Дружинные лагеря
Рекомендуемая литература
1. Горюнов Е.А. Ранние этапы истории славян Днепровского Левобережья. – Л. – 1981
2. Григорьев А.В. Северская земля в VIII- начале XI века по археологическим данным. – Тула – 2000
3. Заверняев Ф.М. Почепское селище // Новые данные о зарубинецкой культуре в Поднепровье. МИА. Вып.160. – М., 1969
4. Кухаренко Ю.В. Зарубинецкая культура. –М. – 1970
5. Ляпушкин И.И. Городище Новотроицкое // МИА. №74. – М.-Л. – 1978
6. Ляпушкин И.И. Длинные курганы кривичей // САИ. Вып. Е1-8. – М. – 1974
7. Раннесредневековые восточнославянские древности // Третьяков П.Н.– М.–1974
8. Розенфельдт И.Г. Древности западной части Волго-Окского междуречья в VI-IX вв. – М. – 1982
9. Русанова И.П. Славянские древности VI-VII вв. –М.-1976
10. Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян. – М. – 1993
11. Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. – М. – 1982
12. Седов В.В. Новгородские сопки // САИ. Вып. Е1-8. – М. – 1970
13. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. – М. – 1979
14. Седов В.В. Славяне и раннее средневековье. – М. – 1995
15. Славяне и их соседи в конце I тыс. до н.э. – первой половине I тыс. н.э. // Русанова И.П., Симонович Э.А. – М. – 1993
16. Славяне. Этногенез и этническая история. – Л. – 1989
17. Тимощук Б.А. Восточные славяне: от общины к городам. – М. – 1995
18. Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне. – М. – 1966
19. Шинаков Е.А. Племена Брянщины в эпоху образования Древнерусского государства // Страницы прошлого Брянского края. – Брянск – 1998
20. Шмидт Е.А. Верхнее Поднепровье и Подвинье в III-VII вв. н.э. – Смоленск, 2003
21. Щукин М.Б. Щукин М.Б. Рождение славян // Стратум: структуры и катастрофы. Сборник символической индоевропейской истории. – СПб, 1997.
22. Щукин М.Б. Готский путь. – СПб, 2005.
Тема 13. Археология Древней Руси
(домонгольский период – конец IХ–XIII вв.)
Итак, в конце I тыс. н. э. на севере Восточной Европы существовало 4 главных восточнославянских культуры, между которыми, небольшими островками, располагались балты, севернее их — финские племена: чудь, весь, мурома, мещера. У последних господствовал обряд трупоположения, в погребения женщин клали много металлических украшений, голову ориентировали на юг и на север, иногда на восток.
В конце IX в. на узловых пунктах крупных торговых путей и поблизости от межплеменных центров, появляется новый вид поселений, обладавших своей, отличной от окружающих племен культурой. Эти центры разбросаны по всей Восточной Европе, от Старой Ладоги до Киева (Ладога, Киев, Гнездово под Смоленском, Изборск, Рюриково городище под Новгородом, Тимирево под Яpoславлем, Сарское городище под Ростовом Великим, Шестовицы под Черниговом, Полоцк, Левенка под Стародубом, Кветунь под Трубчевском, Белоозеро). Они охватили все международные торговые пути - «из варяг в греки», «волжский путь». Эти центры полиэтничны, имеют свою собственную синкретичную культуру и не являются центрами племенных союзов. Для их определения существует термин «вик» - торговый пункт, предшественник города. В виках обнаружено много импортных вещей и кладов серебряных монет. В "дружинных лагерях" найдено большое количество оружия из разных стран. Подобные лагеря характеризуют эпоху образования государств, когда князья концентрировали здесь воинские контингенты для последующего захвата территорий племенных союзов. Среди них Шестовицы — лагерь, где в некрополе обнаружены только мужские захоронения, Гнездово — пункт сбора дани и контроля над покоренными территориями, Левенка - становищe, пункт на пути полюдья, где останавливался князь один раз в году и погост — пограничный пункт по контролю за соседними племенами.