Прусское земское уложение 1794 г.

Германия в период XIII-XIV вв. К XIII в. происходит территориальное увеличение Германии, кроме того, на востоке воз­никают крупные самостоятельные княжества. Во всех областях хозяй­ства распространялись товарно-денежные отношения, росло цеховое ремесленное производство. Северогерманские города во главе с Любе­ком объединились в крупный торговый союз - - Ганзу.

Государственный строй Германии в раннефеодальный период. С распадом империи Каролингов (843 г.) территория Германии стала частью Восточно-Франкского королевства, что положило нача­ло государственному обособлению германских областей. Завершение формирования самостоятельного германского раннефеодального го­сударства произошло после избрания в 919 г. германским королем сак­сонского герцога Генриха I, основателя Саксонской династии (сх. 7).

 

Схема 7.

 

Именно в периодраннефеодального государствав Германии происходил рост круп­ного феодального землевладения. Большая масса крестьян вовлекалась в личную и поземельную зависимость от феодалов-собственников. Однако этот про­цесс протекал более медленно и неравномерно по сравнению с другими странами Европы.

Германия до конца XI в. представляла собой относительно единое госу­дарственное целое. Королевская власть обладала значительной силой. Король опирался также на поддержку церкви, и его основной опорой стал епископат. Сохранялась в том или ином виде раннефеодальная система судебно-административного устройства с делением на графства и сотни. Существовала общегосударственная военная организация с обязательной военной службой всех свободных людей и военной повинностью всех вассалов в пользу короля (рис. 4).

Поединок конного рыцаря с рейтаром (конный воин с огнестрельным оружием) Рис. 4.

К концу XI в. все население Германии было вовлечено в феодальные от­ношения, и начался интенсивный рост городов - - как старых римских укреплений, так и новых ремесленных и торговых поселений.

 

Рис. 5.

Примерно с середины XI в. в Германии усиливается политическая децентрализация. Выражалось это в том, что крупные феодалы, приобретая всю полноту судебно-административной власти, стали создавать замкнутые владения. Города, первоначаль­но находившиеся в зависимости от своих сеньоров (епископов, светс­ких феодалов, короля), в большинстве своем добивались освобождения от их власти, статуса самоуп­равления и личной свободы горожан (рис. 5).

Однако уже с XIII в. территориальная раздробленность страны нарастает. Князья превращаются в фактически независимых государей. Наибольшим могуществом пользовались курфюрсты (князья-избиратели), светские и духовные аристократы, оказывавшие решающее влияние на выборы королей.

В XIII- -XIV вв. Германия окончательно распадается на множество кня­жеств, графств, бароний и рыцарских владений. Одновременно завер­шается оформление системы сословий и сословного представительства. Особенностями сословной структуры Германии были дробность и от­сутствие единства в масштабе всей страны.

"ЗОЛОТАЯ БУЛЛА"

После гибели династии Штауфенов в борьбе с папами в Германии с 1250 по 1273 г. не было императора. В этот период междуцарствия были утрачены многие коронные земли и регалии, отошедшие к князьям. В дальнейшем до 356 г. императорский титул поочередно присваивался представителям многих династий, пока в 1438 г. окончательно не закрепился за Габсбургами. Император продолжал оставаться главой государства, олицетворял единство империи, но не имел реальной власти. Он исполнял в основном функции военного и внешнеполитического координатора действий немецких феодалов. Это положение было юридически санкционировано «Золотой буллой» 1356 г., изданной германским императором и чешским королем Карлом IV.

«Золотая булла» закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточивалось в руках семи курфюрстов, трех архиепископов - Майнцского, Кельнского и Трирского, а также маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского. Князья- избиратели большинством голосов определяли выбор императора курфюрстами. При равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцскому. Он подавал голос последним, был председателем коллегии курфюрстов и должен был созывать собрание всей коллегии во Франкфуртена-Майне. Архиепископ Майнцский мог испрашивать заранее согласие других курфюрстов на ту или иную кандидатуру. Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд коллегии для .обсуждения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения.

«Золотая булла» признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, установила неделимость курфюршеств, переход их по наследству. Курфюрсты сохранили за собой захваченные ими регалии, в особенности такие, как собственность на недра и эксплуатация их, взимание пошлин, чеканка монеты. Они имели право высшей юрисдикции в своих владениях. Вассалам было запрещено вести войны против сеньоров, городам - заключать союзы против курфюрстов. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до «Золотой буллы». Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами.

Впоследствии курфюрсты добились того, что каждый император при избрании должен был принимать выработанные ими условия, ограничивающие его власть. Эти условие с XVI в. получили название «избирательных капитуляций» и сохранялись в практике выборов германских императоров до конца XVIII в.

В то время существовали: имперские сословия (в империи) - - имперские князья, имперские рыцари и представители имперских городов; земские сословия (в княжествах) - - дворяне и духовенство княжеств и горожане княжеских городов.

Духовенство было разделено на высшее (епископы, аббаты) и низшее (сельские и городские священники).

В германских городахимущественная дифференциация привела к обра­зованию трех различных групп:

1) патрициата - - городской верхушки, которая держала в своих руках все городские должности;

2) бюргерства, которое состояло из средней части населения городов, полноправных мастеров и находилось в оппозиции к патрициату;

3) городского плебса, также занимавшего оппозицию по отношению к патрициату; к нему относились подмастерья, поденщики, неимущие горожане.

Положение крестьянского населения в Германии XIV в. в целом несколь­ко улучшилось, поскольку вместо прежней барщинной системы фео­далами вводились новые формы организации хозяйства, предполагав­шие ослабление и ликвидацию личной зависимости, но в различных районах страны оно было различным. Так, например, в Саксонии распространилась практика отпуска крестьян на волю без земли и предоставления им наделов в аренду, а на юге и юго-западе Германии крестьяне владели небольшими надела­ми земли, и барщина здесь была заменена денежной рентой. На колонизированных восточных землях крестьяне находились в наи­более благоприятных условиях - - они получили земельные наделы, эко­номическую самостоятельность и личную свободу, выплачивали фео­далам не очень большие фиксированные платежи.

Высшая власть в Германии признавалась за коллегией, состоявшей из 7-ми курфюрстов, кото­рые избирали императора и решали важнейшие общегосударственные дела.

Император не располагал реальной властью, т.е. действенными общеимперскими органами исполнительной власти, финансами, у него не было постоянного общеимперского войска, не существовало общеимперс­кого суда.

Общегерманским законодательным органом был рейхстаг, состоявший из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и курии имперских го­родов; мелкое дворянство и крестьянство не имели в рейхстаге своего представительства. Обычно Рейхстаг созывался императором два раза в год. Дела подлежали обсуж­дению по куриям и окончательно согласовывались на общих собраниях всех курий. Компетенция рейхстага не была точно определена, она вклю­чала в себя следующее: 1) установление мира между княжествами; 2) орга­низацию общеимперских военных предприятий; 3) вопросы войны и мира; 4) отношения с другими государствами; 5) обложение имперскими повин­ностями, территориальные изменения в составе империи и княжеств; 6) изменения в имперском праве и т. д.

В это же время в княжествах сложились свои местные сословно-представительные уч­реждения - - ландтаги, собрания местных чинов, состоявшие из трех палат и представлявшие духовенство, дворянство и горожан. В некоторых зем­лях в эти собрания также входили представители свободного крестьян­ства. Уполномоченные, заседавшие в ландтагах, получали от своих из­бирателей инструкции, носившие характер обязательных; если в инст­рукциях не было указаний, как следует разрешить тот или иной воп­рос, уполномоченные обращались за ними к своим избирателям. В компетенцию ландтагов входили избрание местного государя в случае пресече­ния правящей династии, отправление некоторых функций в области внешней политики, некоторые церковные, полицейские и военные дела. Ландтаг считался верховным судом княжества - - до образования особых судов. Оказывая влияние на образование состава княжеских советов или на назначение высших чиновников, ландтаги могли вмешиваться в уп­равление государством.

Города играли значительную роль в жизни Германии, причем правовой статус города определял объем его самостоятельности. Гер­манские города были трех видов:

1) имперские, т.е. непосредственные вассалы короля;

2) вольные - - пользовавшиеся полным самоуправлением;

3) княжеские - - подчинявшиеся тому князю, на территории которого они находились. К концу XV в. более 80 городов (имперские и некоторые епископские) получили политические вольности и являлись самоуправляемыми еди­ницами (сх. 8).

Законодательная власть в городах осуществлялась советом, состоявшим из комиссий по отраслям городского хозяйства. Исполнительная власть - - магистратом во главе с одним или несколькими бургомистрами. Дол­жности членов совета и бургомистров не оплачивались. В большинстве случаев власть в городах захватывал городской патрици­ат, он же присваивал себе право избрания городского совета и замещения городских магистратур и использовал эту власть в свои интересах. Это вызывало недовольство прочего городского населения, приводившее в XIV в. к восстаниям ремесленников в ряде городов, в которых обычно руководящую роль играли цехи и которые оканчивались чаще всего компромиссом патрициата с цеховой верхушкой - - ремесленники вхо­дили в состав советов либо формировали особую коллегию в составе прежнего совета.

 

Схема 8.

 

Система судоустройства.

В средневековойГермании было несколь­ко видов судов:

1) сеньориальные, феодальные суды, создававшиеся в поместьях землевла­дельцев. Первоначально земельный владелец имел право судить лишь своих крепостных; затем его юрисдикция распространилась на все на­селение, жившее в сеньории; с укреплением княжеской власти образовался высший суд в княжествах.

2) церковные суды, юрисдикция которых распространялась, с одной сто­роны, на определенные категории людей (духовенство и некоторые раз­ряды светских лиц); - - с другой - - на определенный круг дел (дела о бра­ках, духовных завещаниях и т. д.);

3) городские суды. Устройство городских судов было различно в отдельных городах. В одних городах суд производился судьей и заседателями, а в дру­гих - - городским советом. В большинстве городов судей выбирала городс­кая община.

Германский абсолютизм в XVII- -XIX вв. Поскольку еще в 1356 г. Золотая булла, называемая «конституцией средневековой Германии», закрепила самостоятельность князей в их владениях, то уже к XVII в. княжества фактически превратились в отдельные государства, причем в каждом из них сложилось свое деление на сословия и действовали свои ландтаги.

«Священная римская империя германской нации» с того времени существовала лишь номинально, фактически распавшись на триста с лишним мелких государств-княжеств, самыми крупными из которых были Австрия, Пруссия, Бавария и др. Почти все эти государства были унитарными абсолютными монархиями с авторитарными режимами. В этой связи в государствоведении принято относить германский средневековый абсолютизм к разновидности «княжеского», т.е. локального, а не общегосударственного.

Так, с 1701 г. маркграфство Бранденбургское получило статус королевства Пруссии. Новоявленное королевство представляло собой образец полицейского государства, где царил бюрократизм и мелочная опека, отрицались личные права подданных. Главой прусского государства становится король, он же - - член имперской коллегии курфюрстов. При короле был создан Тайный совет - - высший орган управления, в состав которого вошли три департамента: юстиции, внутренних дел и иностранных дел. Наиболее значительная роль отводилась департаменту внутренних дел, который, в частности, курировал директорию военных дел - - одну из самых влиятельных директорий в королевстве. Местные советники - - ландраты - - назначались королем и осуществляли широкие фискальные и полицейские функции.

Военно-полицейский режим в его типичных проявлениях был характерен для Пруссии вплоть до второй половины XIX в.

Вторая половина XVIII в. ознаменовалась воплоще­нием в политическую практику Германии принципов «просвещенного абсолютизма», в доктрине которого особое место уделялось обновлению права. Упорядоче­ние судопроизводства рассматривалось в качестве сред­ства построения идеального социального порядка, ос­нованного на естественных законах. Важнейшая зада­ча правовой политики «просвещенного абсолютизма» заключалась в стремлении монархии максимально цен­трализовать право и судопроизводство, подчинив их своему надзору.

Это обусловило тенденцию становле­ния кодифицированного права. Приоритетное значение в кодификациях «просвещенного абсолютизма» прида­валось процессуальным и уголовным нормам, что объяс­нялось их архаичным партикулярным характером. Уго­ловная юстиция характеризовалась тогда судебным про­изволом и свободой судейского усмотрения, что не со­ответствовало политическим интересам монархии.

Первыми кодексами эпохи «просвещенного абсолю­тизма» стали:

· «Свод баварских уголовных законов»;

· «Терезиана»;

· «Йозефина».

Классическим примером кодификации «просвещенного абсолютизма» в Герма­нии являлось Прусское земское уложение, подготов­ленное в период царствования Фридриха II.

Необходимость кодификации прусского права в це­лях унификации правоприменения была осознана юристами и политиками в начале XVIII в. Однако тогда кодификация не была проведена. Катализатором ко­дификационной политики стало одно из судебных раз­бирательств 1780 г. Казалось бы, банальное дело отчет­ливо показало устаревший, запутанный характер пра­вовых норм и противоречивость существующего зако­нодательства. Поэтому в том же году по специальному указу короля началась реформа прусской юстиции, задачи которой заключались в достижении унификации правоположений, упрощении судебно-процессуальных норм, составлении кодификации на национальном язы­ке и достижении единообразия правовых источников.

Разработкой свода занимался известный в то вре­мя правовед Сварец, в проекте которого прослежива­лось влияние естественно-правовой школы, идей гражданского равенства и законности. Из-за сопро­тивления консервативного чиновничества введение кодификации в юридическую практику откладыва­лось. Действующим источником она стала лишь в 1794 г. С этого момента все остальные источники те­ряли юридическую силу.

Прусское земское уложение (ПЗУ) представляло собой собрание специализированных кодексов. Пер­вая часть его посвящалась общему праву, субъектами которого становились все граждане страны. Вторая часть содержала нормы специального права, регулиро­вавшие семейно-брачные отношения, статус товари­ществ, чиновничества, духовенства, полицейских уч­реждений, а также положения опекунского права. В основу кодекса были положены принципы естествен­ного права и законности. Новое законодательство про­возглашало формальное равенство граждан перед за­коном, но на взаимоотношения власти и подданных эта декларация не повлияла. Они по-прежнему строи­лись на основе абсолютистских традиций. Кроме граж­данского равенства, ПЗУ провозгласило свободу сове­сти и вероисповедания.

Провозглашенное равенство носило декларативный характер, так как источник закреплял сословное де­ление общества. Каждое из сословий имело свой соци­ально-экономический и политический статус и выте­кавшие отсюда привилегии. Так, дворяне, являвшие­ся высшим сословием, были подсудны лишь высшему суду, обладали исключительными правами на высшие должности в системе государственной власти и мест­ные дворянские собрания.

Значительная часть статей ПЗУ посвящалась регу­лированию собственнических отношений. Субъекта­ми частнособственнических прав становились физи­ческие лица и общества, что отражало прогрессивную тенденцию в развитии вещного права и свидетель­ствовало о преодолении ряда феодальных пережитков в этой области. Однако в целом право собственности сохраняло архаические формы.

Продолжал существо­вать лен как собственность, полученная от высшего собственника на определенных условиях. В качестве лена рассматривались движимые и недвижимые вещи, а также различные права. Не менее архаической чер­той было сохранившееся в ПЗУ деление собственнос­ти на полную и неполную. Полная предполагала абсо­лютное обладание вещью в ее материальном виде, а неполная характеризовалась тем, что пользование ве­щью передавалось другому лицу.

В собственнических отношениях по ПЗУ просле­живается влияние реципированного римского права, особенно при формулировке способов приобретения собственнических прав и их классификации. Таким образом, в области собственнических отно­шений, как и в социальной сфере, источник носил противоречивый характер, с одной стороны, призна­вая легитимность буржуазных форм собственности, а с другой - - сохраняя полуфеодальный характер вещ­ных прав.

Прогрессивные новшества коснулись и сферы семейно-брачных отношений. В Пруссии теперь полу­чил признание гражданский брак в форме граждан­ского договора. Однако брак по-прежнему оставался сословным, что определяло его «правильный» или «не­правильный» характер. От этого зависел и статус де­тей, рожденных в том или ином браке.

Развод допус­кался только по суду в силу следующих причин:

· со­вершения противоестественных сексуальных действий, пренебрежения семейным долгом;

· отсутствия одного из супругов в течение одного года;

· смены религии;

· приговора одного из супругов к тяжким наказаниям.

Таким образом, демократизация в области семейно-брачных отношений носила ограниченный характер.

Прусское земское уложение отличалось социально-консервативным характером, что обусловило его модер­низацию уже в скором времени. В середине XVIII в. в Пруссии было отменено крепостное право, ликвиди­рованы сословные отличия и установлено подлинное гражданское равенство. Уложение стало важнейшим источником развития германского права после создания единого германского государства в 1871 г.

Контрольные вопросы

· Что такое «Священная Римская империя германской нации»?

· Перечислите основные черты Германии в раннефеодальную эпоху.

· Что такое «ландтаг» и рейхстаг»?

· Какую роль в развитии государственности Германии сыграл документ «Золотая булла»?

· Почему германская абсолютная монархия называется «княжеской»?

· Было ли развито городское право в средневековой Германии?

 

Глава 11. Государство и право Англии в средние века.

 

Этапы развития английского феодального государства. Историки считают основными этапами развития английского феодального государства:

1) период англосаксонской раннефеодальной монархии (V- -XI вв.);

2) период централизованной сеньориальной монархии (XI- -XII вв.);

период сословно-представительной монархии (вторая половина XIII в. - -XV в.);

3) период абсолютной монархии (конец XV в. - -середина XVII в.).

Феодальное государство англосаксов возникло на полуострове, именуемом Британией. Ранее французы называли Британией все острова, расположенные на севере от Франции. Название «Англия» вошло в обиход позднее, с X в,, когда часть Британских островов была покорена одним из могущест­венных пэров Франции бароном Вильгельмом Нормандским. Он и на­звал страну Англией (сх. 9).

 

Схема 9.

 

Коренными обитателями Британии были бритты, позже - - кель­ты. В I в. до н.э., воспользовавшись междоусобными племенными войнами, которые вели между собой аборигены, Британию поработили римляне, удерживая ее за собой почти 500 лет. В I в. н. э. Британия была одной из окраинных провинций Римской империи. Однако, после распада Римской империи ее легионы покинули Британию. Началось заво­евание Британии англосаксами - - северогерманскими племенами англов, саксов и ютов, оттеснивших кельтское население (бриттов) на окраины острова.

На терри­тории Британских островов в V в. возникли кельтские и британские протогосударства. История их становления и развития до сих пор недостаточно изучена. Сведения о существовании таких государств содержатся в легендах и мифах о "рыцарях круглого стола" и короле Артуре. Есть предположения, что эти государства находились на более высоком социально-политическом уровне по сравнению с англо-саксами и ютами того времени. Дальнейшему развитию протогосударств бриттов и кельтов помешали начавшиеся с V в. вторжения германских племен (англов, саксов и ютов).

Вскоре на территории Британии, за исключением Уэльса, Корнуэла и Шотландии, возник ряд варварских королевств. В VII в. на севере Британии образовались три королевства - - Уэссекс, Эссекс и Сессекс. В центре и на севере, где поселились англы, возникли коро­левства Нортумбрия, Мерсия и Восточная Англия. На юге страны обосновались юты, образовав государство Кент. Главенствующую роль среди этих королевств сначала играли Нортумбрия и Мерсия, но с VIII в. все семь королевств создали единое государство под главен­ством Уэссекса. Первым его королем стал Экберт. Это объединение было вызвано необходимостью, с одной стороны, решения общих го­сударственных задач, с другой - подавления сопротивления завоеванных народов (бриттов и кельтов) и порабощения собственного народа - - свободных крестьян-общинников.

Немаловажную роль в объедини­тельном процессе сыграло принятие в VII в. христианства, а позднее - - борьба против нашествия скандинавских племен, главным образом датчан (IX- -XI вв.). Все эти факторы способствовали преобразованию существовавших у англосаксов до их вторжения в Англию протогосу­дарств в государство. Традиционно история государства и права Анг­лии в литературе начинает освещаться с истории становления и разви­тия англосаксонских королевств.

В первое столетие после завоевания основу общества составляли сво­бодные крестьяне-общинники (керлы) и знатные люди (эрлы). Родовая знать сначала занимала особое положение, но постепенно была оттеснена дружинниками, на которых опирался король, утверждая свою власть, и которым он раздавал земельные пожалования - - общинные земли вме­сте с жившими на них крестьянами. Крестьяне несли в пользу земель­ных собственников повинности и были лично зависимыми от своих господ. Те крестьяне, которые оставались свободными, выполня­ли повинности в пользу государства (сх. 10).

 

Схема 10.

 

По мере роста социального неравенства и разложения общины эрлы превращались в крупных землевладельцев - - лэндлордов.

К XI в. благодаря поддержке как со стороны королевской власти, так и церкви, поощрявшей развитие феодальной собственности на землю и оправдывавшей закабаление крестьян, общинные отношения были заме­нены феодальными.

В англосаксонскую эпоху потребности обороны в борьбе с набегами норманнов и необходимость сплочения всех высших социальных слоев с целью преодоления сопротивления крестьян закрепощению создали предпосылки для возвышения и укрепления королевской власти. Не­смотря на то, что еще сохранялись отношение к королю как к военно­му предводителю и принцип выборов при замещении престола, монарх постепенно утвердил: свое право верховной собственности на землю; монопольное право на чеканку монеты, на сбор пошлин; право на получение натуральных поставок co вcero свободного населе­ния; право на военную службу со стороны свободных.

Королевский двор сделался центром управления страной, а королевс­кие приближенные - - должностными лицами государства. Высшим государственным органом был уитанагемот - - совет уитанов, в который входили король, высшее духовенство, светская знать. Основ­ными функциями этого совета были избрание королей и высший суд. Местное управление в Англии сохраняло принципы территориального самоуправления.

Главными территориальными единицами страны в X в. стали 32 округа - - графства, центрами которых были укрепленные города. Наиболее важные местные дела дважды в год обсуждались на собрании графства. В нем должны были участвовать все свободные люди округа. Города и порты имели свои собственные собрания, со временем пре­вратившиеся в городские и купеческие суды. Существовали также со­брания деревень. Графство возглавлял олдэрмен, назначаемый королем с согласия уита­нагемота из представителей местной знати и руководивший собранием графства, а также его вооруженными силами.

К X в. полицейские и судебные полномочия приобретает личный пред­ставитель короля - - герефа (назначался королем из среднего слоя слу­жилой знати), надзирающий за своевременным поступлением в казну налогов и судебных штрафов.

Завоевание Британии.Во второй половине XI в. Британия была завоевана одним из сильнейших пэров Франции нормандским герцо­гом Вильгельмом. В 1066 г. англосаксонский король Гарольд, возгла­вивший рыцарей и крестьянское ополчение, был убит. Вильгельм провозгласил себя королем и назвал страну Англией. Англосак­сонская знать, противившаяся завоевателям, была полностью истреб­лена, а земли у 4000 англосаксонских лордов были отобраны. Четвер­тая часть их была передана церкви, 1/5 король забрал себе, а остав­шиеся были поделены между знатными французскими баронами. Ка­ждый барон получил 7 частей земли, расположенной среди владений других баронов. Все феодалы (крупные и мелкие) бы­ли объявлены непосредственными вассалами короля. Правило "вассал моего вассала - - не мой вассал", распространенное во Франции, здесь не действовало.

В Англии сформировалась относительно сильная королевская администрация. Наличие сильной королевской власти было обуслов­лено рядом факторов: во-первых, огромный земельный массив в стра­не был сосредоточен в руках короля, что являлось важной материаль­ной базой его власти; во-вторых, все свободные держатели земли (ме­стные и пришлые) стали непосредственными вассалами короля, обя­занными ему тем, что у первых земли были сохранены, а вторым да­рованы; в-третьих, завоеватели столкнулись с сильным сопротивлени­ем англосаксонского народа; в-четвертых, у крупных феодалов не хва­тало сил для сопротивления. Большая часть англосаксонской знати была истреблена, а консолидации сил французских баронов мешало чересполосное расположение земель. Дальнейшее укрепление коро­левской власти было связано с ростом городов, большинство из кото­рых находилось в подчинении короля. Благодаря связям с Нормандией в Англии стали бурно развиваться торговля и ремесла. Города (к XIII в. их уже насчитывалось около 80) служили важной опорой королев­ской власти.

Таким образом, если усиление королевской власти до норманд­ского вторжения диктовалось экономическими причинами, интереса­ми феодализирующейся знати и необходимостью разграбления кре­стьянских земель и закабаления крестьян, то с приходом норманнов и ростом городов появились и другие причины. Монархию в Англии XI- -ХП вв. можно назвать сеньоральной с большой натяжкой (табл. 7).

Таблица 7.

Нормандское завоевание Англии После завоевания Британии англами, саксами и ютами там образовалось 7 враждующих между собой королевств. В IX в. они объединились в королевство Англию. 1066 г. - - герцог Нормандии Вильгельм высадился с рыцарским войском в Англии, разгромил англосаксонского короля Гарольда в битве при Гастингсе. Он вошел в Лондон и был короно-ван как Вильгельм Завоеватель. Нормандское завоевание усилило королевскую власть: m конфискация земель и всего состояния мятежников и раздача их рыцарям короля; m принесение присяги на верность королю всеми феодалами Англии; m сохранение в руках короля значительной части (1/7) обрабатываемых земель

 

Становление парламента. Поскольку английский король не считал себя связанным Хартией, в 1258 г. был созван совет 25 баро­нов, вошедший в историю под названием парламента, который выра­ботал Оксфордские провизии. При короле создавался постоянный Со­вет пятнадцати, который должен был давать советы королю по управ­лению государством. Для решения наиболее важных дел надлежало созывать парламент три раза в год. Помимо 15 членов совета в этот парламент включались еще 12 созываемых баронами человек, высшие должностные лица (канцлер, юстициарий, казначей королевства, ше­рифы), которые назначались сроком на 1 год. Они должны были нести ответственность не только перед королем, но и перед парламентом. Король разгромил мятежных баронов, возглавляемых Симоном де Монфором. В 1295 г. им был созван парламент, получивший название "образцового". Последующие парламенты созывались в таком же со­ставе, т.е. с участием всех сословий: баронов, рыцарства, духовенства и горожан.

Структура парламента оформилась позднее. В XIV в. парламент был разделен на 2 палаты: верхнюю (палата лордов) и нижнюю (пала­та общин). С XV в. утвердился обычай приглашать в палату лордов тех, кто имел от короля патент о даровании титула герцога, маркиза, графа, виконта или барона. Лорды, заседавшие в этой палате, доби­лись права передавать эту должность по наследству.

Порядок формирования второй палаты (палаты общин) был оп­ределен законом 1430 г. Право голоса получили только те лица, кото­рые проживали в графстве постоянно и владели фригольдом, прино­сящим доход не менее 40 шиллингов. Причем подчеркивалось, что избирателями должны быть рыцари, опоясанные мечом, но не кресть­яне, хотя бы они были свободными и зажиточными. Но в 1278 г. Эду­ард I издал указ, предписывающий каждому землевладельцу, если его состояние достигало 20 фунтов стерлингов, приобретать рыцарский патент. Порядок выборов в городах не был одинаковым. В одних го­родах требовалось уплатить подушный налог, в других - - владеть сво­бодным городским держанием, в третьих - - иметь "свой очаг", в чет­вертых - - быть членом купеческой гильдии.

Правовой статус парламента отличался от Генеральных штатов во Франции. Английский парламент получил то, чего добивались Ге­неральные Штаты. В компетенцию парламента входило не только во­тирование налогов, но и контроль за их исполнением и использовани­ем. В 1297 г. Эдуард I постановил, что налоги будут вводиться с со­гласия парламента. В 1340 г. было установлено, что король не может вводить прямые налоги и подобные подати без согласия парламента. Король обязывался отчитываться перед палатой общин о расходова­нии финансов.

Парламент добился права участвовать в законодательном про­цессе, издавать акты законодательного характера (статуты), которые нередко по своей юридической силе превосходили королевские указы. Еще при Эдуарде I палата лордов стала выполнять функции Верховно­го суда в отношении королевских министров, допустивших злоупот­ребления. Права возбуждать уголовное дело против королевских ми­нистров добилась еще ранее палата общин .

Палата общин, помимо права введения налогов, получила право контроля над таможенными пошлинами. В XIV в. король подписал акт, предписывающий назначать должностных лиц (канцлер, казначей, судьи высших королевских судов и др.) по согласованию с парламен­том.

Централизованная сеньориальная монархия в Англии. В течение сеньориальной монархии(XI--ХII вв.) в Англии завершилось становление феодального строя. После норман­дского завоевания закрепилась характерная особенность анг­лийского феодализма - - политическое объединение страны и централи­зация государственной власти.

Короли Нормандской династии находили прочную опору в слое сред­них и мелких феодалов; поддержка крупных феодалов носила относи­тельный и временный характер, так как они сами стремились к само­стоятельности. Тем не менее при оформлении феодально-иерархичес­кой лестницы установилась прямая вассальная зависимость всех феода­лов от короля, что отличает Англию от других стран Европы. В 1086 г. была проведена всеобщая поземельная перепись ("Книга Страш­ного суда"), закрепившая за каждым феодалом его земельные владения и место в системе феодальной иерархии.

Свободные крестьяне по большей части были записаны в ней как кре­постные - - вилланы, остальные - - как фригольдеры. Для английских вилланов характерны повинности "по воле лорда", тя­желая барщина, строгое ограничение прав ухода с надела, подсудность только суду своего лорда (сеньориальная юстиция). Фригольдерство предполагало свободное держание, противопоставляв­шееся вилланскому держанию, на условиях выплаты ренты (сравни­тельно низкой). Для крестьян-фригольдеров были характерны личная свобода, фиксированность ренты, право свободного завещания, разде­ла и отчуждения держания, а также право защиты в королевских судах (табл. 8).

 

Таблица 8.

 

В результате реформ Генриха II Плантагенета(правил в 1154-1189 гг.) укрепились судеб­ные, военные и финансовые полномочия королевской власти. Основные направления этих реформ - - создание системы центральных финан­совых (Палата Шахматной доски) и судебных (Вестминстерские королевские суды и система разъездных судей) учреждений, а также реорганизация армии (замена обязательной службы вассалов короля выкупом - - «щитовыми деньгами») (табл. 9).

 

Таблица 9.

Реформы Генриха II Плантагенета (1154-1189 гг.) 1. Создание королевского суда - "суда общего права". 2. Рассле­дование дел с помощью коллегии "двенадцати присяжных". 3. Организация специального финансового органа ("Палаты шахматной доски"). 4. Создание профессиональной армии - - замена обязательной военной службы феодала королю уплатой определенной денежной суммы ("щитовых денег") дала возможность создания наемного войска

 

Усилению монархии способствовали также появление (с X в.) и рост городов как центров ремесла и торговли. Города обычно получали право на самоуправление и ежегодно уплачивали королю (по большей части они были расположены на королевской земле) определенную денеж­ную сумму.

Горожане и фригольдеры нуждались в охране со стороны королевской власти и поддерживали ее, что также усиливало монархию. Ввиду развития товарно-денежных отношений и роста рыночных свя­зей подати и повинности все больше приобретали денежный характер. Так, например, рыцари, обязанные сюзерену военной службой, уже в XII в. часто заме­няли ее денежным взносом (так называемые "щитовые деньги"), крестьяне также взамен исполнения повинностей часто вносили денеж­ные платежи.

Переход к новой форме государства - - к сословно-представительной мо­нархии(вторая половина XIII в. - - конец XV в.) - - осуществился в результате гражданской войны 1263 - 1267 гг.

С конца XII в. королевская власть стала наносить ущерб интересам зна­чительной части населения: проводились конфискации земель; притес­нялись крупные земельные собственники; вводились новые денежные поборы и повинности. Страна ответила на это рядом оппозиционных выступлений, и в начале XIII в., после восстания баронов, поддержан­ного рыцарями и горожанами, король Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей (1215 г.), которая считается первым кон­ституционным актом Англии. Главное содержание 63-х статей Хартии - - достижение компро­мисса короля с баронами; требованиям рыцарей, горожан, купцов, а тем более крестьян, уде­лено значительно меньше внимания (табл. 10).

После нового политического конфликта в 1258 г. король Генрих III ут­вердил Оксфордские провизии, устанавливавшие режим баронской оли­гархии. В ответ недовольные рыцари при поддержке горожан и некото­рых баронов потребовали от короля подписания Вестминстерских про­визий,защищавших рыцарство и свободных крестьян от произвола круп­ных феодалов и королевской администрации.

В 1263 г. началась граждан­ская война, длившаяся до 1267 г. Ее итогом было создание первого анг­лийского парламента,окончательно утвердившегося при Эдуарде I. В XIV в. (1352 г.) парламент стал двухпалатным:

· верхняя палата - - палата лордов, где заседали бароны и высшее духовен­ство;

· нижняя палата - - палата общин, где заседали рыцари и городская вер­хушка вместе с низшим духовенством, чей прочный союз обеспечил палате общин большее политическое вли­яние, чем влияние сословно-представительных собраний в других странах (табл. 11).

 

Таблица 10.

Великая хартия вольностей (1215г.) - - грамота, подписанная королем Англии Иоанном Безземельным по требованию баронства, рыцарей и горожан. Основные положения 1. Основные законы могли издаваться королем только с одобрения состоявшего из знати "общего совета королевства". 2. Налоги и сборы могли взиматься только по решению "общего совета королевства". 3. Ни один свободный человек не мог быть заключен в тюрьму, изгнан из страны, лишен имения и т.д., "иначе как по законному приговору", вынесенному равными по положению судьями (пэрами) и "по законам страны". 4. Подтверждение вольностей английских городов.

 

Таблица 11.

Парламент 1265 г. - учреждение сословно-представительного органа власти -Парламента. С 1295 г. он превращается в постоянное зако­нодательное собрание Англии.
С 1352 г. парламент Англии становится бикамеральным (двухпалатным)
ß ß
Палата лордов Состоит из наследственных и пожиз­ненно назначаемых монархом пэров (дворянство, духовенство) Палата общин Состоит из горожан и рыцарей, которые избирались
Компетенция Парламента m Разрешение (вотирование) налогов (с 1297 г.). m Контроль за их использованием (с XIV в.). m Участие в издании законов (с 1414 г.). m Право контроля над высшими должностными лицами. m Право выступать в качестве высшего судебного органа (палата лордов).

 

Управление на местах осуществляли шериф с помощником - - бейли­фом, а также избиравшиеся в местных собраниях коронеры и констеб­ли.

Полицейскими и судебными полномочиями наделялись назначаемые королем мировые судьи.

Высшими судами в этот период были Суд королевской скамьи, Суд об­щих тяжб и Суд казначейства.