Устных и письменных докладов по археологии и курсовых, бакалаврских и дипломных работ по отечественной и всеобщей истории с использованием археологии

Примерная тематика

Семинар 8. История брянской археологии (2 часа).

Семинар 7. История российской археологии (2 часа).

Семинар 6. Становление и история археологии (2 часа).

Семинар 5. Исторические построения в археологии (2 часа).

1. Археология как составная часть исторической науки.

2. Факты в археологии и их интерпретация.

3. Привлечение этнографических, антропологических, лингвистических и иных данных в археологических исследованиях.

4. Исторические построения в археологии и их достоверность.

Литература:

1. Виноградов В.А. О реконструкции протоязыковых состояний // Системы и уровни языка. — М., 1969.

2. Ефимова С.Г. Антропологические материалы из Билярских некрополей // Исследования Великого города. — М., 1976.

3. Захарук Ю.Н. О понятии «факт» в археологической науке // СА, 1977, №4.

4. Историческая антропология. — М., 1979.

5. Историческая география СССР. — М., 1973.

6. Каменецкий И.С., Маршак Б.Н., Шер Я.А. Анализ археологических источников. — М., 1975.

7. Клейн Л.С. Археологические источники. — Л., 1978.

8. Клейн Л.С. Историзм в археологии//Археологические вести. №2. СПб., 1993.

9. Малинова Р., Малина Я. Прыжок в прошлое. — М., 1988.

10. Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологических исследований -М., 1989.

11. Проблемы реконструкции в археологии. — Новосибирск, 1985.

12. Историческая археология. Традиции и перспективы. Памяти А.В. Авдусина. – М. – 1998

13. Малинова Р., Малина Я. Прыжок в прошлое. – М. – 1988

1. Общие тенденции развития зарубежной археологии.

2. Развитие теории и методики науки (Х. Томсен, П. Ворсо, Г. де Мортилье, О. Монтелиус).

3. Археологическое открытие древней Месопотамии. П. Ботта.

4. Античный мир. Крито-микенская цивилизация. Г. Шлиман. А. Эванс.

5. Египет фараонов. Расшифровка древних иероглифов Ж. Шампольоном. Гробница Тутанхомона. Г. Картер.

Литература:

1. Амальрик А.С., Монгайт А.Л. Что такое археология. — М., 1966.

2. Канцельсон И.С. Тутанхомон и сокровища его гробницы. — М., 1979.

3. Керам К. Боги, гробницы, ученые. — СПб., 1994.

4. Керам К. Узкое ущелье и Черная гора. — М., 1962.

5. Кинжалов Р.В. Шесть дней древнего мира. Л., 1989.

6. Кондратов А.М. Загадка сфинкса. — М., 1972.

7. Колобова К.М. Древний город Афины и его памятники. — Л., 1961.

8. Ланитцки Г. Амфоры, затонувшие корабли, затопленные города.- М., 1982.

9. Немировский А.И. Нить Ариадны. — Воронеж, 1989.

10. Верен Э. Библейские холмы. — М.,1986.

11. Штоль Г. Генрих Шлиман. М., — 1991.

1. Зарождение археологии в России.

2. Исследования курганов. А.А. Спицын. В.А.Городцов.

3. Древний Киев. В.В. Хвойко и М.К. Каргер.

4. Древности Юга Древней Руси. Д.Я. Самоквасов.

5. Господин Великий Новгород. А.В.Арциховский.

Литература:

1. Амальрик А.С., Монгайт А.Л. Ук. соч.

2. Крайнов Д.А. К столетию со дня рождения В.А.Городцова // СА. 1960. №1.

3. Очерки истории русской и советской археологии. — М., 1991.

4. Пряхин А.Д. Археологи уходящего века. — Воронеж, 1991.

5. Формозов А.А. Русские археологи до и после революции. М., 1995.

6. Щавелев С.П. Историк русской земли. Жизнь и т

руды Д.Я.Самоквасова. — Курск, 1998.

7. Колчин Б.А., Янин В.Л. Археологии Новгорода 50 лет//Новгородский сборник. — М., 1982.

8. Мезенцева Г. Дослiдники археологii Украiни. Чернiгiв, 1997

1. История археологического изучения Брянской земли. А.Г. Пупарев, С.А. Чуев, П.С. Ткачевский.

2. Стоянки первобытного человека. В.А.Городцов. М.В. Воеводский. К.М. Поликарпович. Ф.М. Заверняев.

3. Поселения раннего железного века и Древней Руси. Д.Я. Самоквасов. Б.А. Рыбаков. Ф.М. Заверняев. В.А. Падин.

4. Курганные могильники. Д.Я. Самоквасов. П.М. Еременко. В.А. Падин.

5. Работы археологических экспедиций БГПИ — БГПУ — БГУ.

Литература:

1. Алексеев В.П. Слово о Федоре Михайловиче Заверняеве // Деснинские древности. — Брянск, 1995.

2. Археологическая карта России: Брянская область /А.В. Кашкин. -М., 1993.

3. Гришин Л.И. Археологические исследования М.Поликарповича на Брянщине // Деснинские древности. — Брянск, 2002.

4. Краснощекова С.Д. Археологические исследования в Брянском уезде Орловской губернии в конце ХIХ — начале ХХ вв.// Деснинские древности. — Брянск, 2004.

5. Миненко В.В., Поляков Г.П. Археология на историческом факультете //Русский сборник. — Брянск, 2002.

6. Рыбаков Б.А. Стольный город Чернигов и удельный город Вщиж // По следам древних культур / Древняя Русь. — М., 1953.

7. Шинаков Е.А. Средневековые города Брянщины: современный этап изучения // Из истории Брянского края. – Брянск – 1995

8. Чубур А.А. Михаил Вацлович Воеводский: страницы биографии (к 100-летию со дня рождения). — Брянск, 2003.

 


IV. Письменный доклад (спецвопрос)

 

Наиболее важной и, во многом, итоговой формой работы студентов на семинарах, занимающей значительную часть их времени, является индивидуальная подготовка письменных докладов по одному из вопросов археологии, основанного на самостоятельной работе с источниками и литературой. Написание спецвопроса не является обязательной, но, вне сомнения, весьма желательной формой работы студентов на семинаре, особенно для тех из них, кто не успел выступить с устным докладом.

В ходе работы над докладами студенты должны ознакомиться с различными формами составления конспектов, заметок, выписок из литературы и источников, научиться правильно оформлять сноски, составлять списки использованной литературы и источников.

Письменный доклад студента – это школа овладения методикой и навыками работы с источниками и литературой, применения общих методологических положений к конкретным вопросам проблемы, приобретения умения научно, логично обосновывать свои выводы. Доклад студента показывает, насколько успешно он прошёл эту школу, умеет ли излагать свои мысли, оформлять результаты своей самостоятельной работы. Письменный доклад студента может послужить основой его будущей курсовой, бакалаврской, дипломной работы.

По своему содержанию спецвопрос – это краткое изложение в письменном виде результатов изучения какой-либо проблемы. Он, как правило, состоит из трёх частей: введения, основной части и заключения. Во введении обосновывается актуальность выбранной для него темы, отражается её связь с современностью, раскрывается история вопроса, различные точки зрения на проблему, даётся обзор используемой литературы.

Основная часть является главной в структуре письменного доклада. По объёму она составляет две трети его содержания и представляет собой, как правило, краткий обзор имеющихся в различных источниках точек зрения, их оценку. В докладе должна быть высказана и точка зрения на проблему самого автора доклада: она может совпадать с точкой зрения какого-либо из исследователей, либо быть совершенно самостоятельной.

В заключении формулируются общие выводы, отмечается, какие аспекты проблемы в настоящее время представляют интерес для науки и практики, намечается дальнейшая работа по теме. Объём спецвопроса должен равняться 25-30 стр. рукописного текста формата А-4. Оформление его включает: правильное оформление титульного листа (надзаголовочные данные; заголовок – фамилия, инициал имени (без отчества), а также номер группы и курса, где обучается студент; заглавие (название темы спецвопроса (слова «тема» или «на тему» не пишутся); подзаголовочные данные (вид работы); сведения об ответственности (фамилия лица, имеющего отношение к подготовке доклада, т.е. руководителя, с указанием его учёной степени и учёного звания); выходные данные (название города и год написания работы, при этом ни слово «год», ни буква «г» не пишутся). Для оформления спецвопроса необходимо, чтобы он имел приличный внешний вид, чтобы в нём присутствовало оформление ссылок на цитируемый материал, был составлен список используемой литературы и желательно использование иллюстративного материала. В целом, хороший письменный доклад должен носить самостоятельный исследовательский характер с использованием опубликованных и неопубликованных источников.

 

 

1. Исторические возможности археологии и её недостатки.

2. Археологическая культура и её взаимодействие с этносом и языком.

3. Происхождение человека.

4. Происхождение искусства по археологическим данным.

5. Происхождение земледелия.

6. Происхождение скотоводства.

7. История горного дела и выплавки металлов.

8. История лепного горшка и гончарства.

9. История погребальных сооружений (в каменном и бронзовом веке, раннем железном веке и в Древней Руси).

10. История оборонительных сооружений.

11. История колесного транспорта.

12. История водного транспорта.

13. История собаководства.

14. Возникновение коневодства и история конского снаряже- ния.

15. История жилищ и домостроительства.

16. Материалы для письма и история распространения письменности.

17. Городская цивилизация по археологическим данным.

18. Возникновение специализированных домашних промыслов и ремесла.

19. История охоты (в каменном, бронзовом, раннем железном веках и в Древней Руси).

20. История рыболовства.

21. История бортничества.

22. История оружия (ударного, холодного, ручного метательного и т.д., а также защитного доспеха и снаряжения всадника и коня).

23. История женских украшений.

24. История головного убора.

25. История обуви.

26. История одежды (зимней, летней, мужской, женской).

27. История денежного обращения (по археологическим данным).

28. История торговли (по данным археологии).

29. История христианства (по археологическим материалам).

30. История археологических исследований.