Типы информационных культур.
Работа с информацией является одним из важнейших инструментов в управлении развитием современной организации.
Определим информационную культуру организации как разделяемые в организации ценности и установки значимости и функционального предназначения информации иинформационных продуктов, влияющие на процессы сбора, организации, обработки, распространения и использования информации, а также последовательный перевод этих ценностей в индивидуальные и групповые действия (поведение) и механизмы для оперирования информацией в разнообразных формах.
Есть три принципиальных причины, в силу которых руководитель сегодня должен заботиться об информационной культуре своей организации.
1.Информационная культура является частью общей организационной культуры организации и требует более пристального внимания, поскольку уже сейчас значимую роль в организационном развитии играет качество доступа к информации и наличие необходимых навыков у персонала использования новых информационных технологий. Все больше организаций понимают необходимость преобразований, ориентированных на свои отрасли и рынки. Чтобы влиять на будущее, нужно представлять себе, на что оно будет похоже, для чегов свою очередь нужно работать с разнообразнейшей деловой, рыночной, политической, технологической и социальной информацией.
2. Информационные технологии делают возможным создание в организациях компьютерных сетей, с помощью которых идет общение между сотрудниками, но важно знать, как люди используют эту информацию. Само по себе создание такой сети со всеми ее рабочими станциями и мультимедийными возможностями не гарантирует того, что информация будет использоваться более разумно и более эффективно.
3. Для разных субкультур в организации информационная культура различна, а это означает различие подходов к процессам осознания, сбора, организации, обработки, распространения и использования информации. Поэтому многие руководители согласятся с тем, что информационная культура важна для выработки стратегии и осуществления перемен, но нет определенности в том, как можно повлиять на использование информации.
Формирование же информационной культуры организации предусматривает развитие у сотрудников:
• личной потребности в усвоении основ информационной культуры;
• умения самостоятельно осуществлять поиск информации;
• умения устранять информационный дефицит;
• способности взаимодействовать с информационной средой;
• умения моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному;
• способности создавать и использовать персональные поисковые системы;
• способности к восприятию и оценке информации;
• умения оценивать информацию в отношении ее полноты, достоверности, солидности источника.
На данный момент в управленческой литературе можно встретить описание четырех типов информационной культуры.
Каждая влияет на способ использования информации — информационное поведение — и отражает приоритеты руководителей организации в использовании информации для достижения успеха или предотвращения провалов.
Функциональная культура. В функциональной культуре информацию используют для влияния на других. Эта культура в наибольшей степени присуща жестко иерархизированным организациям с бюрократической организационной культурой, где информация служит, прежде всего, для управления и контроля.
Характерным для этой культуры информационным поведением является контроль. Здесь этот термин используется не в отрицательном смысле, а как обозначение необходимой для организации деятельности. Многие деловые процессы используются для контроля во всех областях — от бухгалтерского учета до снабжения. Вопрос в том, является ли контроль положительной характеристикой культуры организации или он взращивает негибкость и подозрительность.
Культура взаимодействия. В культуре взаимодействия руководители и специалисты в достаточной степени доверяют друг другу и потому могут обмениваться информацией, важной для совершенствования процессов и роста эффективности. Прямой обмен информацией о возможных срывах и провалах необходим для устранения проблем и адаптации к изменениям. Правда, есть немало организаций, внедряющих программы всеобщего упраатения качеством (Total Quality Management, TQM) и одновременно наказывающих служащих и менеджеров, которые решились заговорить о недостатках и ошибках. Но есть и организации, где такая информация рассматривается как необходимое Условие успеха. Они полагают, что доводя такую информацию до своихслужб и рабочих групп, до потребителей и поставщиков, организация помогает устранению проблем и совершенствованию производства.
Культура исследования. В культуре исследования руководители и сотрудники стремятся к пониманию будущих тенденций и нахождению лучшего способа отразить возможную угрозу. Здесь господствующим информационным поведением является предвидение.
Сегодня во многих компаниях существуют анклавы исследовательской культуры в службах, связанных с обслуживанием клиентов, с исследованиями рынка, с технологическими исследованиями и разработками и со сбором информации. Но для многих отраслей, таких как разработка программного обеспечения, этого недостаточно.
Культура открытости. Здесь служащие и менеджеры открыты для нового понимания природы кризисов и радикальных перемен. Эти организации сознательно отбрасывают старые подходы к бизнесу ради поиска новых перспектив и идей, обещающих создание новых продуктов и услуг, которые могли бы изменить условия конкуренции поверх рынков и отраслей.