ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Государство Цинь. Третий период истории Древнего Китая - - царство Цинь (221 г. до н.э. - 209 г. до н.э.) - - примечателен тем, что модель построения Циньской монархии послужила образцом для последующего многовекового развития государственного строя Китая эпохи средневековья.

С середины VIII в. до н.э., после уничтожения монархии Западного Чжоу, страна окончательно распалась на множество самостоятельных государств. Они вели между собой завоевательные войны, в ходе которых более слабые госу­дарства поглощались более сильными (табл. 5).

 

Таблица 5.

Объединение Китая в одном государстве
III в. до н.э. Самым сильным из государств стало царство Цинь.
221г. до н.э. Ин Чжэн - правитель царства Цинь объединил весь Китай под своей властью и принял титул Цинь Шихуан (т.е. "первый циньский император"). Завоевательные воины с соседями. Было начато строительство Великой китайской стены. Жестокий правитель: уничтожал инакомыслящих, сжигал старинные книги и др.
209г. до н.э. Падение циньской династии, начало правления ди­настии Хань.
220г. н.э. Свержение в результате крестьянской войны ханьской династии. Борьба за власть между "сильными домами".
265-420 гг. н.э. Правление династии Цзинь.

 

Царство Цинь возникло примерно в X в. до н.э. Первоначально оно на­ходилось в зависимости от династии Чжоу, а затем, в период Чжаньго, вошло в число семи могущественных "воюющих царств". В III в. до н.э. оно возвысилось, подчинив себе остальные китайские государства.

В 359 - - 348 гг. до н.э. видный древнекитайский государственный деятель, главный советник импера­тора Шан Янпровел серию реформ, которые способствовали усиле­нию центральной власти. Шан Ян являлся одним из основоположников философской школы легистов, ставившей превыше всего государственный закон. Строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием по­рядка в стране. В этот период императором были утверждены обязатель­ные для всех законы, введены единые письменные знаки, упорядочены меры веса и длины. В результате преобразований Шан Яна:

· узаконивалось право частной собственности на землю и была официаль­но разрешена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар об­щинному землевладению;

· проводилось принудительное дробление больших патриархальных семей, что также ускоряло распад общины;

· в целях централизации вся территория государства была разделена на административные уезды - - новое административное деление было прове­дено по территориальному принципу;

· налоги стали взиматься исходя из количества обрабатываемой земли;

· войско было перевооружено и реорганизовано.

В централизованной Циньской империи главой государстваявлялся им­ператор - - хуанди. В его руках была сосредоточена вся полнота законода­тельной, исполнительной и судебной власти.

Имелся разветвленный государственный аппарат, возглавляемый двумя министрами - - левым и правым ченсянами. Заместителями ченсянов были секретари. Другими высшими государственными чиновниками являлись начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сноше­ний. Большую роль в деятельности государственного аппарата играли императорские советники.

Когда царство Цинь подчинило себе остальные древнекитайские цар­ства, реформы Шан Яна были распространены на всю страну. В импе­рии были произведены следующие преобразования:

· административное. Территорию разделили на 36 областей, которые, в свою очередь, делились на уезды, уезды - - на волости, а волости - - на тины, представлявшие собой низшие административные единицы;

· аграрное;

· финансовое;

· военное.

Каждую область возглавляли два управителя - - представители военной и гражданской власти, назначаемые и смещаемые императором. Твердо установленные единые законы, каравшие за малейшие проступ­ки, направляли деятельность имперских чиновников. Прежние аристок­ратические титулы были уничтожены, критерием знатности стали бо­гатство и заслуги перед государством.

В Циньской империи имелось специальное судебное ведомство,что свидетельствует о выделении в ту эпоху судебных функций из общеадминист­ративных.

В качестве высшей судебной инстанции выступал сам император, кото­рый мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебное ведомство же следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, осо­бенно дела, связанные с превышением власти чиновниками. Во главе этого ведомства стоял тинвэй.

Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.

Армияиграла огромную роль в Древнем Китае, что определялось часты­ми войнами и крестьянскими восстаниями. Постепенно сформировалась постоянная армия, находившаяся на со­держании казны. Поначалу ее составляли личные телохранители императора и части, охранявшие столицу, заодно выполнявшие и полицейские функции. В империи Цинь существовала воинская повинность. В армию брали муж­чин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготов­ку, затем в течение года несли гарнизонную службу и впоследствии один месяц в году служили в ополчении по месту жительства. Без определения сроков службы на охрану государственных границ направлялись провинившиеся чиновники, а также пре­ступники, бродячие торговцы и те, кто потерял свободу за долги.

Государство Хань. Из-за социальных противоречий в империи Цинь постоянно вспыхивали восстания, наиболее мощное из которых в 207- -206 гг. до н.э. привело к гибели Циньской монархии. Основателем новой династии - - Ханьской - - стал один из руководителей этого восстания, сельский староста Лю Бан.

Императорская династияХань правила с 206 г. до н.э. по 220 г. н.э. Эту эпоху принято делить на следующие периоды :

· Западная, или Ранняя (Старшая), Хань (206 г. до н.э. - - 8 г. н.э.);

· правление Ван Мана (9- -23 гг.) и правление Лю Сюаня, или Гэн-ши (23- -25 гг. );

· Восточная, или Поздняя (Младшая), Хань (25- -220 гг.).

Лю Бан, провозгласивший себя императором Гао-цзу, в начале своего правления сделал ряд уступок земледельцам, снизив налоги и отменив суровые законы династии Цинь. Однако его реформы не остановили роста рабовладения и крупного частного землевладения. Новым момен­том в аграрных отношениях Западной Хань было то, что появились землевладения "сильных домов" - - своеобразные поместья-крепости с собственной вооруженной охраной.

Рабство, сочетаясь с феодальным укладом, достигло наибольшего раз­вития, что явилось причиной, обострившей социальные противоречия. Сохранив прежней структуру центрального и местного государственного аппарата, царская власть направила свои усилия на централизацию стра­ны. Было проведено новое территориально-административное деление - - на 13 крупных округов, с увеличением числа областей и уездов. Во главе округов ставились окружные ревизоры - - наместники императора, осуществлявшие контроль за местной администрацией. Области и уезды возглавляли три назначаемых из центра чиновника: правитель и его по­мощники по гражданским и военным делам. Деятельность местной ад­министрации контролировалась инспекторами из центра.

В 8 г. н.э. престол в результате дворцового переворота захватил Ван Ман. Провозгласив себя императором в 9 г., он предпринял новую по­пытку смягчить реформами классовые противоречия. Вдохновителями его реформ были конфуцианцы, пришедшие на сме­ну легистам.

В области землевладения Ван Маном было сделано следующее:

· путем запрета купли-продажи земли отменялась частная собствен­ность на нее;

· все земли объявлялись царскими;

· восстанавливалась система общинного землевладения.

В области рабовладения:

· отменялось частное рабовладение - - была запрещена купля-продажа рабов;

· государство получало законное и полное право владеть рабами, то есть рабы ста­новились государственными.

Ван Маном проводились и другие реформы, в том числе денежные: были введены новые налоги и учреждены особые управления, которые должны были регулировать рыночные цены и регламентировать ссуд­ный процент. Однако все это не привело к стабилизации политического положения, а, напротив, углубило и обострило классовые противоречия, постепенно разру­шая экономику страны. Положение обострилось и тем, что в 18 г. вспыхнуло восстание, участники которого получили название "краснобровых".

В ходе борьбы с восставшими землевладельческая аристократия основа­ла новую династию - - Позднюю (Младшую, или Восточную) Хань.Вос­стание "краснобровых" было подавлено в конце 27 г., но страну удалось объединить только к 37 г.

Вернувшись в 23 г. на престол, Ханьская династия отменила все указы и распоряжения Ван Мана. Были сделаны некоторые уступки крестьян­ству и отчасти облегчено налоговое бремя. Существенным изменениям подвергся государственный аппарат - - был создан Императорский совет, высший совещательный орган при импе­раторе. Функции по управлению страной разделили между собой пять ведомств. Экономика страны стала стабилизироваться.

Во второй половине II в. власть династии Восточной Хань в результа­те мощных крестьянских восстаний пришла в упадок. В ходе борьбы с восставшими крупные военачальники, возглавлявшие различные воо­руженные политические группировки, стали независимыми от цент­рального правительства. Это привело к политическому кризису и к раз­рушению хозяйственной системы страны. В 220 г. единая Ханьская империя была уничтожена-- она распалась на три самостоятельных цар­ства, период существования которых получил название Саньго (Троецарствие).

Право Древнего Китая. Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы. Право знало понятия собственности, владения и распоряжения.

Земля, в принципе, считалась государственной собственностью, но владе­ла ею община. Знать получала землю вместе с покоренным населением. Однако письменные свидетельства о сделках с куплей-продажей земли в частную собственность не сохранились. Общинное владение землей являлось основой хозяйственной жизни.

В начале династии Чжоу проводилась важная земельная реформа. Царь в своих интересах ввел т. н. систему колодезных полей, каждая община имела девять полей, участков, квадратов. Восемь полей находились в частном пользовании крестьян. Девятое, в центре, обрабатывалось совместно всеми общинниками. Урожай с него шел вану. Реформа обеспе­чила своевременное и регулярное поступление в казну основной части натуральной подати с общины. Она была не столь обременительной для крестьян и меньше, чем десятина. Позднее, в эпоху Чжоу, положение крестьян ухудшилось, так как крупные собственники стали делить пожа­лованные земли на участки и сдавать их на кабальных условиях аренды.

Система т. н. «колодезных полей», по которой подать взималась натурой, со временем перестала удовлетворять власти. Вместо нее по­степенно стал вводиться денежный налог с единицы площади земли. Позднее его стали взимать с каждой семьи. Новое обложение вводилось не сразу, на это потребовалось несколько столетий (с VI до III вв. до н.э.). Оно подорвало основы общинного землевладения. Положение крестьян ухудшилось. Появление денег, ростовщичества, продажи земли означало вступление китайского общества в новый этап его развития.

Земля:

· в период Инь - - собственность императора (вана), приближенные име­ют лишь право пользования полученными в дар землями;

· во времена Чжоу - - превращение землевладений в индивидуальную собствен­ность;

· период Цинь - - с середины I в. до н.э. в ряде царств совершаются торговые сделки с землей, интенсивно развивается зем­левладение за счет перераспределения земельного фонда и перехода большей его части в руки новой знати.

Рабы:в период Инь считаются государственной собственностью. Хотя рабы и находились во владении частных лиц, институт купли-продажи рабов еще не был развит.

· во времена Чжоу стал возможен обмен и покупка рабов. В V - - III вв. до н.э. существовали две категории рабов: государственные и частные;

· в период Цинь - - широкая и свободная торговля рабами.

Древнекитайское обязательственное право регламентировало различные виды договоров,в том числе:

· договор мены;

· договор купли-продажи;

· договор дарения;

· договор займа;

· договор аренды земли;

· договор личного найма.

Договор мены появился одним из первых.

Договор купли-продажи предписывалось заключать в письменной форме с обязательной уплатой пошлины.

Широкое распространение получил договор дарения: земли, рабов, ко­лесниц, оружия и другого имущества.

Договор займа, появившийся в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Ему сопутствовали возможности отсрочки платежа, внесения залога, вы­дачи письменных обязательств. Появилось ростовщичество, долговое рабство.

В V- -III вв. до н.э. часто заключался договор аренды земли.

В Древнем Китае бракзаключали родители. Муж/отец имел в семье абсолютную власть. Семья была большая, патриархальная, с культом предков, с многоженством. Замужняя женщина полностью зависела от власти мужа, она не могла иметь личного имущества. Право унаследовать имущество она имела, но это право было ограниченным.

Среди видов преступлений,известных в Древнем Китае, можно выде­лить:

· государственные - - мятеж, заговор;

· религиозные - - шаманство, выбрасывание золы на улицу;

· против личности - - убийство, нанесение телесных повреждений;

· против собственности - - кража, грабеж, убой чужого скота;

· воинские - - неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др.

Вообще же перечень преступлений огромен - - в эпоху Чжоу насчитывалось более 3000 различных деяний, признававшихся преступлениями. За преступления осужденных приговаривали к различным видам наказания, включая смертную казнь. Существовал выкуп за наказание. Избежать клеймения можно было, уплатив вану сто хуаней (примерно 2 килограмма меди) за ногу, за нос - -200 хуаней, за оскорбление - -600, за смертную казнь - - одну тысячу. Такой откуп за наказание был в инте­ресах богатых подданных. Смертная казнь была простая (обезглавлива­ние) и квалифицированная. Ко второй относились сожжение, повешение, четвертование, закапывание живьем и землю. Виды наказаний: отрезание носа, отсечение ног, рук, ушей, выкалывание глаз. Такие наказания мно­жили число инвалидов, но, судя по всему, преступность не исчезала. Система наказания знала укрывательство и недоносительство. Виновного рубили пополам. Жестокие и мучительные наказания соответствовали правовым понятиям всех древних народов: Китай не был исключением.

Обычай кровной мести, возникший и развившийся в догосударственном Китае, с появлением государственной власти был вытеснен сис­темой телесных наказаний и широким применением смертной казни. Основной целью наказанияво времена Цинь окончательно становится устрашение. К видам наказанийотносились:

· смертная казнь в квалифицированных формах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю);

· членовредительские наказания (отрезание носа, ушей, отрубание руки или ноги, выкалывание глаз, кастрация для мужчин);

· штрафы, позволявшие откупиться от наказания;

· тюремное заключение.

В отдельных случаях предусматривались также клеймо тушью на лице, превращение жен­щин в рабынь-затворниц, битье палками, удары плетью и др.

Община отвечала за правонарушения своих членов, действовало пра­вило круговой поруки. Мелкие проступки, споры об имуществе рассмат­ривали органы общины (суд еще не был отделен от администрации).

Новые взгляды на роль права распространяли Конфуций (V в. до н.э.) и его единомышленники. По их мнению, деление людей на правите­лей и управляемых заложено в самой природе человека, оно извечно и неизменно. Лучше всего управлять народом не через посредство закона, а через систему исторически сложившихся норм поведения людей. Кон­фуцианство проповедовало сохранение древних традиций: подчинение подданных властям, младших - - старшим; осуждало чрезмерное обога­щение; требовало от властей заботиться о бедных.

Высшей судебной инстанциейявлялся император (ван), который мог непос­редственно разбирать судебные дела. Судебные функции на местах испол­няли представители местной администрации.

Государственный аппарат располагал многочисленными чиновниками, в числе которых были лица, разыскивавшие преступников, боровшиеся с ворами и разбойниками, начальники тюрем, судебные исполнители (лица, приводившие в исполнение судебные решения).

Судебный процессв периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинитель­но-состязательный характер. Позднее этот вид процесса был вытеснен розыскным, первоначально применявшимся лишь в случаях соверше­ния преступлений рабами.

 

Контрольные вопросы

 

· В чем своеобразие периодизации истории Китая?

· Когда сложилась наиболее устойчивая структура управления государством?

· В чем суть правовой политики в Древнем Ки­тае?

· В чем сходство/отличие Древнего Китая как государства от других государств Древнего Востока?

· Как можно кратко охарактеризовать право в Древнем Китае?

 

 

(даты указаны до нашей эры, после черты - - нашей эры)

 

Конец 2 тысячелетия. Образование первого государства на территории Китая - - Шан (Инь).

1122. Традиционная дата завоевания государства Шан племенами Чжоу. Начало периода «Западного Чжоу».

70. Чжоу под напором кочевников перемещаются на Запад. Начало периода «многоцарствия».

551- -478. Традиционные даты жизни Конфуция (Кун-цзы).

513. Первая фиксация уголовного права на китайском языке.

403. Начало периода «воюющих царств».

221. Древнекитайские царства объединены под властью Цинь.

140. Начало правления императора У Ди (87 г.), превратившего Китай в сильное централизованное государство.

111- -110. Покорение войсками Хань территории современного Юго-Западного Китая.

108.Покорение войсками Хань территории современного Ляодунского полуострова и Северной Кореи.

- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --

9. Начало династии Синь.

25. Установление династии « Поздней Хань».

220. Начало периода «троецарствия».

 

Раздел II. Государство и право античного мира.

Глава 6. Древняя Греция

 

Древняя Греция (Эллада) занимала обширную территорию: юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии; ей принадлежала западная береговая полоса Малой Азии, Южная Италия, часть Сицилии. Греческие колонии находились на побережье Черного и Средиземного морей. Это был огромный регион (рис. 8).

Рис. 8.

 

Для истории государства и права с давних времен наибольший инте­рес представляют два полиса - - Афины и Спарта. В Афинах доминировал демократический режим, в Спарте - - олигархия.

Периодизация истории Древней Греции. После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древней Греции наступил так называемый полисный этап - время формиро­вания и расцвета полисов, городов-государств, когда на смену первобытнооб­щинным пришли рабовладельческие отношения классического типа. Полис характеризуется небольшой замкнутой территорией; сравнительно малой численностью населения; наличием института гражданства, дающего право на земельный участок (клер) в черте полиса. Кроме того, в любом полисе имелись органы самоуправления - - народные собрания и выборные магистратуры.

В науке распространено распределение полисного этапа древнегреческой государственности на три основных периода:

· гомеровский период - - XI - - IX вв. до н.э.;

· архаический период - - VIII - - VI вв. до н.э.;

· классический период - - V - - IV вв. до н.э.

Для Гомеровского периода (XI - - IX вв. до н.э.) характерно господство родоплеменных отношений. Земля представляет собой племенную соб­ственность, общинники имеют лишь право пользования ею. Однако уже есть и безземельные лица, и владельцы больших участков земли. Еще не существует государственного устройства в традиционном понимании, преобладает перво­бытная военная демократия. Во главе общества стоит родоплеменной вождь - - базилевс. Должность базилевса совмещала в себе функции вер­ховного военачальника, верховного судьи и верховного жреца; перво­начально она была выборной, затем стала наследственной. Постоянно действует совет наиболее видных представителей родовой знати - - совет старейшин (булэ). Значительную роль играет народное собрание (агора).

К концу данного периода родоплеменные отношения разлагаются: на смену родовому строю приходит рабовладельческий.

В Архаический периодсоздается сильное Афинское государство.

Древнегреческая мифология утверждает, что Афинский полис возник в Аттической области юга Балканского полуострова как ре­зультат проведения легендарным царем Тесеем -- объединения обособ­ленных родовых общин вокруг афинского акрополя. Такая политика называется "Синойкизм". Свободное населе­ние афинской общины, по преданию, было разделено Тесеем на несколько социальных групп:

· эвпатриды - - родовая аристократия, владельцы крупных земельных уча­стков;

· геоморы - - земледельцы, мелкие земельные собственники, постепенно попадавшие в долговую зависимость к эвпатридам;

· демиурги - - ремесленники. Вместе с геоморами они составляли демос - - народ, населявший Аттику.

Кроме того, наряду с рабами и свободными людьми существовал также промежу­точный слой - - метэки, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, неграждане Афинского полиса.

Сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии и роды. Управ­лялись Афины девятью ежегодно избиравшимися из среды аристокра­тов архонтами и ареопагом - - советом старейшин. По мере роста имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой ари­стократией и демосом, добивавшимся уравнивания в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы.

Во времена классического периода происходит расцвет древне­греческого рабовладельческого общества и полисного строя. В V в. до н.э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персид­ских войнах (500 - - 449 гг. до н.э.). Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский морской Союз. Была уч­реждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управ­ление делами Союза возлагалось на совет из представителей всех горо­дов - - членов Союза. Скоро в этом Союзе обозначилось главенство Афин, поэтому он стал называться Первым Афинским морским союзом и фак­тически превратился в афинскую морскую державу - - архе, которую часто характеризуют как античную конфедерацию.

В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внут­риполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной ра­бовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала народному собранию (эклессии), исполнительная -- Совету пятисот и магистра­там, основное судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), вы­бираемых из граждан старше 30-ти лет по жребию. За исполнение государственных обя­занностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государ­ственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - - фороса, который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные полисы. Таким образом, благополучие афинских граждан бази­ровалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации насе­ления союзных городов.

Так называемый Каллиев мир был заключен в 449 г. до н.э. Он был победным для греков и прекра­тил греко-персидские войны.

Первый Афинский морской союз вы­полнил стоявшую перед ним военно-политическую задачу. Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н.э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пе­лопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки и господствовала арис­тократия.

Афины навсегда утратили свою ведущую роль в истории Древней Греции после поражения в Пелопонесской войне.