Барокко (ит. - вычурный, причудливый)
| Отражение кризиса гуманизма.
Возрождение восхищалось человеком и его бытием.
Барокко сомневается в ценности жизни, воспринимая ее как театр. Отсюда пышность, декоративность, смешение фантазии и реальности.
| Дворцовые и парковые ансамбли, культовая архитектура, декоративная живопись, скульптура, парадный портрет.
Самые знаменитые представители этого стиля: Ф.Борромини (1599-1667), Л.Бернини (1598-1680).
|
Классицизм
| В противовес барокко: ориентировался на античное наследие как норму и образец, подражал классическим образцам, основан на идеях рационализма и разумной закономерности мира.
|
|
Идеолог классицизма во Франции
| Р. Декарт (1596-1650)
| Признавал критерием истинности познания ясность и отчетливость идей.
|
Главные темы классицизма
| конфликт общества и личности, долга и чувства, стремление изобразить и выразить героические возвышенные чувства и переживания
| драматургия П.Корнеля (1606-1684), Ж.Расина (1639-1699), комедии Мольера (1622-1673), поэзия Ж.Лафонтена (1621-1695), Н. Буало (1636-1711), музыка Ж.Б.Люлли (1632-1687), картины Н.Пуссена (1594-1665).
|
Архитектура классицизма
| четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены и колонны, сдержанный декор
| Садово-парковые ансамбли Западной Европы (пример: ансамбль Версаля).
|
Реализм:
| Ориентация на идеалы Возрождения
|
|
Голландия
| Живопись
| Ф.Халс (ок.1580-1666), Якоб ван Рейсдал (1628-1682), Рембрандт ван Рейн (1606-1669, Голландия).
Питер Пауль Рубенс (1577-1640, Фландрия).
|
Испания
| Драматурги
| Лопе де Вега (1562-1635), М.Сервантес (1547-1616).
|
| XVII век - «золотой век» живописи:
| Эль Греко (1541-1614), Х.Рибера (1591-1652), Ф.Сурбаран (1598-1664), Д. Веласкес (1599-1660).
|
XVIII век – век Просвещения
|
|
Основные идеи эпохи
| Разум и просвещение.
Человек – часть природы, продукт природы. Он осознал себя господином своей судьбы, присвоил себе функции творца и, в конечном счете, убедился в ненужности бога. Результат собственно человеческого творчества – мир культуры (законы, воспитание, мораль, искусство и т.д.).
|
Крупнейшие представители Просвещения
| Дж.Локк (Англия), Ф.Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескьё, П.А.Гольбах, К.А.Гельвеций, Д.Дидро (Франция), Г.Э.Лессинг, И.Г.Гердер, Ф.Шиллер, И.В.Гёте, И.Кант, Ф.Гегель (Германия), Т.Джефферсон, Б.Франклин (США).
|
Попытки анализа культуры:И.Г.Гердер (1744-1803)
(«Идеи к философии истории человечества»):
| - попытка систематизации данных истории, психологии, этнографии, естественных наук с целью создания целостной картины эволюции культуры.
- Идеи национальной самобытности искусства, равноценности различных эпох культуры.
|
Французское Просвещение
| На первом плане – социальная проблематика
|
Немецкая классическая философия
| Возрождение созданной философами античности диалектики как особого метода познания (познание явлений действительности в их развитии и самодвижении)
|
Художественная культура: основная черта
| Обмирщение, светский характер
|
Искусство:
Стиль рококо (фр. rocaille – декоративный мотив в виде раковины)
| Связано с кризисом абсолютизма, характерен уход от жизни в мир фантазии, мифологических, пасторальных, салонно-эротических сюжетов, заимствование китайских мотивов.
Воплощение в прикладном искусстве (изящные и причудливые мелкие формы, филигранный, сильно стилизованный орнамент).
|
Буржуазное просветительство
| Научное знание выходит за пределы университетов и лабораторий, становится предметом обсуждения литераторов в светских салонах Лондона и Парижа.
|
Сентиментализм (фр. sentiment — чувство).
Течение в литературе и искусстве (не имело собственной стилистической формы)
| Отразил разочарование результатами научно-технического развития, сомнения в установлении «царства разума». Идеал для сентиментализма – самоценность душевного состояния (в центре внимания – душевный мир человека).
|
Литература:
| С.Ричардсон (1689-1761), Ж.Ж.Руссо (1712-1778), Т.Грей (1716-1771), А.Ф.Прево (1697-1763).
|
Живопись:
| Ж.Б.Грез (1725-1805), О.Фрагонар (1732-1806), Ж.Б.С.Шарден (1699-1779)
|
Музыка: развитие светского музыкального жанра – оперы
| И.С.Бах (1685-1750), В.А. Моцарт (1756-1791)
|
Театр
(XVIII век – «золотой век» театра).
П.О.Бомарше (1732-1799)
| Атрибуты театра: социальный контекст, противопоставление истинных ценностей (любовь, дружба, честность, ум, талант) мнимым ценностям, навязанным обществом
|
XIX век
| |
Главная ценность индустриальной цивилизации
| Технический прогресс и наука.
В основе научно-технического прогресса – две духовные посылки западноевропейской культуры: вера в человека-преобразователя (Возрождение); вера в активную роль его разума (Просвещение).
|
«Золотой век» науки
| Научные открытия в области физики, химии, биологии, астрономии, геологии, медицины: М.Ф.Фарадей, Д.Масквелл (электромагнитные исследования), П.Кюри и М.Склодовская-Кюри (исследование радиоактивного излучения), Д.И.Менделеев (периодический закон химических элементов), Г.Мендель (теория генетической наследственности), И.П.Павлов (теория условных рефлексов), Ч.Дарвин (эволюционная теория)
|
Особенность научного знания
| Сциентизм (абсолютизируется роль науки в системе культуры, прежде всего – роль естественных наук, математики).
|
Картина мира, создаваемая наукой
| Сомнения в христианской версии происхождения мира, его существовании как воплощении божественного промысла и др. (кризис христианского мировоззрения и морали).
Природа – универсальная кладовая, неисчерпаемый источник материалов и энергий, всеобщая мастерская.
|
Появление различных школ, течений и теорий в философии
| Неокантианство, позитивизм, интуитивизм и др.:
Наука имеет неограниченные возможности, в том числе и в преобразовании общественной жизни, способна к бесконечному развитию.
|
Характерные черты искусства XIX в.
| - Отсутствие единой эстетической доминанты (род, вид, жанр).
- Начало складывания «децентрализованного», полицентрического типа художественной культуры (асинхронность и многостилье, борьба противоположных направлений): романтизм, реализм, импрессионизм, символизм.
|
Романтизм:
| «Динамический синтез искусств» (объединил различные направления и виды искусства и литературы).
Отображение мучительного разлада между идеалом и действительностью, противопоставление реального и воображаемого мира, ретроспекция, бегство от прозы жизни.
Вера в силу красоты, искусства, которые призваны влиять на человека, изменять окружающий мир.
|
Литература
| Ж.П.Новалис, В.Гюго, В.Скотт, Э.Т.А.Гофман, Дж.Байрон, П.Б.Шелли, А.Ламартин, А.Мицкевич, Э.По, Г.Мелвилл, Г.Гейне
|
Музыка
| Ф.Шуберт, К.М.Вебер, Р.Вагнер, Г.Берлиоз, Н.Паганини, Ф.Лист, Ф.Шопен, Р.Шуман, Я.Л.Ф.Мендельсон
|
Живопись
| Э.Делакруа, Т.Жерико, Ф.О.Рунге, К.Д.Фридрих, Дж.Констебл, У.Тернер
|
Классицизм:
| Новое обращение к античности как пример гражданственности
|
Живопись
| Ж.О.Д.Энгр (1780-1867),), Ж.Л.Давид (1748-1825)
|
Архитектура
| Н.Леду (1736-1806)
|
Ампир (фр. empire, буквально – империя) –
завершение развития классицизма
| Подчеркнуто монументальные формы.
Ш.Персье, П.Фонтен
|
Реализм(40-е гг. XIX в.)
| - Стремление к максимальной объективности, конкретно-историческому отражению действительности со всеми ее противоречиями,
- поиск правды жизни, развенчание иллюзии, мечтательности, идеализации внутреннего и внешнего мира, свойственные сентиментализму и романтизму,
- точное отображение «типических характеров» в «типических обстоятельствах».
|
Литература
| Бальзак, Мопассан, Стендаль, Диккенс, Теккерей, Гарди, Золя (социальный роман).
|
Живопись
| Т.Руссо (пейзаж), О.Домье (графика), Ж.Милле («крестьянская» живопись), Г.Курбе (многожанровое творчество)
|
Декаданс (фр. – упадок).
Направления: импрессионизм, постимпрессионизм, символизм.
| Термин употреблялся для обозначения кризисных явлений в духовной культуре рубежа XIX-XX вв., отмеченных настроениями безнадежности, пессимизма, упадничества.
|
Значение культурных процессов XVII-XIX вв.:
| |
- Формирование нового, индустриального типа общества
| - появление естественно-правовых теорий.
|
- развитие машинной индустрии, ускорение темпов научно-технического прогресса
| - признание ценности образования, знания (XVIII век - век Просвещения)
|
- ослабление влияния религии на все сферы жизни, культура становится светской
| - принципиальное изменение библейской картины мироздания, создание нового образа Вселенной. Земля перестала быть центром Вселенной и превратилась в одну из планет, движущихся вокруг Солнца,
|
- повышение авторитета философии, стремление в философии опираться не на веру, а на разум, логику, факты
| - мир предстал результатом эволюции материи, управляемой механическими законами, а не Божественным провидением
|
- научная революция XVII-XVIII вв. – формирование основ современной науки
| - XIX век – век классической науки
|
- наука перестала быть кабинетным занятием ученого-одиночки
| - многоязычность (вместо латыни), многонациональность европейской культуры, аккультурация (взаимодействие национальных культур)
|
- появление новых форм организации науки: научные общества, Академии наук, в т.ч. Лондонское королевское общество, Парижская естественно-научная академия
| - утверждение буржуазной этики.
|
Исторические особенности русской культуры
| - «Восток – Запад».
- Мессианское сознание – представление об особом великом предназначении России в мировой истории.
- Христианско-православное начало культуры: духовно-религиозная независимость от католической Европы; духовная объединяющая сила; консерватизм по отношению к новому в сочетании с противопоставлением Западу.
- Особая роль государственности в объединении и сохранении русского народа. Единство народа держалось на централизованной власти, а не на единстве культуры.
- Культурная изоляция и последующая за ней интеграция с европейской культурой.
- Разрыв между этнической и национальной культурой.
- Культурная революция в Советской России.
- Унификация и изоляция советской культуры.
- Крах советской культуры и ломка прежних исторически сложившихся стереотипов.
|
Традиционные установки русской культуры
| - Коллективизм как культурная норма, сложившаяся в условиях крестьянской общины.
- Бескорыстие, возвышение духовности, осуждение склонности к накопительству.
- Культ государства, вера в «царя-батюшку», власть в ответе за все.
- Русский патриотизм (соединение любви к Родине, родной земле с любовью к отечеству, государству).
|