Часть первая. История государства и права древнего мира 2 страница

Наличие свода законов косвенно подтверждается в речении Ипувера (XVIII в. до н.э.). Верховный сановник фараона Тутмоса III (XVI - - XV вв.) во время официальных приемов держал перед собой «сорок кожа­ных свитков (с законами)». Как видим, они были начертаны не на папи­русе, а на коже, т. е. рассчитаны на длительное хранение. В речении Ипусера, жившего в начале XVII в. до н.э. во времена на­родного восстания, говорится: «Свитки законов судебной палаты выбро­шены, и по ним ходят на перекрестках...» Ипусер огорчен гибелью за­конности и правопорядка, скорбит о расхищении бумаг из финансового ве­домства, об уничтожении списка рабов. Народное восстание, свидетелем которого был Ипусер, до основания разрушило весь государственный правовой механизм. «Начальники повержены, спасаются бегством». К сожалению, большинство памятников египетского права не сохранилось. Этим объясняется наша малая информированность о египетской право­вой системе.

Право верховной собственности на весь земельный фонд Древнего Египта было закреплено за фараоном. С его одобрения совершались различные формы земельных пожалований отдельным субъектам. Еще в древности египетские законы содержали детальные предписа­ния о праве собственности, его формах (царская, храмовая, общинная, частновладельческая), владении и распоряжении недвижимым имуще­ством. Сделки с землей, скотом, рабами заключались по ритуалу, с уча­стием свидетелей, в том числе жреца. Такие контракты обычно составля­лись в суде.

В Египте существовали следующие виды земельных владений:

· государственные;

· храмовые;

· частные;

· общинные.

Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и царские вельможи. Они могли совершать различные сделки с землей - - да­рить, продавать, передавать по наследству. В деревне развитие личной собственности шло медленно, поскольку община как коллектив выступала сдержива­ющим фактором для индивидуализации собственности. Формализм в распоряжении недвижимой собственностью - - харак­терная черта юриспруденции многих стран Древнего Востока.

Движимое имущество(рабы, рабочий скот, инвентарь) могло нахо­диться в личной и иной собственности и быть предметом различных сделок.

Виды договоров, известные в древнеегипетском праве:

· договор займа;

· договор найма;

· договор купли-продажи;

· договор аренды земли;

· договор поклажи;

· договор товарищества.

Из-за особой ценности земли в Египте был создан особый порядокпере­хода ее из рук в руки, предусматривающий совершение трех действий:

· первое - - достижение соглашения между продавцом и покупателем о предмете договора и производстве платежа;

· второе - - клятва продавца перед лицом богов, подтверждавшая договор;

· третье - - ввод покупателя во владение, что вело к переходу права собст­венности на землю.

Бракв Египте заключался на основе договора между мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собствен­ностью жены, что также определялось договором. Развод осуществлял­ся свободно для обеих сторон. Брак также оформлялся письменно, имел вид договора. Замужняя женщина могла распоряжаться своим имуществом. Если развод начинался по инициативе мужа, жене возвращалась часть приданого и часть иму­щества, нажитого совместно. Жене полагалась доля приданого и в том случае, если она покидала мужа по своей воле. Вдова могла пользоваться всем имуществом, но продать или подарить могла только свою долю. Следовательно, закон охранял имущественные интересы женщины.

Право содержало нормы о браке и семье. Женитьба и строительство дома считались понятиями равнозначными. Родители и близкие принимали самое активное участие в подборе жениха и невесты. Согласия молодых не всегда спрашивали. Браки между кровными родственниками запреща­лись. Но фараоны могли жениться на сестрах и даже дочерях. Судья как-то сказал: «Никакой закон не разрешает браки ссестрами, но закон дозволяет фараону делать все, что он хочет». Рамзес II за 67 лет царство­вания имел пять главных жен, «великих царских супруг», и много жен рангом ниже. У него было 162 сына. Рамзес III имел всего три жены, но также любил женское общество.

В Древнем Египте существовали гаремы. Муж называл свою супругу «сестрой», а она его «братом». Муж мог держать жену за талию даже в общественных местах. В отличие от греков, египтяне не целовались, а прикасались друг к другу носами. Супруги вместе ходили в храмы.Древние надписи содержат красочные описания жизни верных супру­гов. Вместе с тем законы и обычаи фиксируют превосходство главы семьи, мужа, брата. Муж мог избить палкой жену, а брат - - сестру, однако в «разумных пределах». Увечья наказывались. Виновный должен был до­казывать, что больше не тронет свою жену, иначе мог получить сто палоч­ных ударов и лишиться прав на совместно приобретенное имущество.

Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. Неверность жены каралась смертью. Жена, «которая обманывала и поедом ела своего мужа», была сожжена, говорится в одной из надписей. В другой сказано, что за неверность муж убил жену и бросил собакам. В ли­тературе женщин не жаловали, у них якобы имелась масса пороков: легко­мыслие, капризность, неверность, лживость, мстительность, неспособность хранить тайны. Зато мужья - - рассудительны, преданны, заботливы. Женитьба, размеры приданого, рождение ребёнка, смерть фиксиро­вались в «Доме жизни», деловом центре, своеобразном университете. При таком акте присутствовали свидетели.

В Египте относительно долго существовал матриархат. С течением времени главой се­мьи становится муж, и жена несмотря на ее достаточно высокое по­ложение в семье утрачивает прежнее равенство с ним. Египетское право разрешало наследованиекак по закону, так и по за­вещанию. Наследниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить

и муж, и жена.

Египетское право признавало преступлениямиширокий круг деяний, которые можно условно объединить в следующие группы:

· посягательства на государственный и общественный строй - - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны. Эти преступле­ния считались наиболее тяжкими, и в случаях их совершения ответ­ственность наряду с непосредственным виновником несли все члены его семьи;

· преступления религиозного характера - - убийство священных животных, чародейство;

· преступления против личности - - убийство, членовредительство;

· имущественные преступления - - кража; обвешивание, обсчет покупателя;

· преступления против чести и достоинства - - прелюбодеяние, изнасило­вание.

В числе преступлений упоминаются : восстания против фараона, не­повиновение властям, отказ участвовать в общественных работах, ограб­ление, взятки, чародейство, убийство кошки, льва, крокодила, совы, лету­чей мыши, если они считались священными животными в данной мест­ности, и др. В начальный этап Древнего царства преступления против родствен­ников разбирал глава семьи, позднее эта функция перешла к судье. Пре­дания содержат нелестные отзывы о представителях судейского сословия за их крючкотворство, пристрастность (рис. 4).

Рис. 4.

 

 

Есть основания полагать, что уже в древности существовал свод правовых предписаний. На одном изображении видно, что в руках вель­можи свиток, возможно, законник. Виновный в краже имущества фараона кроме штрафа подвергался те­лесному наказанию (200 ударов палками и 5 ран). Рамзес I издал указ о наказании взяточников. Их ссылали на каторгу, перед тем отрезали нос. Дети таких взяточников лишались привилегий, низводились до поло­жения ремесленников. «И твой сын не будет на твоем месте».

Законы, обычаи особо охраняли культовые сооружения. «Кто ограбит или повредит статую, роспись, надпись или любой предмет погребального культа, того ждет проклятье...» «Кто содеет подобное, да сожрет его кро­кодил, да укусит его змея. Никто не нальет им воды, не совершит погре­бальных церемоний, сыновья не займут их место, будут голодать, их боги не получат хлеба. Их жен будут насиловать на их глазах». Такие угрозы исходили из того, что египтяне были суеверны, наивны, боялись божьего гнева, испытывали страх и ужас перед загробными карами. Преступников ставили к столбу, избивали палками, пытали, отправляли на каторгу в рудники, каменоломни, хоронили живьем - - не помогало. В начале цар­ствования XXI династии все гробницы в Долине царей и Долине цариц были вскрыты и ограблены. Стражники вступили в сговор с грабителями, низшими жрецами, чиновниками. Чтобы спасти мумии фараонов, их извлекли и без украшений и золотых масок поместили в тайных местах (рис. 5).

Целью наказанийбыло устрашение. Распространенным наказанием была смертная казнь. Кроме того, применялись членовредительские наказания, избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы. Вид наказания зависел от положения преступника и тяжести пре­ступления. Участники восстания подлежали поголовному истреблению. За другие тяжкие преступления могли сослать в рудники. Жестокие казни предусматривались по отношению к грабителям царских гробниц. За хищение храмового имущества взыскивался штраф в 100-кратном размере. Обычная кража требовала компенсации в 2- -3-кратном размере. Пострадавший мог обратиться в городе к главе воровской касты. За возврат вещи владелец платил похитителю четвертую часть ее стоимости.

Общий вид великих пирамид в Гизе (недалеко от Каира). На заднем плане - пирамида Хуфу, в середине - Хафра, на переднем плане - Менкаура и меньших размеров гробницы вельмож. Рис. 5.

Подделка документов каралась отсечением руки. Лишение чести считалось одним из тяжелых и позорных наказаний. Оно применялось за дезертирство из армии, неподчинение начальнику. Уголовное наказание грозило тому, кто давал в залог мумию своего предка.

Процессвелся одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны (частное производство). В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство носило письменный характер.

 

Глава 3. Древняя Вавилония. Вавилонское царство

Общественный строй. Низший общественный слой в Древнем Вавилоне составляли рабы- - вар­дум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и став­шие бесправными свободные.

Рабы подразделялись на:

· царских;

· храмовых;

· частновладельческих.

Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Рабы не обладали правосубъектностью и рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной соб­ственности хозяина; рабов могли продать, заложить, сдать в аренду и т. д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждени­ем имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Рабы не имели права собственности: с разрешения господина они мог­ли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности гос­подина и переходило к нему после смерти раба.

Всёсвободное населениеДревнего Вавилона делилось на:

· полноправных (авилум);

· неполноправных (мушкенум).

Основную массу населения составляли полноправные свободные гражда­не - авилум. Они обладали полной правосубъектностью: могли владеть землей, несли имущественные и личные повинности и т.п. Полноправные граждане отнюдь не были однородным сословием. Отдельные зажиточные общинники со временем становились более самостоятельными, а на­ряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долго­вую кабалу.

Таблица 2.

Другую часть населения составляли жители покоренных городов и обла­стей, не являвшиеся членами древневавилонской общины - мушкенумы, вынужденные арендовать землю у храма, государства либо авилума. Но это не означало, что мушкенум не мог обладать имуществом. В его хозяйстве зачастую были собственные рабы. Распределение земель в Вавилоне показано в табл. 2).

Наряду с сословным делением существовало разделение по профессиональным занятиям:

· первое место занимали придворные служащие - - царские телохранители и высшее жречество;

· далее следовали редум, баирум, декум, лубуттум - - различного рода военнослужащие;

· в соответствии с государственным значением религии и храмов почетное положение среди профессий занимали храмовые служители;

· высокое положение в обществе занимало чиновничество;

· низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.

Государственный строй. По своему государственному строю Древневавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власти находились в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника.

Царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилегированное положение, - - Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм уп­равления - - все управление было сосредоточено в царском дворце, лич­ное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому уме­лыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение ими родовой знати. Особо ценились писцы.

Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, уп­равлявшие царским хозяйством, также занимали и высшие должности в госу­дарстве. К высшим сановникам государства относились: визирь, дворецкий, на­чальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществляв­шие административную, финансовую и судебную власть (сх. 4.).

 

Схема 4.

 

В вавилонском государстве до правления Хаммурапи ведущее место в осу­ществлении правосудияпринадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебных органоввыступали советы храмов, общинные собра­ния или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В об­щинах коллегиальные судысостояли из членов совета старейшин; руко­водство ими осуществляли рабианумы.

Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномо­чий общин и храмов. При Хаммурапи во всех больших городах были вве­дены царские суды, рассматривающие в основном дела царских людей. Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция - - он имел право помило­вания в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии (сх. 5).

 

Схема 5.

 

В нововавилонском обществе в храмовые советы, осуществлявшие су­дебные функции, включались представители народных собраний горо­дов, на территории которых находились храмы.

В Вавилонии имелась регулярная армия.

Во время крупных военных походов созывалось общинное ополчение. При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин получал надел царской земли, который обеспечи­вал его и его семью, причем воинский надел полностью исключался из имущественного оборота, все сделки относительно земли воина считались ничтожными. Если воин бросал свой надел ради избавления от службы, то он не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанно­стям.

В целях укрепления боеспособности и дисциплины в армии Законы Хам­мурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушавших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, использовавших в своих целях имущество солдат ("илку") или отдававших это имущество внаем.

Законы Хаммурапи. Первая компиляция законов Вавилонии, предположительно относившаяся к началу прав­ления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Знаменитый и уникальный в своем роде свод норм рабовладельческого права был составлен по указанию и, возможно, с участием самого Хам­мурапи. Его обнаружили французские археологи в 1901 г. Черный базальтовый столб, на котором высечены законы, сохра­нил изображение Хаммурапи.

Завитая борода, тяжелые веки, густые брови, под ними глубокая тень. Лицо усталое... В молитвенной позе Хаммурапи вручает свои законы Шамашу - - богу Солнца и Правосудия (рис. 6).

По мнению ученых, Законник подвел итоги деятельности правителя.Законы написаны на живом разговорном вавилонско-аккадском языке. Формулировки закона четкие, ясные, К тому времени язык древних шумеров вышел из употребления, его мало кто знал, кроме жрецов и писателей. Им пользовались, как в средние века латинским - - официаль­ным языком католического духовенства.

Верхняя часть столба Хаммурапи Рис. 6.

Законник отражает многовековой итог юридической мысли и прак­тики, в нем заметно влияние древних законов Шумера и Аккада. Он со­стоит из трех частей: введения, перечня статей и заключения. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия. В ту эпоху эти термины, вероятно, обозначали законность и правопорядок.

Известные нам Законы Хам­мурапи были созданы предположительно в конце этого правления (табл. 3).

Сборник законов был выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, сто­ящего перед богом Солнца Шамашем - - покровителем суда. Изложение законов произведено в казуистической фор­ме: тексты не содержат общих принципов, практически не имеют религиозного и морализирующего элементов.

Таблица 3.

Ученые выделили в своде законов 282 параграфа
Преступления За убийство, кражу, грабеж, укрывательство беглого раба - - смертная казнь. За членовредительство – по обычаю талиона «око за око». Люди несли материальную ответственность за нерадивую работу (воз­мещение убытков)
Положение подданных Рабы рассматриваются как объект правоотношений – вещь, которую можно продать и купить. Защита свободных вавилонян от обращения в рабство (например, если человек не может вернуть долг, он отдает в долговую кабалу свою жену, сына или дочь, но не более чем на три года)
Отношения между людьми Устанавливаются правила заключения брака, усыновле­ния, основания для развода, порядок наследования имущества. Оговариваются размеры платы за услуги (лекарю, плотнику). Определяются условия получения во временное пользование дома, поля, сада, животных

 

Текст сборника состоит из трех частей:

· введения, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему цар­ство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также пере­числяет благодеяния, которые были им оказаны городам своего госу­дарства;

· 282 статей законов;

· обширного заключения.

Источниками при составлении сборника послужили:

· обычное право;

· шумерские судебники;

· нововавилонское законодательство.