные отношения, и начался интенсивный рост городов - - как старых римских укреплений, так и новых ремесленных и торговых поселений.
Рис. 5. |
Примерно с середины XI в. в Германии усиливается политическая децентрализация. Выражалось это в том, что крупные феодалы, приобретая всю полноту судебно-административной власти, стали создавать замкнутые владения. Города, первоначально находившиеся в зависимости от своих сеньоров (епископов, светских феодалов, короля), в большинстве своем добивались освобождения от их власти, статуса самоуправления и личной свободы горожан (рис. 5).
Однако уже с XIII в. территориальная раздробленность страны нарастает. Князья превращаются в фактически независимых государей. Наибольшим могуществом пользовались курфюрсты (князья-избиратели), светские и духовные аристократы, оказывавшие решающее влияние на выборы королей.
В XIII- -XIV вв. Германия окончательно распадается на множество княжеств, графств, бароний и рыцарских владений. Одновременно завершается оформление системы сословий и сословного представительства. Особенностями сословной структуры Германии были дробность и отсутствие единства в масштабе всей страны.
"ЗОЛОТАЯ БУЛЛА"
После гибели династии Штауфенов в борьбе с папами в Германии с 1250 по 1273 г. не было императора. В этот период междуцарствия были утрачены многие коронные земли и регалии, отошедшие к князьям. В дальнейшем до 356 г. императорский титул поочередно присваивался представителям многих династий, пока в 1438 г. окончательно не закрепился за Габсбургами. Император продолжал оставаться главой государства, олицетворял единство империи, но не имел реальной власти. Он исполнял в основном функции военного и внешнеполитического координатора действий немецких феодалов. Это положение было юридически санкционировано «Золотой буллой» 1356 г., изданной германским императором и чешским королем Карлом IV.
«Золотая булла» закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточивалось в руках семи курфюрстов, трех архиепископов - Майнцского, Кельнского и Трирского, а также маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского. Князья- избиратели большинством голосов определяли выбор императора курфюрстами. При равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцскому. Он подавал голос последним, был председателем коллегии курфюрстов и должен был созывать собрание всей коллегии во Франкфуртена-Майне. Архиепископ Майнцский мог испрашивать заранее согласие других курфюрстов на ту или иную кандидатуру. Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд коллегии для .обсуждения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения.
«Золотая булла» признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, установила неделимость курфюршеств, переход их по наследству. Курфюрсты сохранили за собой захваченные ими регалии, в особенности такие, как собственность на недра и эксплуатация их, взимание пошлин, чеканка монеты. Они имели право высшей юрисдикции в своих владениях. Вассалам было запрещено вести войны против сеньоров, городам - заключать союзы против курфюрстов. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до «Золотой буллы». Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами.
Впоследствии курфюрсты добились того, что каждый император при избрании должен был принимать выработанные ими условия, ограничивающие его власть. Эти условие с XVI в. получили название «избирательных капитуляций» и сохранялись в практике выборов германских императоров до конца XVIII в.
В то время существовали: имперские сословия (в империи) - - имперские князья, имперские рыцари и представители имперских городов; земские сословия (в княжествах) - - дворяне и духовенство княжеств и горожане княжеских городов.
Духовенство было разделено на высшее (епископы, аббаты) и низшее (сельские и городские священники).
В германских городахимущественная дифференциация привела к образованию трех различных групп:
1) патрициата - - городской верхушки, которая держала в своих руках все городские должности;
2) бюргерства, которое состояло из средней части населения городов, полноправных мастеров и находилось в оппозиции к патрициату;
3) городского плебса, также занимавшего оппозицию по отношению к патрициату; к нему относились подмастерья, поденщики, неимущие горожане.
Положение крестьянского населения в Германии XIV в. в целом несколько улучшилось, поскольку вместо прежней барщинной системы феодалами вводились новые формы организации хозяйства, предполагавшие ослабление и ликвидацию личной зависимости, но в различных районах страны оно было различным. Так, например, в Саксонии распространилась практика отпуска крестьян на волю без земли и предоставления им наделов в аренду, а на юге и юго-западе Германии крестьяне владели небольшими наделами земли, и барщина здесь была заменена денежной рентой. На колонизированных восточных землях крестьяне находились в наиболее благоприятных условиях - - они получили земельные наделы, экономическую самостоятельность и личную свободу, выплачивали феодалам не очень большие фиксированные платежи.
Высшая власть в Германии признавалась за коллегией, состоявшей из 7-ми курфюрстов, которые избирали императора и решали важнейшие общегосударственные дела.
Император не располагал реальной властью, т.е. действенными общеимперскими органами исполнительной власти, финансами, у него не было постоянного общеимперского войска, не существовало общеимперского суда.
Общегерманским законодательным органом был рейхстаг, состоявший из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и курии имперских городов; мелкое дворянство и крестьянство не имели в рейхстаге своего представительства. Обычно Рейхстаг созывался императором два раза в год. Дела подлежали обсуждению по куриям и окончательно согласовывались на общих собраниях всех курий. Компетенция рейхстага не была точно определена, она включала в себя следующее: 1) установление мира между княжествами; 2) организацию общеимперских военных предприятий; 3) вопросы войны и мира; 4) отношения с другими государствами; 5) обложение имперскими повинностями, территориальные изменения в составе империи и княжеств; 6) изменения в имперском праве и т. д.
В это же время в княжествах сложились свои местные сословно-представительные учреждения - - ландтаги, собрания местных чинов, состоявшие из трех палат и представлявшие духовенство, дворянство и горожан. В некоторых землях в эти собрания также входили представители свободного крестьянства. Уполномоченные, заседавшие в ландтагах, получали от своих избирателей инструкции, носившие характер обязательных; если в инструкциях не было указаний, как следует разрешить тот или иной вопрос, уполномоченные обращались за ними к своим избирателям. В компетенцию ландтагов входили избрание местного государя в случае пресечения правящей династии, отправление некоторых функций в области внешней политики, некоторые церковные, полицейские и военные дела. Ландтаг считался верховным судом княжества - - до образования особых судов. Оказывая влияние на образование состава княжеских советов или на назначение высших чиновников, ландтаги могли вмешиваться в управление государством.
Города играли значительную роль в жизни Германии, причем правовой статус города определял объем его самостоятельности. Германские города были трех видов:
1) имперские, т.е. непосредственные вассалы короля;
2) вольные - - пользовавшиеся полным самоуправлением;
3) княжеские - - подчинявшиеся тому князю, на территории которого они находились. К концу XV в. более 80 городов (имперские и некоторые епископские) получили политические вольности и являлись самоуправляемыми единицами (сх. 8).
Законодательная власть в городах осуществлялась советом, состоявшим из комиссий по отраслям городского хозяйства. Исполнительная власть - - магистратом во главе с одним или несколькими бургомистрами. Должности членов совета и бургомистров не оплачивались. В большинстве случаев власть в городах захватывал городской патрициат, он же присваивал себе право избрания городского совета и замещения городских магистратур и использовал эту власть в свои интересах. Это вызывало недовольство прочего городского населения, приводившее в XIV в. к восстаниям ремесленников в ряде городов, в которых обычно руководящую роль играли цехи и которые оканчивались чаще всего компромиссом патрициата с цеховой верхушкой - - ремесленники входили в состав советов либо формировали особую коллегию в составе прежнего совета.
Схема 8.
Система судоустройства.
В средневековойГермании было несколько видов судов:
1) сеньориальные, феодальные суды, создававшиеся в поместьях землевладельцев. Первоначально земельный владелец имел право судить лишь своих крепостных; затем его юрисдикция распространилась на все население, жившее в сеньории; с укреплением княжеской власти образовался высший суд в княжествах.
2) церковные суды, юрисдикция которых распространялась, с одной стороны, на определенные категории людей (духовенство и некоторые разряды светских лиц); - - с другой - - на определенный круг дел (дела о браках, духовных завещаниях и т. д.);
3) городские суды. Устройство городских судов было различно в отдельных городах. В одних городах суд производился судьей и заседателями, а в других - - городским советом. В большинстве городов судей выбирала городская община.
Германский абсолютизм в XVII- -XIX вв. Поскольку еще в 1356 г. Золотая булла, называемая «конституцией средневековой Германии», закрепила самостоятельность князей в их владениях, то уже к XVII в. княжества фактически превратились в отдельные государства, причем в каждом из них сложилось свое деление на сословия и действовали свои ландтаги.
«Священная римская империя германской нации» с того времени существовала лишь номинально, фактически распавшись на триста с лишним мелких государств-княжеств, самыми крупными из которых были Австрия, Пруссия, Бавария и др. Почти все эти государства были унитарными абсолютными монархиями с авторитарными режимами. В этой связи в государствоведении принято относить германский средневековый абсолютизм к разновидности «княжеского», т.е. локального, а не общегосударственного.
Так, с 1701 г. маркграфство Бранденбургское получило статус королевства Пруссии. Новоявленное королевство представляло собой образец полицейского государства, где царил бюрократизм и мелочная опека, отрицались личные права подданных. Главой прусского государства становится король, он же - - член имперской коллегии курфюрстов. При короле был создан Тайный совет - - высший орган управления, в состав которого вошли три департамента: юстиции, внутренних дел и иностранных дел. Наиболее значительная роль отводилась департаменту внутренних дел, который, в частности, курировал директорию военных дел - - одну из самых влиятельных директорий в королевстве. Местные советники - - ландраты - - назначались королем и осуществляли широкие фискальные и полицейские функции.
Военно-полицейский режим в его типичных проявлениях был характерен для Пруссии вплоть до второй половины XIX в.
Вторая половина XVIII в. ознаменовалась воплощением в политическую практику Германии принципов «просвещенного абсолютизма», в доктрине которого особое место уделялось обновлению права. Упорядочение судопроизводства рассматривалось в качестве средства построения идеального социального порядка, основанного на естественных законах. Важнейшая задача правовой политики «просвещенного абсолютизма» заключалась в стремлении монархии максимально централизовать право и судопроизводство, подчинив их своему надзору.
Это обусловило тенденцию становления кодифицированного права. Приоритетное значение в кодификациях «просвещенного абсолютизма» придавалось процессуальным и уголовным нормам, что объяснялось их архаичным партикулярным характером. Уголовная юстиция характеризовалась тогда судебным произволом и свободой судейского усмотрения, что не соответствовало политическим интересам монархии.
Первыми кодексами эпохи «просвещенного абсолютизма» стали:
· «Свод баварских уголовных законов»;
· «Терезиана»;
· «Йозефина».
Классическим примером кодификации «просвещенного абсолютизма» в Германии являлось Прусское земское уложение, подготовленное в период царствования Фридриха II.
Необходимость кодификации прусского права в целях унификации правоприменения была осознана юристами и политиками в начале XVIII в. Однако тогда кодификация не была проведена. Катализатором кодификационной политики стало одно из судебных разбирательств 1780 г. Казалось бы, банальное дело отчетливо показало устаревший, запутанный характер правовых норм и противоречивость существующего законодательства. Поэтому в том же году по специальному указу короля началась реформа прусской юстиции, задачи которой заключались в достижении унификации правоположений, упрощении судебно-процессуальных норм, составлении кодификации на национальном языке и достижении единообразия правовых источников.
Разработкой свода занимался известный в то время правовед Сварец, в проекте которого прослеживалось влияние естественно-правовой школы, идей гражданского равенства и законности. Из-за сопротивления консервативного чиновничества введение кодификации в юридическую практику откладывалось. Действующим источником она стала лишь в 1794 г. С этого момента все остальные источники теряли юридическую силу.
Прусское земское уложение (ПЗУ) представляло собой собрание специализированных кодексов. Первая часть его посвящалась общему праву, субъектами которого становились все граждане страны. Вторая часть содержала нормы специального права, регулировавшие семейно-брачные отношения, статус товариществ, чиновничества, духовенства, полицейских учреждений, а также положения опекунского права. В основу кодекса были положены принципы естественного права и законности. Новое законодательство провозглашало формальное равенство граждан перед законом, но на взаимоотношения власти и подданных эта декларация не повлияла. Они по-прежнему строились на основе абсолютистских традиций. Кроме гражданского равенства, ПЗУ провозгласило свободу совести и вероисповедания.
Провозглашенное равенство носило декларативный характер, так как источник закреплял сословное деление общества. Каждое из сословий имело свой социально-экономический и политический статус и вытекавшие отсюда привилегии. Так, дворяне, являвшиеся высшим сословием, были подсудны лишь высшему суду, обладали исключительными правами на высшие должности в системе государственной власти и местные дворянские собрания.
Значительная часть статей ПЗУ посвящалась регулированию собственнических отношений. Субъектами частнособственнических прав становились физические лица и общества, что отражало прогрессивную тенденцию в развитии вещного права и свидетельствовало о преодолении ряда феодальных пережитков в этой области. Однако в целом право собственности сохраняло архаические формы.
Продолжал существовать лен как собственность, полученная от высшего собственника на определенных условиях. В качестве лена рассматривались движимые и недвижимые вещи, а также различные права. Не менее архаической чертой было сохранившееся в ПЗУ деление собственности на полную и неполную. Полная предполагала абсолютное обладание вещью в ее материальном виде, а неполная характеризовалась тем, что пользование вещью передавалось другому лицу.
В собственнических отношениях по ПЗУ прослеживается влияние реципированного римского права, особенно при формулировке способов приобретения собственнических прав и их классификации. Таким образом, в области собственнических отношений, как и в социальной сфере, источник носил противоречивый характер, с одной стороны, признавая легитимность буржуазных форм собственности, а с другой - - сохраняя полуфеодальный характер вещных прав.
Прогрессивные новшества коснулись и сферы семейно-брачных отношений. В Пруссии теперь получил признание гражданский брак в форме гражданского договора. Однако брак по-прежнему оставался сословным, что определяло его «правильный» или «неправильный» характер. От этого зависел и статус детей, рожденных в том или ином браке.
Развод допускался только по суду в силу следующих причин:
· совершения противоестественных сексуальных действий, пренебрежения семейным долгом;
· отсутствия одного из супругов в течение одного года;
· смены религии;
· приговора одного из супругов к тяжким наказаниям.
Таким образом, демократизация в области семейно-брачных отношений носила ограниченный характер.
Прусское земское уложение отличалось социально-консервативным характером, что обусловило его модернизацию уже в скором времени. В середине XVIII в. в Пруссии было отменено крепостное право, ликвидированы сословные отличия и установлено подлинное гражданское равенство. Уложение стало важнейшим источником развития германского права после создания единого германского государства в 1871 г.
Контрольные вопросы
· Что такое «Священная Римская империя германской нации»?
· Перечислите основные черты Германии в раннефеодальную эпоху.
· Что такое «ландтаг» и рейхстаг»?
· Какую роль в развитии государственности Германии сыграл документ «Золотая булла»?
· Почему германская абсолютная монархия называется «княжеской»?
· Было ли развито городское право в средневековой Германии?
Глава 11. Государство и право Англии в средние века.
Этапы развития английского феодального государства. Историки считают основными этапами развития английского феодального государства:
1) период англосаксонской раннефеодальной монархии (V- -XI вв.);
2) период централизованной сеньориальной монархии (XI- -XII вв.);
период сословно-представительной монархии (вторая половина XIII в. - -XV в.);
3) период абсолютной монархии (конец XV в. - -середина XVII в.).
Феодальное государство англосаксов возникло на полуострове, именуемом Британией. Ранее французы называли Британией все острова, расположенные на севере от Франции. Название «Англия» вошло в обиход позднее, с X в,, когда часть Британских островов была покорена одним из могущественных пэров Франции бароном Вильгельмом Нормандским. Он и назвал страну Англией (сх. 9).
Схема 9.
Коренными обитателями Британии были бритты, позже - - кельты. В I в. до н.э., воспользовавшись междоусобными племенными войнами, которые вели между собой аборигены, Британию поработили римляне, удерживая ее за собой почти 500 лет. В I в. н. э. Британия была одной из окраинных провинций Римской империи. Однако, после распада Римской империи ее легионы покинули Британию. Началось завоевание Британии англосаксами - - северогерманскими племенами англов, саксов и ютов, оттеснивших кельтское население (бриттов) на окраины острова.
На территории Британских островов в V в. возникли кельтские и британские протогосударства. История их становления и развития до сих пор недостаточно изучена. Сведения о существовании таких государств содержатся в легендах и мифах о "рыцарях круглого стола" и короле Артуре. Есть предположения, что эти государства находились на более высоком социально-политическом уровне по сравнению с англо-саксами и ютами того времени. Дальнейшему развитию протогосударств бриттов и кельтов помешали начавшиеся с V в. вторжения германских племен (англов, саксов и ютов).
Вскоре на территории Британии, за исключением Уэльса, Корнуэла и Шотландии, возник ряд варварских королевств. В VII в. на севере Британии образовались три королевства - - Уэссекс, Эссекс и Сессекс. В центре и на севере, где поселились англы, возникли королевства Нортумбрия, Мерсия и Восточная Англия. На юге страны обосновались юты, образовав государство Кент. Главенствующую роль среди этих королевств сначала играли Нортумбрия и Мерсия, но с VIII в. все семь королевств создали единое государство под главенством Уэссекса. Первым его королем стал Экберт. Это объединение было вызвано необходимостью, с одной стороны, решения общих государственных задач, с другой - подавления сопротивления завоеванных народов (бриттов и кельтов) и порабощения собственного народа - - свободных крестьян-общинников.
Немаловажную роль в объединительном процессе сыграло принятие в VII в. христианства, а позднее - - борьба против нашествия скандинавских племен, главным образом датчан (IX- -XI вв.). Все эти факторы способствовали преобразованию существовавших у англосаксов до их вторжения в Англию протогосударств в государство. Традиционно история государства и права Англии в литературе начинает освещаться с истории становления и развития англосаксонских королевств.
В первое столетие после завоевания основу общества составляли свободные крестьяне-общинники (керлы) и знатные люди (эрлы). Родовая знать сначала занимала особое положение, но постепенно была оттеснена дружинниками, на которых опирался король, утверждая свою власть, и которым он раздавал земельные пожалования - - общинные земли вместе с жившими на них крестьянами. Крестьяне несли в пользу земельных собственников повинности и были лично зависимыми от своих господ. Те крестьяне, которые оставались свободными, выполняли повинности в пользу государства (сх. 10).
Схема 10.
По мере роста социального неравенства и разложения общины эрлы превращались в крупных землевладельцев - - лэндлордов.
К XI в. благодаря поддержке как со стороны королевской власти, так и церкви, поощрявшей развитие феодальной собственности на землю и оправдывавшей закабаление крестьян, общинные отношения были заменены феодальными.
В англосаксонскую эпоху потребности обороны в борьбе с набегами норманнов и необходимость сплочения всех высших социальных слоев с целью преодоления сопротивления крестьян закрепощению создали предпосылки для возвышения и укрепления королевской власти. Несмотря на то, что еще сохранялись отношение к королю как к военному предводителю и принцип выборов при замещении престола, монарх постепенно утвердил: свое право верховной собственности на землю; монопольное право на чеканку монеты, на сбор пошлин; право на получение натуральных поставок co вcero свободного населения; право на военную службу со стороны свободных.
Королевский двор сделался центром управления страной, а королевские приближенные - - должностными лицами государства. Высшим государственным органом был уитанагемот - - совет уитанов, в который входили король, высшее духовенство, светская знать. Основными функциями этого совета были избрание королей и высший суд. Местное управление в Англии сохраняло принципы территориального самоуправления.
Главными территориальными единицами страны в X в. стали 32 округа - - графства, центрами которых были укрепленные города. Наиболее важные местные дела дважды в год обсуждались на собрании графства. В нем должны были участвовать все свободные люди округа. Города и порты имели свои собственные собрания, со временем превратившиеся в городские и купеческие суды. Существовали также собрания деревень. Графство возглавлял олдэрмен, назначаемый королем с согласия уитанагемота из представителей местной знати и руководивший собранием графства, а также его вооруженными силами.
К X в. полицейские и судебные полномочия приобретает личный представитель короля - - герефа (назначался королем из среднего слоя служилой знати), надзирающий за своевременным поступлением в казну налогов и судебных штрафов.
Завоевание Британии.Во второй половине XI в. Британия была завоевана одним из сильнейших пэров Франции нормандским герцогом Вильгельмом. В 1066 г. англосаксонский король Гарольд, возглавивший рыцарей и крестьянское ополчение, был убит. Вильгельм провозгласил себя королем и назвал страну Англией. Англосаксонская знать, противившаяся завоевателям, была полностью истреблена, а земли у 4000 англосаксонских лордов были отобраны. Четвертая часть их была передана церкви, 1/5 король забрал себе, а оставшиеся были поделены между знатными французскими баронами. Каждый барон получил 7 частей земли, расположенной среди владений других баронов. Все феодалы (крупные и мелкие) были объявлены непосредственными вассалами короля. Правило "вассал моего вассала - - не мой вассал", распространенное во Франции, здесь не действовало.
В Англии сформировалась относительно сильная королевская администрация. Наличие сильной королевской власти было обусловлено рядом факторов: во-первых, огромный земельный массив в стране был сосредоточен в руках короля, что являлось важной материальной базой его власти; во-вторых, все свободные держатели земли (местные и пришлые) стали непосредственными вассалами короля, обязанными ему тем, что у первых земли были сохранены, а вторым дарованы; в-третьих, завоеватели столкнулись с сильным сопротивлением англосаксонского народа; в-четвертых, у крупных феодалов не хватало сил для сопротивления. Большая часть англосаксонской знати была истреблена, а консолидации сил французских баронов мешало чересполосное расположение земель. Дальнейшее укрепление королевской власти было связано с ростом городов, большинство из которых находилось в подчинении короля. Благодаря связям с Нормандией в Англии стали бурно развиваться торговля и ремесла. Города (к XIII в. их уже насчитывалось около 80) служили важной опорой королевской власти.
Таким образом, если усиление королевской власти до нормандского вторжения диктовалось экономическими причинами, интересами феодализирующейся знати и необходимостью разграбления крестьянских земель и закабаления крестьян, то с приходом норманнов и ростом городов появились и другие причины. Монархию в Англии XI- -ХП вв. можно назвать сеньоральной с большой натяжкой (табл. 7).
Таблица 7.
Нормандское завоевание Англии После завоевания Британии англами, саксами и ютами там образовалось 7 враждующих между собой королевств. В IX в. они объединились в королевство Англию. 1066 г. - - герцог Нормандии Вильгельм высадился с рыцарским войском в Англии, разгромил англосаксонского короля Гарольда в битве при Гастингсе. Он вошел в Лондон и был короно-ван как Вильгельм Завоеватель. Нормандское завоевание усилило королевскую власть: m конфискация земель и всего состояния мятежников и раздача их рыцарям короля; m принесение присяги на верность королю всеми феодалами Англии; m сохранение в руках короля значительной части (1/7) обрабатываемых земель |
Становление парламента. Поскольку английский король не считал себя связанным Хартией, в 1258 г. был созван совет 25 баронов, вошедший в историю под названием парламента, который выработал Оксфордские провизии. При короле создавался постоянный Совет пятнадцати, который должен был давать советы королю по управлению государством. Для решения наиболее важных дел надлежало созывать парламент три раза в год. Помимо 15 членов совета в этот парламент включались еще 12 созываемых баронами человек, высшие должностные лица (канцлер, юстициарий, казначей королевства, шерифы), которые назначались сроком на 1 год. Они должны были нести ответственность не только перед королем, но и перед парламентом. Король разгромил мятежных баронов, возглавляемых Симоном де Монфором. В 1295 г. им был созван парламент, получивший название "образцового". Последующие парламенты созывались в таком же составе, т.е. с участием всех сословий: баронов, рыцарства, духовенства и горожан.
Структура парламента оформилась позднее. В XIV в. парламент был разделен на 2 палаты: верхнюю (палата лордов) и нижнюю (палата общин). С XV в. утвердился обычай приглашать в палату лордов тех, кто имел от короля патент о даровании титула герцога, маркиза, графа, виконта или барона. Лорды, заседавшие в этой палате, добились права передавать эту должность по наследству.
Порядок формирования второй палаты (палаты общин) был определен законом 1430 г. Право голоса получили только те лица, которые проживали в графстве постоянно и владели фригольдом, приносящим доход не менее 40 шиллингов. Причем подчеркивалось, что избирателями должны быть рыцари, опоясанные мечом, но не крестьяне, хотя бы они были свободными и зажиточными. Но в 1278 г. Эдуард I издал указ, предписывающий каждому землевладельцу, если его состояние достигало 20 фунтов стерлингов, приобретать рыцарский патент. Порядок выборов в городах не был одинаковым. В одних городах требовалось уплатить подушный налог, в других - - владеть свободным городским держанием, в третьих - - иметь "свой очаг", в четвертых - - быть членом купеческой гильдии.
Правовой статус парламента отличался от Генеральных штатов во Франции. Английский парламент получил то, чего добивались Генеральные Штаты. В компетенцию парламента входило не только вотирование налогов, но и контроль за их исполнением и использованием. В 1297 г. Эдуард I постановил, что налоги будут вводиться с согласия парламента. В 1340 г. было установлено, что король не может вводить прямые налоги и подобные подати без согласия парламента. Король обязывался отчитываться перед палатой общин о расходовании финансов.
Парламент добился права участвовать в законодательном процессе, издавать акты законодательного характера (статуты), которые нередко по своей юридической силе превосходили королевские указы. Еще при Эдуарде I палата лордов стала выполнять функции Верховного суда в отношении королевских министров, допустивших злоупотребления. Права возбуждать уголовное дело против королевских министров добилась еще ранее палата общин .
Палата общин, помимо права введения налогов, получила право контроля над таможенными пошлинами. В XIV в. король подписал акт, предписывающий назначать должностных лиц (канцлер, казначей, судьи высших королевских судов и др.) по согласованию с парламентом.
Централизованная сеньориальная монархия в Англии. В течение сеньориальной монархии(XI--ХII вв.) в Англии завершилось становление феодального строя. После нормандского завоевания закрепилась характерная особенность английского феодализма - - политическое объединение страны и централизация государственной власти.
Короли Нормандской династии находили прочную опору в слое средних и мелких феодалов; поддержка крупных феодалов носила относительный и временный характер, так как они сами стремились к самостоятельности. Тем не менее при оформлении феодально-иерархической лестницы установилась прямая вассальная зависимость всех феодалов от короля, что отличает Англию от других стран Европы. В 1086 г. была проведена всеобщая поземельная перепись ("Книга Страшного суда"), закрепившая за каждым феодалом его земельные владения и место в системе феодальной иерархии.
Свободные крестьяне по большей части были записаны в ней как крепостные - - вилланы, остальные - - как фригольдеры. Для английских вилланов характерны повинности "по воле лорда", тяжелая барщина, строгое ограничение прав ухода с надела, подсудность только суду своего лорда (сеньориальная юстиция). Фригольдерство предполагало свободное держание, противопоставлявшееся вилланскому держанию, на условиях выплаты ренты (сравнительно низкой). Для крестьян-фригольдеров были характерны личная свобода, фиксированность ренты, право свободного завещания, раздела и отчуждения держания, а также право защиты в королевских судах (табл. 8).
Таблица 8.
В результате реформ Генриха II Плантагенета(правил в 1154-1189 гг.) укрепились судебные, военные и финансовые полномочия королевской власти. Основные направления этих реформ - - создание системы центральных финансовых (Палата Шахматной доски) и судебных (Вестминстерские королевские суды и система разъездных судей) учреждений, а также реорганизация армии (замена обязательной службы вассалов короля выкупом - - «щитовыми деньгами») (табл. 9).
Таблица 9.
Реформы Генриха II Плантагенета (1154-1189 гг.) 1. Создание королевского суда - "суда общего права". 2. Расследование дел с помощью коллегии "двенадцати присяжных". 3. Организация специального финансового органа ("Палаты шахматной доски"). 4. Создание профессиональной армии - - замена обязательной военной службы феодала королю уплатой определенной денежной суммы ("щитовых денег") дала возможность создания наемного войска |
Усилению монархии способствовали также появление (с X в.) и рост городов как центров ремесла и торговли. Города обычно получали право на самоуправление и ежегодно уплачивали королю (по большей части они были расположены на королевской земле) определенную денежную сумму.
Горожане и фригольдеры нуждались в охране со стороны королевской власти и поддерживали ее, что также усиливало монархию. Ввиду развития товарно-денежных отношений и роста рыночных связей подати и повинности все больше приобретали денежный характер. Так, например, рыцари, обязанные сюзерену военной службой, уже в XII в. часто заменяли ее денежным взносом (так называемые "щитовые деньги"), крестьяне также взамен исполнения повинностей часто вносили денежные платежи.
Переход к новой форме государства - - к сословно-представительной монархии(вторая половина XIII в. - - конец XV в.) - - осуществился в результате гражданской войны 1263 - 1267 гг.
С конца XII в. королевская власть стала наносить ущерб интересам значительной части населения: проводились конфискации земель; притеснялись крупные земельные собственники; вводились новые денежные поборы и повинности. Страна ответила на это рядом оппозиционных выступлений, и в начале XIII в., после восстания баронов, поддержанного рыцарями и горожанами, король Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей (1215 г.), которая считается первым конституционным актом Англии. Главное содержание 63-х статей Хартии - - достижение компромисса короля с баронами; требованиям рыцарей, горожан, купцов, а тем более крестьян, уделено значительно меньше внимания (табл. 10).
После нового политического конфликта в 1258 г. король Генрих III утвердил Оксфордские провизии, устанавливавшие режим баронской олигархии. В ответ недовольные рыцари при поддержке горожан и некоторых баронов потребовали от короля подписания Вестминстерских провизий,защищавших рыцарство и свободных крестьян от произвола крупных феодалов и королевской администрации.
В 1263 г. началась гражданская война, длившаяся до 1267 г. Ее итогом было создание первого английского парламента,окончательно утвердившегося при Эдуарде I. В XIV в. (1352 г.) парламент стал двухпалатным:
· верхняя палата - - палата лордов, где заседали бароны и высшее духовенство;
· нижняя палата - - палата общин, где заседали рыцари и городская верхушка вместе с низшим духовенством, чей прочный союз обеспечил палате общин большее политическое влияние, чем влияние сословно-представительных собраний в других странах (табл. 11).
Таблица 10.
Великая хартия вольностей (1215г.) - - грамота, подписанная королем Англии Иоанном Безземельным по требованию баронства, рыцарей и горожан. Основные положения 1. Основные законы могли издаваться королем только с одобрения состоявшего из знати "общего совета королевства". 2. Налоги и сборы могли взиматься только по решению "общего совета королевства". 3. Ни один свободный человек не мог быть заключен в тюрьму, изгнан из страны, лишен имения и т.д., "иначе как по законному приговору", вынесенному равными по положению судьями (пэрами) и "по законам страны". 4. Подтверждение вольностей английских городов. |
Таблица 11.
Парламент 1265 г. - учреждение сословно-представительного органа власти -Парламента. С 1295 г. он превращается в постоянное законодательное собрание Англии. | |
С 1352 г. парламент Англии становится бикамеральным (двухпалатным) | |
ß | ß |
Палата лордов Состоит из наследственных и пожизненно назначаемых монархом пэров (дворянство, духовенство) | Палата общин Состоит из горожан и рыцарей, которые избирались |
Компетенция Парламента m Разрешение (вотирование) налогов (с 1297 г.). m Контроль за их использованием (с XIV в.). m Участие в издании законов (с 1414 г.). m Право контроля над высшими должностными лицами. m Право выступать в качестве высшего судебного органа (палата лордов). |
Управление на местах осуществляли шериф с помощником - - бейлифом, а также избиравшиеся в местных собраниях коронеры и констебли.
Полицейскими и судебными полномочиями наделялись назначаемые королем мировые судьи.
Высшими судами в этот период были Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб и Суд казначейства.