Лидерство и руководство в организации

С вопросом о властных полномочиях связано то, на кого и почему они возлагаются. Это вопрос о том, кто, почему и в силу каких лич­ностных качеств становится руководителем или лидером.

Понятие лидерства в отличие от власти пользуется значительно большим вниманием со стороны психологов и экспертов организа­ционного поведения.

Исследователи обычно лишь косвенно указывают на близость этих понятийных концептуализации. Более того, нередко отмечается, что настоящие лидеры не нуждаются в использовании власти, так как окружающие их люди с готовностью сами следуют за ними.

Понять суть лидерства без анализа власти невозможно. Считается, что власть не требует совпадения целей руководителя и подчиненных, а основана лишь на зависимости. Лидерство же, на­оборот, требует соответствия между целями лидера и группы.

В ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений данного понятия. Если попытаться обобщить многочисленные определения лидерства, то суть этого феномена прежде всего связана со способностью оказывать существен­ное влияние на поведение других людей.

Механизм лидерства — то, что структурирует феномен лидерства, представлен тремя формами .

В формальной группе, организации (управленческий лидер) лидер­ство — это нормативно определенное право на власть, обусловленное должностной позицией руководителя в жестко очерченных рамках деятельности.

В неформальной группе лидерство — фактическое признание (или непризнание) права на власть в деловой сфере со стороны подчинен­ных, что связано с личностными характеристиками лидера.

В социально-психологической сфере — проявление неформального группового лидерства, ориентированного не на цели организации.

В настоящее время исследования лидерства носят разнообразный, порой противоречивый характер, что свидетельствует о чрезвычай­ной сложности, интегративности этого явления.

Среди современных отечественных и зарубежных исследований можно выделить следующие наиболее широко распространенные на­правления:

• философско-историческое (роль выдающейся личности в исто­рии, исследующее лидерство на уровне социальных институтов: по­литических партий, общественных движений, государственных струк­тур и раскрывающее философские основания лидерства);

• социологическое (роль и место лидерства в функционирова­нии общества, раскрывающее общесоциологические характерис­тики лидерства, как способа социальной интеграции, организации власти и управления);

• социально-психологическое (лидерство как компонент межлич­ностных отношений в малых группах, содержащих в себе основное поле сохранения человеческих, а следовательно, и лидерских отно­шений);

• психологическое (состав и структура личностных черт лидера, лидерского потенциала, личности как решающем субъекте лидерско­го процесса. В этом направлении выделяется множество разнообраз­ных подходов, теорий, концепций и моделей. Достаточно упомянуть следующие: «концепция лидерских черт»; «лидерство как функция группы»; «ситуационная концепция лидерства» и, наконец, «синте­тическая, вероятностная модель», включающая уже несколько взаи­мосвязанных переменных, определяющих феномен лидерства).