Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Эдмунд Бёрк и Жозеф де Местр.
На рубеже XVIII-XIX вв. формируется новое направление общественной мысли - консерватизм. У его истоков стояли:
- английский философ и политик Эдмунд Бёрк;
- французский философ Жозеф де Местр.
Консерватизм стал своеобразной реакцией на идеологию Просвещения и Французскую революцию.
1. Выступали против революционных изменений,
2. в основе органической целостности общества лежит традиция, разрушение традиционных начал ведет к гибели общества.
3. Если просветители верили в возможность переустройства мира на основе разума, то консерваторы, защищая порядок и традицию, делали ставку на религиозные чувства и веру.
Оппозицию либерализму и идее народного суверенитета составила политико-правовая теория Гегеля.
Восторженное отношение к Французской революции и Наполеону к концу жизни сменилось на критику демократии и защиту прусского полицейского государства, которое казалось ему реализацией политической разумности.
Он поставил государство выше общества и личности. Личность приобретает свободу, выполняя свой долг перед государством. Само государство вправе защищать себя от людей, чьи убеждения нарушают общественный порядок.
Вместе с тем Гегель внес большой вклад в развитие последующей философской и политической мысли, создав теорию диалектики и обосновав идею закономерного хода истории.
Представляют интерес и взгляды Гегеля на гражданское общество. Сторонники теории общественного договора фактически отождествляли гражданское общество с государством. У Гегеля, хотя гражданское общество взаимосвязано с государством, оно представляет собой иное социальное образование, нежели государство.
В его учении гражданское общество неустойчиво и конфликтно. Противоречивость общества определяется имущественным неравенством людей и наличием в его структуре сословий, преследующих частные интересы. Напротив, государство - это единый организм, так как все его части существуют ради целого.
Соотношение гражданского общества с государством - это соотношение рассудка с разумом. Отсюда следует, что государство призвано доминировать над обществом. Только ограничивая гражданское общество, государство может обеспечить его свободу.