II. Конспект лекционного курса

Справочная и научная литература

I. Введение

ISВN

Музеология и охрана объектов культурного

Для студентов специальностей «История» и

А.А. Чубур

Кафедра отечественной истории древности и средневековья

Факультет истории и международных отношений

Имени академика И.Г. Петровского

Брянский Государственный университет

Министерство образования и науки РФ

Е.А. Шинаков, Г.П. Поляков,

Основы

Восточноевропейской археологии

 

Учебно-методическое пособие

и природного наследия»

 

Брянск – 2010


ББК63.4.

 

Шинаков Е.А., Поляков Г.П., Чубур А.А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, РИО БГУ, 2010 -128 с.

В пособии даётся общее представление о науке археологии с упором на территорию Восточной Европы в форме сжатого конспекта лекций – систематического изложения её различных аспектов в хронологической последовательности, а также необходимых методических рекомендаций и материалов. Пособие подготовлено в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования и может быть рекомендовано как дополнительное пособие для подготовки студентов дневного и заочного отделений факультета истории и международных отношений БГУ

Рецензенты:

А.М. Дубровский – д.и.н., профессор (Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского).

С.В. Чернышов – к.и.н., профессор РАЕ (Московский психолого-социальный институт)

Р.В. Новожеев – к.и.н., профессор РАЕ (Брянская государственная сельскохозяйственная академия)

 

 

.

 

 

.

 

 


 

Основная задача археологии как учебной дисциплины значительно шире и глубже, чем простое усвоение названий культур и памятников. На прочном фундаменте фактов она призвана формировать исторические знания и историческое мышление будущего специалиста. На широком фоне археология подчёркивает единство всего человечества, единство основ человеческой цивилизации и культуры. Археология очень быстро накапливает новые данные, новые источники, обогащается и вместе с тем меняет свои взгляды, развивается. И это развитие происходит так быстро, что многие сведения, казавшиеся стройными и незыблемыми, устаревают, появляются новые концепции, обосновываются новые культуры. Поэтому специалисту-историку следует постоянно пополнять свои знания в области археологии, совершенствовать их, сочетать местный археологический материал с общим, раскрывая возможности археологии в создании исторических реконструкций.

Отличие «Основ археологии», от большинства других исторических дисциплин состоит в том, что он лишь вводит студентов в эту науку, в её методы и проблемы.

Авторы стремились дать хронологически полную картину последовательной смены археологических культур, в основном на территории Восточной Европы, типологию и методы изучения материальных остатков жизни людей и, соответственно, формирования этнокультурных миров этого региона от эпохи палеолита до средневековья. В пособии изложение выходит за пределы данной территории лишь изредка, когда необходимо показать единство и связи с мировыми цивилизациями и когда какая-либо проблема не может быть решена только на материалах данного региона. В том случае, когда среди исследователей нет единства во взглядах на ту или иную проблему, мы старались изложить научные позиции и гипотезы участников дискуссии.

Учебное пособие написано в соответствии с действующим ГОС ВПО для специальностей «История» и «Музеология и охрана культурного и природного наследия». Оно призвано, в какой-то степени, восполнить дефицит учебной литературы, но отнюдь не заменить учебники по археологии. Вследствие этого мы приводим в настоящем издании лишь самый необходимый и минимальный, строго обусловленный спецификой учебного пособия список обязательной литературы. Студенты, интересующиеся отдельными проблемами, могут обратиться к библиографическому указателю археологической литературы.

В пособии отсутствует иллюстративный материал, который в изобилии представлен в учебниках, однако добавлены типологические схемы некоторых артефактов, отсутствующие в существующих учебниках.

При составлении пособия были использованы как новые недавно опубликованные материалы археологических исследований, так и не опубликованные оригинальные, полученные авторами в ходе полевых работ.

Пособие состоит из конспекта лекций – достаточно лаконичного изложения учебного материала, методических рекомендаций и кратких планов семинарских занятий, а также необходимых материалов для самостоятельной работы студентов по предмету. Материал курса лекций необходим для подготовки к зачётам и экзаменам. Студенты легче вспомнят материал по тексту данного конспекта. Кроме того, конспект послужит основой самостоятельной работы студентов в вузе и для самообразования после его окончания. К каждой теме дан список рекомендуемой литературы.

Список литературы является примерным, кроме него для зачётного конспектирования, подготовки докладов, спецвопросов и квалификационных работ можно использовать литературу, рекомендованную к семинарским занятиям. Поощряется самостоятельный тематико – библиографический поиск в Интернете, фондах библиотек факультета, университета, областной научной библиотеки, областного краеведческого музея. Рекомендуется создавать тематические подборки статей из сборников и периодических изданий: Советская (Российская) археология (СА и РА), Краткие сообщения Института археологии (истории материальной культуры) АН СССР (РАН) (КСИА и КСИИМК), Археологические открытия АН СССР (РА) (АО). Допустимо под контролем преподавателя и использование научно-популярных журналов типа «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Вокруг света», «Знание – сила», «Родина» и др.

Для подготовки квалификационных работ обязательно использование, помимо литературы, неопубликованных источников, хранящихся (в Брянске) в областном краеведческом музее и в этнолого-археологической лаборатории БГУ в виде коллекций находок, чертежей, зарисовок вещей и текстовых отчётов о работах археологической экспедиции БГПИ-БГУ и отрядов, а также других научно-исследовательских учреждений области.

Методические рекомендации и материалы призваны помочь студентам-историкам в изучении сложных экономических, социальных, культурных и этнических процессов, происходивших на территории Восточной Европы в древности и в средневековье.

Главная цель пособия – снивелировать разрыв в объеме подлежащего восприятию материала, сложности и недифференцированности по степени важности материала учебников малым числом аудиторных занятий, акцентируя внимание студентов на наиболее важных, с учетом региональной специфики, темах.

Авторы благодарят всех коллег, помогавших советами и рекомендациями при написании данного пособия.

 

Основная рекомендуемая учебная,

1. Авдусин Д.А. Основы археологии. Учебник для вузов.–М.– 1989;

2. Он же. Археология СССР. –М.– 1967

3. Он же. Полевая археология СССР. Учебное пособие для университетов.–М.– 1980

4. Амальрик А.С., Монгайт А.Л. Что такое археология? – М. - 1966

5. Артеменко Н.Н. Племена Верхнего и Среднего Поднепровья в эпоху бронзы. –М.- 1967

6. Археология Украинской ССР. Тт.1-3. – Киев- 1971-75

7. Арциховский А.В. Основы археологии. –М.- 1955

8. Арциховский А.В. Археология // Очерки истории исторической науки в СССР. Т.3 –М.- 1963

9. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. Л. 1980

10. Брейд У., Трамп Д. Археологический словарь. –М.-1990

11. Блаватский В.Д. Античная археология Северного Причерноморья. –М.- 1961

12. Блаватский В.Д. Античная полевая археология. – М.- 1967

13. Брашинский И.Г. Сокровища скифских царей. –М.- 1979

14. Гайдукевич В.Ф. Боспорские города. –Л.- 1981

15. Гарден Ж.К. Теоретическая археология. –М.- 1985

16. Граков Б.Н. Скифы. –М.- 1971

17. Граков Б.Н. Ранний железный век. –М.- 1976

18. Граков Б.Н Дьяковская культура. –М.- 1974

19. Деревянко А.П. Ожившие древности: Рассказы археолога. – М. – 1986

20. Заверняев Ф.М. Хотылевское нижнепалеолитическое местонахождение. Л. 1978

21. Загорульский В.М. Археология Белорусии. –Минск- 1963

22. Каменецкий Н.С., Маршак Б.Н., Шер Я.А. Анализ археологических источников. –М.- 1975

23. Краснов Ю.А. Раннее земледелие и животноводство в лесной полосе Восточной Европы. –М.- 1971

24. Кругликова И.Т. Античная археология. Учебное пособие для вузов. –М.- 1984

25. Кухаренко Ю.В. Зарубинецкая культура. –М.- 1970

26. Ланитцки Г. Амфоры, хзатонувшие корабли, затопленные города. (Очерки о подводной археологии). – М. – 1982

27. Мартынов А.И. Археология. – М. - 1996

28. Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века. –М.- 1974

29. Окладников А.П. Утро искусства. –Л.- 1967

30. Очерки истории древней технологии. –М.- 1975

31. Палеолит СССР (Археология СССР). – М. - 1984

32. Плетнёва С.А. Салтово-Маяцкая культура. –М.- 1971

33. Поликарпович К.М. Палеолит Верхнего Поднепровья. – Минск. – 1968

34. Ранов В.А. Древнейшие страницы истории человечества. – М. - 1988

35. Рындина Н.В. Древнейшее металлообрабатывающее производство Восточной Европы. –М.- 1971

36. Русанова И.П. Славянские древности VI-VII вв. –М.-1976

37. Семенов С.А. Первобытная техника. –М.-Л.- 1957

38. Семенов С.А. Происхождение земледелия. –Л.- 1974

39. Смирнов А.П. Волжская Булгария. – М. – 1951

40. Смирнов К.Ф. Савроматы. –М.- 1964

41. Столяр А.Д. По «бесовым следам». – Л. - 1968

42. Теория и методы археологических исследований. –Киев- 1982

43. Уемов А.Н. Вещи, свойства и отношения. –М.- 1963

44. Хазанов А.М. Очерки военного дела сарматов. –М.- 1975

45. Цветаева Г.А. Боспор и Рим. – М. – 1979

46. Чайлд Г. У истоков европейской цивилизации. – М. - 1952

47. Чёрных Е.Н. История древнейшей металлургии Восточной Европы. МИА.№132. –М.- 1966

48. Янин В.Л. Я послал тебе бересту. 2-е изд. – М. – 1978


Тема 1. Предмет, понятие и методы

археологии