Правовое положение населения 2 страница

· получение в виде дара или находки;

· покупка;

· завоевание;

· ростовщичество;

· исполнение работы;

· получение милостыни;

· давность владения (10 лет).

Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу меж­ду «собственностью» и «владением», уделяя значительное внимание ох­ране личной собственности, в первую очередь, собственности на зем­лю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и земли частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное из этой категории.

В Законах Ману рассматриваются и обязательственные правоотношения.В ос­новном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматри­ваются следующие виды договоров:

· договор займа;

· договор найма рабочей силы;

· договор аренды земли;

· договор купли-продажи;

· договор дарения.

Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долг в срок, он обязан был его отработать. Допуска­лось возвращение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В слу­чае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

Вследствие применения труда свободных наемных работников (карма-каров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабо­чей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Не­исполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье.

Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проник­новения в общину процесса имущественной дифференциации - - землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники.

Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету дого­вора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу и т.п. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных при­чин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.

В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, а также вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

В Древней Индии бракпредставлял собой имущественную сделку, в ре­зультате которой муж покупал себе жену, и она становилась его соб­ственностью. Главой семьи был мужчина. Законы Ману требовали от жены почитать сво­его мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полнос­тью зависела от своего супруга и сыновей - - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - - под влас­тью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

В соответствии с варновым устройством жена должна была принадле­жать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось. Будучи главой семьи, муж либо отец управлял всем ее достоянием, хотя формально иму­щество семьи считалось общим.

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию - - только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо дели­лось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который ста­новился своего рода опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.

Законам Ману известны следующие уголовно-правовые категории:

· формы вины;

· рецидив;

· соучастие;

· зависимость тяжести преступления от принадлежности потерпевшего/виновного к определенной варне.

Это указывает на относительно высокий уровень развития уголовно-правовой отрасли. Тем не менее пережитки старины со­хранили следующие понятия:

· принцип талиона ("равное за равное");

· ордалии (суд богов);

· принцип коллективной ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Виды преступлений, выделяемых законами Ману:

· государственные преступления;

· преступления против собственности;

· преступления против личности;

· преступления, посягающие на семейные отношения.

На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены либо городских ворот.

Далее законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступленийзаконы выделяют кражу как тайное похищение имущества, отграничивая её от грабежа, совершаемо­го в присутствии потерпевшего. Если же хищение было сопряжено с применением насилия к потерпевшему, то это выделялось в отдельный вид преступлений (разбой). Учитывалось также, был ли застигнут вор на месте преступления, совершена кража днем или ночью. Наказывались укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили убий­ство и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем вора, сквернослова и причинителя телесных повреждений.

Законы Ману знают также понятие необходимой обороны: убийство, со­вершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.

Существовало множество видов наказаний, в том числе:

· смертная казнь - - в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на раскаленной кровати или на костре, утопление, затравливание собаками и др.);

· брахману взамен смертной казни полагалось бритье головы;

· членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

· тюремное заключение;

· штрафы;

· изгнание.

Различия в ведении процесса по уголовным и гражданским делам не было, а сам процесс носил преимущественно состязательный характер.

Для рассмотрения исков законы Ману называют восемнадцать пово­дов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.

Суд от админист­рации не был полностью отделен. Дела рассматривались, следуя порядку варн. Верховный суд вершил царь с брахманами.

Законы детально регламентируют использование свидетельских пока­заний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины - - последние могли свидетельствовать лишь «за» или «против» женщин.

При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись орда­лии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т. п.

 

Контрольные вопросы

· Как называются древнейшие индийские цивилизации?

· Как возник и эволюционировал варно-кастовый строй?

· Что такое «дхармашастры» и какие из них наиболее известны?

· Какие нормы права существуют в закона­х Ману?

· В чем своеобразие преступлений и наказаний в Древней Индии?

 

Глава 5. Древний Китай.

Государство Шан (Инь).В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

- царство Шан (Инь) - - предположительнос XVIII в. до н.э. - - XII в. до н.э.;

- царство Чжоу - - с XII в. до н.э. до 221г. до н.э.;

- царство Цинь - - с 221г. до н.э. до 207 г. до н.э.;

- царство Хань - - с 206 г. до н.э. до 220 г. н.э.

Характерной особенностью образования государства в Китае является то, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классово­му обществу был активизирован покорением одного народа другим (теория насилия в действии). Так как органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом, то был создан специальный государ­ственный аппарат.

История великого народа Азии ведет свое начало со II тыс. до н.э. Первые раннеклассовые общества возникли в бассейне р. Хуанхэ, здесь появилась иероглифическая письменность - - основной источник наших знаний о Древнем Китае. Первым раннеклассовым обществом с признаками государственности считается Шань (Инь). Оно погибло в начале XII в. до н.э. Следующие царства обозначались по династиям: Шань, Чжоу, Цинь, Хань и др. (табл. 4).

 

Таблица 4

Первые государства в Китае
2 тыс. до н.э. Возникновение древнейшего в Китае государства (по берегам реки Хуанхэ).
VI-V вв. до н.э. Начало добычи и обработки железа. Постепенно китайцы расселились по Восточно-Китайской равнине между реками Хуанхэ и Янцзы.
vb. до н.э. На этой территории существовали 7 рабо­владельческих государств, правители которых враждовали между собой.
IV-III вв. до н.э. Т.н. "время борющихся царств"

 

Китайцы с древних времен свою страну называли Чжунго - -«Срединным государством», «Поднебесной империей». Китайский народ окончательно сформировался в династию Цинь.Древний Китай в эпоху династий Чжоу, Цинь и Хань по форме прав­ления являлся типичной дальневосточной монархией. Границы Цинь простирались от верховий рек Хуанхэ до Желтого моря (рис. 7).

Великая китайская стена, построенная в III в. до н.э. Рис. 7

При переходе от родового строя к классовому обществу (Шань-Инь) правители мелких княжеств являлись одновременно военачальни­ками и верховными жрецами. Их власть опиралась на сородичей, священ­нослужителей, войско. Как и во всех дальневосточных деспотиях, ван (царь) считался верховным собственником земли. По религиозным кано­нам он объявлялся «сыном неба». Трон передавался по наследству, если тому не мешали чрезвычайные обстоятельства. Во время династии Чжоу власть царей стала обожествляться.

Погребение деспота сопровождалось жестокими обычаями. Вместе с ним хоронили заживо его рабов, приближенных. Этот обряд был от­менен только в начале новой эры.

Власть правителя считалась абсолютной, особенно во время военных действий. За невыполнение его приказа ослушнику отрубали голову, каз­нили его жену и детей. Ваны вели почти постоянные войны с соседними кочевыми племенами.

Традиция требовала регулярных жертвоприношений путем заклания не только животных (быков, свиней, ягнят), но и людей. Они проводились: ежедневные - - в память отца правителя, ежемесячные - - в память деда годовые - - в честь Неба и Земли. Такие же обряды исполнялись во время трапезы в честь умершего правителя. Подобные обряды совершались время просьбы об урожае, в честь рождения детей, в честь Солнца, Гор и т.д. Жреческий обычай требовал «невесты» для Покровителя реки. Религия внушала, что неисполнение такого обряда может вызвать гнев Покрови­теля, что приведет к всеобщему потопу. Жрецы выискивали самую краси­вую девушку, «сватали» ее, ухаживали за нею, наряжали в шелковые одежды. Для нее сооружали шатер из желтого и пурпурного шелка. По­следние 10 дней ее кормили мясом буйвола, рисом, давали вино. Затем сажали в кресло, вывозили на фарватер реки, где она тонула. Подобные жертвоприношения существовали у народов доколумбовой Америки (только там отбирали самого красивого юношу).

Царь-ван имел советников из числа знати. Цзай был высшим вель­можей, затем шел нэйши. В состав близких советников входили: полково­дец, судья, главный жрец, великий гадатель. В штате вана состояли писцы: старшие, или т. н. «левые», которые записывали речи монарха, младшие - - «правые» - - записывали его указы, решения по судебным делам. Чиновни­ки делились по рангам, имели свою иерархическую структуру. Должность чиновников считалась наследственной. На местах находились управители округов, часть своих доходов они отдавали вану. В эпоху Чжоу и Цинь еще сохранялись остатки общинного самоуправления. В особых, чрезвычайных случаях созывались народные собрания. Они принимали решение об из­гнании царя (842 г. до и. э.), поддерживали правителя, потерпевшего поражения (494, 474 гг. до н.э.). Община имела совет старейшин, тор­говцы, ремесленники - - своих старост.

Традиция утверждала, что верхи всегда управляли низами. Таков всеобщий закон Поднебесной. «Одни напрягают свой ум, другие - - свою силу. Тот, кто управляет людьми, кормится за их счет». Вану подчиня­лись гуны, или дафу, а те, в свою очередь, имели своих подвластных - - ши. Гуны кормились подношениями (вероятно, за счет казны), дафу корми­лись селениями (землей за службу?), ши - - полями, цзао и ли - - за счет выполнения работ. В механизме государства имелись полиция, тюрьмы.

Администрация вана располагала штатом соглядатаев, доносчиков, шпионов разных профилей. Они делились по своим функциональным обязанностям: шпионы местные, внутренние, обратные (двойные), смерти и жизни. «Пользование шпионами - - самое существенное на войне»,- - говорилось в древней надписи.

Ван, его аппарат чиновничества выполняли три важные функции: заботу об орошении и ирригации, сбор налогов и ведение войн (оборони­тельных и захватнических). В Книге преданий (II в. до н.э.) имеется надпись вана: «Я проложил русла девяти рек до четырех морей, углубил канавы». Правители Поднебесной империи вели длительные войны за утверждение власти над соседними племенами. Период борющихся царств длился с 481 по 221 г. до н.э.

Прочность, стабильность власти ванов зависела от многих факторов: разорение общинников, длительные войны с соседними кочевыми племе­нами, междоусобицы ослабляли монархию. Многое зависело и от личности правителя. Гибель Западного Чжоу в конце IX в. ускорил сам бездарный ван, особенно в последние годы своего правления. «Царь осуществлял тиранию, деспотизм, предавался пиршествам. Люди государства поносили его. Главный советник пытался увещевать царя: народ не в состоянии выполнить ваших повелений». По приказу вана хулители его правления были схвачены, казнены. Люди замолчали. Но судьба правителя уже решилась. Вскоре восставшие свергли его с престола, а соседние племена, кочевники усилили натиск на империю. Начался распад Поднебесной.

Из эпохи распада Западного Чжоу, конкуренции «пяти гегемонов» (VII- -VI вв.) важный след в реорганизации управления сыграли рефор­маторы царства Ци. Налог стал взиматься с учетом качества земли, была проведена перепись населения по сословиям: земледельцы, ремесленники, торговцы, ученые. Вводилась монополия государства на соль, железо, была реорганизована армия, поощрялись торговля, ремесло. Реформы ванов Ци укрепили его прочность и сделали ведущим государством империи.

В царствование династии Шан, в более позднее время названной Инь, общество и государство были преимущественно рабовладельческими. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства.

Иньский господствующий класс составили жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных племен. Социальное положе­ние светской аристократии определялось земельными владениями, на­личием рабов, близостью к царю (вану), занимаемой должностью. В соот­ветствии с этим присваивались титулы, дававшие определенные при­вилегии.

Большую часть населения составляли свободные общинники. Земля считалась государственной собственностью и находилась в рас­поряжении царей. Все земли делились на две категории:

· общественное поле, которое обрабатывалось совместно всей общиной. Весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю;

· частные поля, которые находились в индивидуальном пользовании се­мьи, не являясь, однако, собственностью их держателей.

В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда. Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества.

Основными источниками рабства были:

· захват пленных на войне;

· продажа в рабство за долги;

· обращение в рабство за некоторые преступления;

· получение рабов от подчиненных племен в качестве дани.

В государстве Шан (Инь) государственный строй на раннем этапе сохра­нял черты родоплеменной военной демократии.

В дальнейшем наблюдается переход всей полноты власти к царю - - вану. Старейшины из племенных вождей становятся единоличными правите­лями. Среди подданных укрепляется представление о них как о "сыновь­ях Неба", получивших власть по воле божественных сил. Самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, выс­шим судьей и первосвященником был ван. Он же возглавлял государ­ственный аппарат. Высшие должности занимали по назначению царя его близкие родственники. Более мелкие должности - - профессиональ­ные чиновники (писцы), сборщики налогов, судьи и т. п. В Древнем Китае эпохи Шан (Инь) существовало разделение должностных лиц на основные категории:

· высшие гражданские чиновники;

· военные чиновники;

· советники;

· прорицатели.

В XII в. до н.э. в государстве Шан (Инь) обостряются внутренние проти­воречия. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения пле­мя Чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством этого племени объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства. В 1076 г. до н.э. племена Чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан пало, и на смену ему пришло царство Чжоу.

Государство Чжоу. Время правления династии Чжоув Древнем Китае - - с XII в. до н.э. до 221 г. до н.э. - - подразделяется на три основных периода:

· период Западного Чжоу - - 1122 - - 742 гг. до н.э.;

· период Восточного Чжоу - - 770 - - 403 гг. до н.э.;

· период Чжаньго ("семи воюющих царств") - - 403 - 221 гг. до н.э.

В период Западного Чжоу(1122 - 742 гг. до н.э.) укрепляется рабовла­дельческое государство, усложняется его структура. Общество характе­ризуется более высокой ступенью развития производительных сил, уве­личением численности рабов, развитием крупного землевладения.

Верховная власть принадлежала наследственному царю (вану), однако централизованное государство в течение всего периода Чжоу создано не было. Ван непосредственно управлял только столичной областью, а остальная территория страны делилась на княжества, которыми управляли владетельные князья (чжухоу). Территории княжеств подразде­лялись на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родоплеменного деления. Низшей административно-тер­риториальной единицей была сельская община.

Государственный аппарат, которым руководил высший сановник (сян), состоял из приближенных, личных слуг вана и доверенных рабов. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной.

В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами. Она вклю­чала в себя большое количество чиновников, имеющих разнообразную компетенцию. Высшие чиновники (дафу) разделялись на три класса - - старшие, средние, младшие.

Наверху общественной лестницы находилась рабовладельческая аристократия, которая состояла из чжоуской наследственной и военной знати, а также иньской аристократии, отчасти уцелевшей после покорения Шан-Иньского царства.

В данный период интенсивно развивается крупное землевладение, появляется тенденция к превращению владений в земельную собственность. Формально собственником земли считался царь, однако рабовладельческая аристократия могла вполне свободно распоряжаться своими владениями. С течением времени право крупных рабовладельцев на владение землей превращается в право собственности на землю.

Общинное землепользование в период Западного Чжоу продолжало играть заметную роль. Положение земледельцев (нунфу) было в целом тяжелым. Многие разорялись и переходили в разряд безземельных арендаторов.

Число рабов пополнялось в этот период за счет:

· военнопленных;

· завоеванного мирного населения;

· государственных преступников.

Армия в царстве Чжоу была постоянной лишь отчасти, будучи составленной из небольших кадровых отрядов и ополчения, которое присоединялось к ним во время войны.

В середине VIII в. до н.э. произошел развал Западного Чжоу ввиду ослабления связей центральной власти и правителей зависимых княжеств, а также неудачных войн с кочевниками. Когда страна распалась на ряд самостоятельных государств, то чжоуские цари превратились в правителей небольшого владения - - Восточного Чжоу.

Экономическая и политическая жизнь страны в период Восточного Чжоу(770 - - 403 гг. до н.э.) характеризуется следующими изменениями:

развитием ремесел и торговли, что привело к возрастанию роли купе­чества в общественной жизни;

упадком наследственного землевладения родовой аристократии, чьи зем­ли постепенно переходят к служилой знати.

Значительные земельные владения сосредоточиваются в руках воена­чальников, служилых людей, купцов. Укрепляется личная собствен­ность рабовладельцев на землю.

В период "воюющих царств" - - Чжаньго(403-221 гг. до н.э.) продолжается развитие крупного землевладения. Оно сопровождается разрушением старого типа землевладения - - общинного. С введением земельного нало­га, когда вместо обработки общинных полей земледельцы были обязаны уп­лачивать налог со своей земли, по общинному землевладению был на­несен крупный удар.