Типы информационных культур.

Работа с информацией является одним из важнейших инструмен­тов в управлении развитием современной организации.

Определим информационную культуру организации как разделяе­мые в организации ценности и установки значимости и функционально­го предназначения информации иинформационных продуктов, влияющие на процессы сбора, организации, обработки, распространения и исполь­зования информации, а также последовательный перевод этих ценнос­тей в индивидуальные и групповые действия (поведение) и механизмы для оперирования информацией в разнообразных формах.

Есть три принципиальных причины, в силу которых руководи­тель сегодня должен заботиться об информационной культуре своей организации.

1.Информационная культура является частью общей организа­ционной культуры организации и требует более пристального внима­ния, поскольку уже сейчас значимую роль в организационном разви­тии играет качество доступа к информации и наличие необходимых навыков у персонала использования новых информационных техно­логий. Все больше организаций понимают необходимость преобразо­ваний, ориентированных на свои отрасли и рынки. Чтобы влиять на будущее, нужно представлять себе, на что оно будет похоже, для чегов свою очередь нужно работать с разнообразнейшей деловой, рыноч­ной, политической, технологической и социальной информацией.

2. Информационные технологии делают возможным создание в организациях компьютерных сетей, с помощью которых идет обще­ние между сотрудниками, но важно знать, как люди используют эту информацию. Само по себе создание такой сети со всеми ее рабочи­ми станциями и мультимедийными возможностями не гарантирует того, что информация будет использоваться более разумно и более эффективно.

3. Для разных субкультур в организации информационная куль­тура различна, а это означает различие подходов к процессам осозна­ния, сбора, организации, обработки, распространения и использова­ния информации. Поэтому многие руководители согласятся с тем, что информационная культура важна для выработки стратегии и осу­ществления перемен, но нет определенности в том, как можно по­влиять на использование информации.

Формирование же информационной культуры организации пред­усматривает развитие у сотрудников:

• личной потребности в усвоении основ информационной культуры;

• умения самостоятельно осуществлять поиск информации;

• умения устранять информационный дефицит;

• способности взаимодействовать с информационной средой;

• умения моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному;

• способности создавать и использовать персональные поиско­вые системы;

• способности к восприятию и оценке информации;

• умения оценивать информацию в отношении ее полноты, до­стоверности, солидности источника.

На данный момент в управленческой литературе можно встретить описание четырех типов информационной культуры.

Каждая влияет на способ использования информации — инфор­мационное поведение — и отражает приоритеты руководителей орга­низации в использовании информации для достижения успеха или предотвращения провалов.

Функциональная культура. В функциональной культуре информа­цию используют для влияния на других. Эта культура в наибольшей степени присуща жестко иерархизированным организациям с бюрок­ратической организационной культурой, где информация служит, прежде всего, для управления и контроля.

Характерным для этой культуры информационным поведением является контроль. Здесь этот термин используется не в отрицатель­ном смысле, а как обозначение необходимой для организации дея­тельности. Многие деловые процессы используются для контроля во всех областях — от бухгалтерского учета до снабжения. Вопрос в том, является ли контроль положительной характеристикой культуры орга­низации или он взращивает негибкость и подозрительность.

Культура взаимодействия. В культуре взаимодействия руководите­ли и специалисты в достаточной степени доверяют друг другу и потому могут обмениваться информацией, важной для совершенствования процессов и роста эффективности. Прямой обмен информацией о воз­можных срывах и провалах необходим для устранения проблем и адап­тации к изменениям. Правда, есть немало организаций, внедряющих программы всеобщего упраатения качеством (Total Quality Management, TQM) и одновременно наказывающих служащих и менеджеров, ко­торые решились заговорить о недостатках и ошибках. Но есть и орга­низации, где такая информация рассматривается как необходимое Условие успеха. Они полагают, что доводя такую информацию до своихслужб и рабочих групп, до потребителей и поставщиков, организация помогает устранению проблем и совершенствованию производства.

Культура исследования. В культуре исследования руководители и сотрудники стремятся к пониманию будущих тенденций и нахожде­нию лучшего способа отразить возможную угрозу. Здесь господству­ющим информационным поведением является предвидение.

Сегодня во многих компаниях существуют анклавы исследова­тельской культуры в службах, связанных с обслуживанием клиентов, с исследованиями рынка, с технологическими исследованиями и раз­работками и со сбором информации. Но для многих отраслей, таких как разработка программного обеспечения, этого недостаточно.

Культура открытости. Здесь служащие и менеджеры открыты для нового понимания природы кризисов и радикальных перемен. Эти организации сознательно отбрасывают старые подходы к бизнесу ради поиска новых перспектив и идей, обещающих создание новых продуктов и услуг, которые могли бы изменить условия конкуренции поверх рынков и отраслей.