Четыре модели связей с общественностью.
Долгое осмысление содержания деятельности по связям с общественностью препятствовало какой-либо осмысленной классификации практики PR. Первую попытку предпринял Дж. Грюнинг (1976) вместе с Хантом (1984). Они предложил четыре модели деятельности пиарменов, описывающих набор ценностей и шаблон поведения специалистов-практиков и, с определенными оговорками, заявили, что деятельность той или иной пиар-структуры может более или менее соответствовать одной из них. В основе отличий лежат две переменные: направление прилагаемых коммуникативных усилий (просто что-то провозгласить в жанре монолога или вызвать аудиторию на диалог) и намерение коммуникатора (чего хочет добиться организация).[177]
1. Модель пресс-посредничества, наиболее широко применяемая в практике, делает особый упор на организации связи со СМИ (media relations), с помощью которых работодатель / клиент специалиста по PR добиваются публичности, гласности.
2. Модель общественного информирования / общественной информации, которой Грюнинг предрек самое широкое практическое распространение, на деле оказалась самой редкой в бизнес-среде, но самой популярной в государственном секторе (а именно в сфере государственного и муниципального управления). Эта модель предполагает одностороннюю коммуникацию, но распространение важной информации. И действительно, в задачи государственных пресс-службы часто входит не только популяризация тех или иных чиновников, но и информирование населения о важных законах, государственных программах и т.п., которые имеют важное политическое, экономическое и социальное значение.
3. Модель двусторонней асимметрии предполагает коммуникацию, при которой организация остается неизменной, но при этом пытается изменить общественность, ее мнение.
4. Модель двусторонней симметрии - это, по Грюнингу, наиболее оптимальная модель, которая помогает скорректировать взаимоотношение между организацией и общественностью. Она предполагает диалог и отражает лучший способ осуществления паблик рилейшнз. Однако данная модель в целом является «нормативной», то есть описывающей идеальное представление о том, как должны организовываться связи с общественностью и не описывает реальную практику. Хотя сегодня можно говорит о применении подобной схеме при использовании PR как инструмента стратегического управления: чтобы избежать конфликта интересов с той или иной группой общественности, необходимо знать о ее мыслях, настроении, интересах и одних научных исследований для этого будет мало. Для этого необходим постоянный контакт.
Модели | ||||
Особенность | Пресс-агентские отношения | Общественное информирование | Двусторонняя асимметрия | Двусторонняя симметрия |
Намерение | Пропаганда | Распространение информации | Научное убеждение | Взаимопонимание |
Характеристика информационного взаимодействия | Одностороннее завершенное, но информация не представляет особой важности | Одностороннее, но информация имеет важное значение | Двусторонний несбалансированный эффект | Двусторонний сбалансированный эффект |
Модель информационного взаимодействия | Источник → текст | Источник → текст ← Обратная связь | ||
Исследования коммуникации | Минимальные, если вообще есть | Минимальные, ограничиваются исследованием готовности аудитории воспринимать информацию | Оценка произведенного эффекта | Оценка произведенного эффекта |
Примеры из практики | Продвижение продукта | Оповещение о важных событиях органами государственного управления, некоммерческими и коммерческими организациями | Бизнес-организации | Бизнес-организации, регулируемые госуларством |
Источник: адаптировано из Китчен Ф. Паблик рилейшнз: принципы и практика: учеб. Пособие для вузов / Пер. с англ. Под ред. Б. Л. Ерёмина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- стр. 12.
В своей книге Филипп Китчен обращает внимание на то, что четыре модели Грюнинга вызвали немало критических замечаний и даже после доработки концепции в 1992 году, ею следует пользоваться осторожно. Главная критика касается того, что при использовании этих моделей может сложиться впечатление о том, что деятельность специалистов по PR, так или иначе, сводится к работе с прессой. Но Китчен и сам подчеркивает, что не вся работа по организации связей с общественностью направлена лишь на медиа рилейшнз. [178]
Организация информационных связей компании с теми или иными группами внутренней или внешней общественности может вообще не включать работу со СМИ. А средства PR использоваться не только для решения тактических задач (паблисити, создание информационных поводов, присутствие в информационном поле), но и для решения стратегических задач (например, организация двусторонней коммуникации с инвесторами или партнерами). Более того, в разных условиях по отношению к разным группам общественности одна и та же организация может использовать как модели симметричной коммуникации, так и асимметричной.