Программное обеспечение.
Техническое обеспечение.
Техническое обеспечение АСУ - комплекс технических средств, обеспечивающих эффективное функционирование АСУ, и организация эксплуатации КТС.
Техническое обеспечение включает:
- комплекс технических средств, в том числе:
- средства обработки информации (ЭВМ);
- средства передачи информации;
- средства сбора и регистрации данных;
- средства ввода-вывода информации;
- средства подготовки данных;
- запасные инструменты и приборы (ЗИП), инструменты и эксплуатационные материалы;
- средства диагностики работы вычислительных систем и приборы;
- техническую и методическую документацию, в том числе:
- методики выбора технических средств для АСУ;
- методики расчета надежности комплексов технических средств;
- методики определения структуры и штатов подразделений техобслуживания;
- структуру, состав, размещение, взаимосвязь технических средств;
- инструкции, положения и регламент по эксплуатации технических средств;
- техническая документация на технические средства;
- стандарты и ГОСТы.
- персонал по обслуживанию и эксплуатации технических средств, в том числе:
-инженеры-электронщики, техники-электронщики, начальники ЭВМ и т.д.
Техническое обеспечение АСУ может быть представлено различными комплексами:
- комплексы ЭВМ в составе локальной вычислительной сети;
- комплексы разноуровневых ЭВМ (центральная ЭВМ, периферия, ЛВС, каналы связи);
- другие конфигурации средств вычислительной техники.
Существует ряд стандартов (ГОСТов) на технические средства, например, “ГОСТ 25868-91. Оборудование периферийное систем обработки информации. Термины и определения”.
Программное обеспечение - совокупность программ, программных средств для реализации АСУ на базе применения СВТ.
Основные части ПО:
- Системное программное обеспечение (ОС ВС);
- Прикладное программное обеспечение;
- Инструктивно- методические материалы по применению программных средств.
Структура ПО:
- системное ПО (операционная система) состоит из управляющей части, в т.ч.:
- супервизор;
- управление задачами;
- управление данными;
- управление заданиями.
и обрабатывающей части, в т.ч.:
- языки и трансляторы;
- сервисные программы (утилиты);
- средства генерации ОС.
- прикладное ПО, подразделяется на два класса: общего назначения и функционального назначения.
ППП общего назначения реализуют общие функции, к ним можно отнести:
- СУБД,
- ППП математического моделирования,
- ППП обработки и подготовки текстов,
- другие.
ППП функционального назначения реализуют функции управления и типовые алгоритмы обработки данных, например:
- ППП СПУ (сетевое планирование и управление),
- ППП "Учет затрат на производство",
- другие.
- инструктивно-методические материалы, в том числе:
- инструкции, методики, стандарты, ГОСТы на разработку, внедрение, эксплуатацию ПО,
- документация пользователя на программные средства (администратора, программиста, оператора, пользователя),
- документация разработчика ПО для подробного ознакомления с реализацией программ для последующего внесения изменений программы или уточнения алгоритмов работы ПС (в том числе, исходные тексты программ).
Для обеспечения работы ПО необходим обслуживающий персонал: системные и прикладные программисты, администраторы системы.
Основные положения, определения и термины, требования по разработке программного обеспечения изложены в ряде ГОСТ:
- ГОСТ 19781-90. Обеспечение систем обработки информации программное. Термины и определения.
- ГОСТ 28806-90. Качество программных средств. Термины и определения. Введен с 1.01.92.
- ЕСПД (единая система программной документации) - это серия ГОСТов 19. Например, ГОСТ 19.102-77 - стадии разработки, ГОСТ 19.201-78 - Техническое задание. Требование к созданию и оформлению.
- и других.