Информационная культура руководителя как потенциал развития организации

Управленческая работа имеет ряд особенностей, которые выра­жаются в характере самого труда, предмете управления, результатах и применяемых средствах управления.

Задачи, решаемые на управленческом уровне, специфичны тем, что они связаны преимущественно с умственным, творческим харак­тером управленческого труда. Управленческий персонал имеет осо­бый предмет труда — информацию, в результате преобразования ко­торой принимается решение, необходимое для изменения состояния управляемого объекта. По этой причине в качестве орудий труда уп­равленцев выступают, прежде всего, средства работы с информацией.

Для выполнения своих функций административные работники должны иметь специальные знания и обладать определенными каче­ствами. Среди новых требований к деловым качествам руководителей можно назвать следующие:

• умение и навыки пользоваться сложной техникой;

• умение определять стратегию развития информационных систем;

• способность разрабатывать программные продукты для машин­ных носителей информации, что позволяет в управлении своевре­менно обнаруживать и разрешать конфликты;

• умение использовать в рабочем процессе средств интегриро­ванных пакетов программ (например, пакета Microsoft Office);

• навык работы в сети Интернет и возможности использования ее ресурсов в повседневной работе;

• способность быстро ориентироваться при возникновении про­блемных ситуаций;

• умение четко обосновывать принятые решения, своевременно доводить их до исполнителей.

Для достижения результативности в процессе своей деятельности каждый руководитель должен уметь:

• использовать в своей работе информационный подход;

• анализировать информационную обстановку;

• делать информационные системы более эффективными.

Благодаря информационным технологиям руководитель значитель­но увеличивает объемы потребляемой информации, развивает мыш­ление, активизирует познавательную деятельность, развивает художе­ственный вкус. Но с расширением границ своего восприятия, мыш­ления, познания, человек получает и зависимость от информацион­ных технологий.

Техника сама по себе не ведет к однозначно предопределенным социальным последствиям, а гуманистический эффект информатиза­ции зависит от того, в каких социальных условиях она осуществляет­ся, какова социально-экономическая структура общества, создающе­го и эксплуатирующего новую технику и технологии, и какую пози­цию занимает личность в данной структуре.

В информационном обществе определяющим фактором социали­зации становится информационная культура личности.

Очевидно, что у любого творческого руководителя должна быть сформирована информационная культура, позволяющая овладеть ус­тойчивыми навыками применения достижений цивилизации, в том числе навыками воспитания мотивации и навыками применения ин­формационных технологий, под которыми следует понимать систему методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки и выдачи информации.