ТЕМА 8. Составление анкет

8.1. Анкета и особенности её разработки.

8.2. Виды вопросов в анкете.

8.3. Факторы, учитываемые при выборе формата вопросов.

8.4. Обстоятельства, учитываемые при составлении анкет

 

8.1. Анкета и особенности её разработки.

Анкета− гибкий и тонкий инструмент проведения исследования методом опроса, в котором предполагаются письменные ответы респондента на конкретные вопросы.

При разработке анкеты учитываются типы и конкретная формулировка вопросов, их последовательность и общее количество, корректность и уместность. На разработку грамотной анкеты для серьезного исследования может уйти несколько недель кропотливой работы. На небольшую анкету − неделя.

Этап разработки анкеты называется предварительным. На этом этапе выясняются цели и методы сбора информации. Необходимо четко определить, какая информация требуется, какие вопросы для этого необходимы и кому следует их задать. До проведения опроса необходимо установить, чье мнение представляет наибольший интерес и как обеспечить участие респондентов.

Следующий этап − разработка технологии опроса. При подготовке вопросника следует поставить себя на место респондента. Стройность и логичность − вот основные требования к анкете, следовательно, сначала нужно сформулировать «главные» вопросы анкеты и уже затем − второстепенные. Далее следует разработка структуры анкеты.

Хорошая анкета должна состоять из преамбулы, «паспортички» (социально-демографический блок), основной части («рыбы») и «детектора».

Преамбула кратко ставит в известность респондентов о том:

Ø кто и зачем проводит исследование;

Ø что опрос проводится анонимно (если иное не предусмотрено планом);

Ø что исключены какие бы то ни было последствия (как отрицательные, так и положительные, что очень важно) для респондента, как в случае его отказа от сотрудничества, так и в случае согласия;

Ø сколько времени потребуется на заполнение анкеты;

Ø как следует заполнять анкету.

При личном анкетировании допустимо в целях эконом: места (преамбула может занимать до половины страницы; а также в целях установления доверительного контакта между интервьюером и респондентом опустить преамбулу из текста и поручить интервьюеру озвучить ее лично. Здесь же выражается благодарность за время, которое участи согласился потратить.

«Паспортичка» состоит из вопросов, характеризующих самого респондента, его семью, образ жизни пол, возраст, национальность, вероисповедание, семейное положение, продолжительность пребывания в браке (для семейных), наличие детей, образование, сфера профессиональной деятельности (для работающих), должность по основному месту работы (для работающих), размер семьи, площадь основного жилья или количество комнат в квартире, оценка материальных возможностей семьи, наличие автомобиля, компьютера, хобби и т.п.

Место для вопросов социально-демографического блока − либо в самом начале анкеты (после преамбулы), либо в конце.

«Рыба» − это основная часть анкеты, содержащая вопросы, ответы на которые позволят исследователям собрать необходимые сведения. Начинать следует с простых фактологически закрытых вопросов, требующих однозначных ответов, но не длительного размышления. Наращивать сложность вопросов надо постепенно, разбавляя сложные вопросы простыми − уточняющими, проверочными. Логическая последовательность вопросов не должна нарушаться.

«Детектор» состоит из вопросов, призванных проверить внимательность заполнения анкеты, серьезность и откровенность респондентов, а также порядочность и профессионализм самих интервьюеров. Вопросы могут дублироваться или вызывать противоречивые ответы. Можно вводить вопросы с заранее известным частотным распределением ответов. Есть и другие приемы. Без вопросов «детекторов» можно обойтись лишь в случае доверительного отношения сторон.

Завершающий этап − предварительное тестирование анкеты (пробное анкетирование или «пилотаж»). Он позволяет устранить явные ошибки и неточности, провести необходимую доработку анкеты, проверить хронометраж и составить инструкции для интервьюеров.

Лучше, чтобы «пилотаж» проводил сам руководитель исследовательского проекта со своими помощниками, а не привлеченные со стороны интервьюеры. Тем более что объем пилотажной выборки может быть небольшим − от 20 до 100 респондентов.