Проблема периодизации истории

Множество существующих описаний исторического процесса развития общества можно свести к двум основным моделям истории.

1. Линейная (стадиальная) модельсчитает, что всё человечество имеет единую историческую судьбу и проходит определённые стадии развития, причём, по восходящей линии. В рамках этой модели известность приобрела формационная теория истории К.Маркса. Согласно Марксу, история общества представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций – обществ, взятых в единстве всех его сторон и основанных на определённых способах материального производства. Маркс выделил пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Переход от одной формации к другой осуществляется революционным путём, каждая последующая формация считается более прогрессивной, чем предыдущая. Высшей стадией развития человечества должен стать коммунизм.

Современным вариантом линейной (стадиальной) модели истории является, например, теория постиндустриального общества Даниэла Бэлла (р.1919). Он выделяет три стадии развития человечества:

1. Традиционная (доиндустриальная) стадия. В экономике преобладает аграрный уклад, низкие темпы развития производительных сил, низкая социальная мобильность, господство традиций в культуре, низкий уровень свободы личности и т.д.

2. Индустриальная стадия (началась с промышленной революцией конца 18-начала 19 вв.). Обществу присущи высокий уровень развития производительных сил, установка на новизну, высокий уровень социальной мобильности и свободы личности.

3. Постиндустриальная стадия (началась со второй половины 20 в.). В экономике ведущую роль играет сфера услуг, резко возрастает значимость интеллектуального труда, создаются новые интеллектуальные технологии.

Линейная модель даёт наиболее общее представление о развитии общества в целом, но игнорирует специфические особенности конкретных обществ, история которых может не вписываться в установленные схемы. Этот недостаток устраняется нелинейной моделью истории.

2. Нелинейная (циклическая) модельотрицает идею прямолинейного культурного прогресса человечества и представляет историю как постоянный повтор одних и тех же циклов развития. Примером такого подхода к периодизации истории является теория локальных цивилизаций Арнольда Тойнби(1889-1975). Тойнби отказывается от взгляда на человечество как единое целое, имеющее общую судьбу, и считает, что оно состоит из разрозненных локальных цивилизаций. Локальная цивилизация – это общество, сложившееся на основе отдельного народа или региона планеты и обладающее своей специфической культурой (китайская, индийская, русская, западноевропейская и другие цивилизации). Каждая локальная цивилизация хотя и является уникальной, но проходит один и тот же цикл развития: возникновение – расцвет – закат – гибель. Эту точку зрения на историю общества разделял и Л.Н.Гумилёв.