Джеймс Мэдисон-последователь идей Монтескье.

Шарль Луи де Монтескье.

Классический вариант теории разделения властей был создан французским просветителем Шарлем Луи де Монтескье. Он восхищался Римской республикой и конституционной монархией Англии, видя в них воплощение смешанного правления.

Сторонник уравновешенных конституций и разделения властей, он идеализировал форму правления Англии, считая, что в ней сочетаются лучшие черты монархии в исполнительной власти, аристократии в палате лордов как верховном суде и демократии в законодательной власти палаты общин. В подобном разделении полномочий он увидел гарантии против произвола.

Монтескье сформулировал базовые положения доктрины разделения властей (Аним. 10):

1. Каждая ветвь власти отвечает за выполнение определенных функций:

    • законодательная власть принимает законы, обязательные для всех граждан;
    • исполнительная власть ответственна за практическое воплощение законов;
    • судебная власть обеспечивает безопасность граждан и разрешает споры частных лиц.

2.Взаимоконтроль ветвей власти, что позволяет достичь баланса сил.

· Сторонник народовластия, он понимал, что сам народ в силу организационных сложностей не сможет постоянно выполнять функцию контроля над властью, поэтому предположил, что более эффективным будет взаимоконтроль ветвей власти по горизонтали. Монтескье разработал теорию народного представительства, обосновав право каждого гражданина избирать своих представителей в органы власти. Собрание представителей, обладая законодательной властью, выражает народную (общую) волю.

один из "отцов" американской конституции.

Эффективность разделения властей он связал с механизмом сдержек и противовесов, позволяющих устранить угрозу тирании со стороны какого-либо органа: хотя каждая власть имеют определенные полномочия, но ряд из них контролируется другими ветвями власти.

Дополнительным барьером от ошибок и произвола должно было стать, согласно Мэдисону, разделение самой законодательной власти на две палаты.

Идея системы сдержек и противовесов в современном мире воплощена в конституциях современных демократических государств, что обеспечивает стабильность этих политических систем. Так, исполнительная власть может наделяться правом законодательной инициативы: законы могут быть приостановлены правом вето(запрет, полномочия лица в одностороннем порядке заблокировать принятие того или иного решения), в то же время глава исполнительной власти может быть отрешен от должности через процедуру импичмента (отстранение от должности) при соответствующей санкции Конституционного суда и др.

Обращаясь к проблеме форм правления, он разрабатывает концепцию республиканского правления как представительной демократии.

Иммануил Кант -немецкий мыслитель

заложил философскую основу теории правового государства. Государство - это объединение множества людей, подчиняющихся праву. Но и сама власть должна быть ограничена правом, иначе она рискует перерасти в произвол и тиранию.

Идея всеобязательности права в учении Канта соединяется с идеей народного суверенитета, что выразилось в следующей формуле: "Чего народ не может решить относительно самого себя, того и правитель не может решить относительно народа".

В правовом государстве сами граждане в своих действиях руководствуются велениями разума и моральными нормами, т.е. требованиями категорического императива.

дает два определения категорического императива:

    1. "действуй так, как если бы твои действия принимались за образец всеобщего закона поведения";
    2. "всегда относись ко всему человеческому в себе и в других как к самоцели и никогда не относись к нему только как к средству". Иными словами, нельзя использовать другого человека как средства для достижения чужого благополучия.