III. Семинарские занятия
Рекомендуемая литература.
1. Кухаренко Ю.В. Археология Польши. – М. – 1969
2. Смирнов А.П. Волжская Булгария. – М. – 1951
3. Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. – Л. – 1985
4. Славяне и скандинавы. – М. – 1986
5. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. – М. – 1987
6. Третьяков Б.Н. Финно-угры, балты и славяне. – М. – 1966
7. Федоров-Давыдов Г.А. Культура и общественный быт золотоордынских городов. – М. – 1964
8. Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. – М. – 1966
9. Плетнева С.А. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях // МИА. №62. – М. – 1958
10. Плетнева С.А. Древности черных клобуков // САИ. Вып. Е1-19. – М. – 1973
11. Мажатов Н.А. Курганы Южного Урала VIII-XII вв. – М. – 1981
12. Андрощук Ф.О. Нормани i слов`яни у Подесеннi. – Киiв – 1999
13. Кулаков В.И. Пруссы (V-XIII вв.) – М. – 1994
14. Макаров А.Н. Колонизация северных окраин Древней Руси в XI-XIII веках. – М. – 1997
15. Поволжье в средние века. – М. - 1970
Семинарские занятия должны способствовать лучшему усвоению студентами программного материала. Их тематика, как правило, не совпадает с тематикой лекций и дополняет их.
Основная цель семинара – введение в археологическое источниковедение с выходом к историко-культурной тематике и написанию письменного доклада (спецвопроса) и курсовой работы, а возможно и выпускной по отечественной, либо по всеобщей истории со значительным объёмом археологического материала. При этом предоставляется максимум самостоятельности, чтобы студент мог проявить свои способности к научному творчеству. Одной из задач семинарских занятий является выявление способностей студентов для будущей специализации. Студент выступает с докладом, рассматриваемым как введение в предстоящие письменные работы (спецвопрос и курсовую) и в научно-исследовательскую работу в целом.
Основные задачи семинарских занятий:
1. Выработать у студентов широкий исторический взгляд на общественные явления;
2. Ознакомить с важнейшими историко-культурными открытиями и свершениями (до эпохи средневековья включительно);
3. Научить студентов видеть за вещами и явлениями Человека – творца истории, творца цивилизации;
4. Привить умение оперировать вещественными историческими источниками: описывать и сравнивать предметы, видеть их разнообразие, выяснить генезис предметов, строить их типологические ряды, определять хронологию, выявлять эволюцию орудий труда и других предметов материальной культуры человечества; осознавать различие технологических возможностей на разных ступенях общественного развития;
5. Научить составлять библиографию;
6. Научить обсуждать доклады, вести дискуссию;
7. Заложить основы научной интуиции.
Важнейшей формой проведения семинарских занятий по археологии является заслушивание и обсуждение устных докладов студентов. Тематика докладов определяется преподавателем либо выбирается студентами самостоятельно, но она должна быть непременно посвящена археологии, её теории и практике, а также конкретным археологическим культурам, коллекциям, музейным экспозициям или конкретным находкам.
Доклад должен представлять устное изложение, а не чтение письменного текста. Студент может располагать планом, тезисами, цитатами, цифрами и датами, зафиксированными в письменной форме.
Для изложения доклада студенту предоставляется 10-12 минут. Вместе с тем, учитывая особенности структуры, содержания и значимости отдельных докладов, в виде исключения разрешается чтение доклада (полностью или наиболее важных частей).
Для обсуждения докладов выделяются из числа студентов конкретной группы рецензенты, оппоненты и аналитики. При анализе и оценке доклада они должны учитывать следующие факторы:
1) полноту и глубину раскрытия темы, правильность определения круга вопросов, полноту использования источников и литературы, степень аргументации выводов и основных положений доклада;
2) логичность обоснования структуры доклада, использование докладчиком собранного материала путём обобщения, анализа или изложения, цитат и иллюстраций;
3) степень самостоятельности студента в отношении использованной литературы (особое внимание студентам следует обратить на оставшиеся у них в наследство от школы недостатки – элементы компилятивности, изложение в докладах чужих мыслей по теме при отсутствии своих);
4) глубину понимания докладчиком и студентами группы отдельных вопросов темы, которой посвящён доклад;
5) достоинства и недостатки устной речи докладчика (как и аналитика, выступавшего по докладу): чёткость, стиль, доходчивость, манеру;
6) общую оценку доклада (для аналитика) и отдельных выступлений по нему, сравнение с предыдущими;
7) умения и навыки докладчика отстаивать свои взгляды и аргументировать их в последующей за докладом дискуссии.
Семинар 1. Археология как наука (2 часа)
Поскольку первое занятие носит вводный характер, в начале семинара преподаватель должен ознакомить студентов с программой курса, основной и дополнительной литературой и её местонахождением, периодикой и учреждениями, где хранятся археологические коллекции. Следует объяснить студентам основ методики их работы на лекциях, семинарских занятиях, при самостоятельной подготовке докладов, поиска нужной литературы в библиотеках и освоения понятийного аппарата. Излагаются требования, предъявляемые к письменным работам (спецвопросам, курсовым). Далее начинается рассмотрение вопросов собственно по теме семинарского занятия.
1. Определение и углубленное содержание понятия «археология».
2. Особенности научного познания и археологического в частности.
3. Субъект, объект и предмет археологии.
4. Понятие археологических памятников и археологических источников.
5. Хронологические рамки археологических исследований.
Литература:
Авдусин Д.А. Основы археологии. — М.,1989.
Амальрик А.С., Монгайт А.Л. Что такое археология. — М., 1966.
Брейд У., Трамп Д. Археологический словарь. –М.- 1990
Генинг В.Ф. Объект и предмет науки в археологии. — Киев, 1983.
Клейн Л.С. Археологические источники. — Л., 1978.
Кругликова И.Т. Античная археология. Учебное пособие для вузов. –М. 1984.
Мартынов А.И. Археология СССР. — М., 1982.
Матюшин Г.Н. Археологический словарь. — М., 1996.
Предмет и объект археологии и вопросы методики археологического исследования. — Л., 1975.