Искусство Древнего царства

По преданию, первый фараон I династии Менес, объединивший Верхний и Нижний Египет, основал на правом берегу Нила город Мемфис. В эпоху Древнего Царства (XXVIII - XXIII вв. до н. э.) Мемфис стал главным религиозным и художественным центром страны. Это эпоха создания письменности, религиозных и светских законов, основных принципов художественного творчества.

Самыми величественными и впечатляющими памятниками древнеегипетской архитектуры являются пирамиды. Пирамиды– грандиозные усыпальницы фараонов, «дома вечности». Строили их на Западном берегу Нила – царство мёртвых.
Возводились разные типы пирамид, вначале – ступенчатая. Самая известная и самая ранняя –

 

* Ступенчатая пирамида фараона Джосера в Саккаре

Эта пирамида сложена из белых известняковых блоков, высотой 60 метров, воздвигнута зодчим – Имхотепом, который изобрёл кладки из тёсанного камня (по сути, придумал современную кирпичную кладку) и определил три основных принципа возведения пирамид – гигантские размеры, пирамидальная форма, использование камня как строительного материала. Но поскольку это ступенчатая пирамида – её сильно повреждали ветры. Египтяне не строили надолго!!!!-Египтяне строили навсегда! ? И дальше стали строить гладкие стены. На Западном берегу Нила возвышаются грандиозные пирамиды фараонов – Хуфу (греки называли его Хеопсом), Хафра (Хефрен), Менкаур (Микерин). Рядом находятся маленькие пирамиды-спутницы – прямоугольные мастаба (захоронения).

 

*пирамиды фараонов – Хуфу, Хафра, Менкаура в Гизе

В архитектурный ансамбль входит и знаменитый большой лежащий сфинкс, длиной 57 и высотой 20 метров.

 

*Большой сфинкс

Сфинкс – лев с головой человека, голова вырублена из скалы, его называли «отцом ужаса». Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески. Молодой царевич, будущий фараон Тутмос (XV в. до н. э.), однажды после охоты в пустыне задремал в его тени и услышал голос каменного исполина, просившего освободить его от тяжести песка. Став фараоном, Тутмос исполнил эту просьбу и приказал украсить сфинкса плитой с рельефом и надписью, повествующей об этом событии. Плита сохранилась до наших дней.

В искусстве Древнего Царства огромную роль играла скульптура. Египетские статуи исполнялись согласно канону - строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Они представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой вперёд ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами.
Среди шедевров круглой скульптуры Древнего царства очень известно раскрашенное изваяние супружеской четы Рахотепа и Нафрет.

 

*Статуя принцессы Нафрет и принца Рахотепа

Деревянная статуя вельможи Капера – дородного степенного пожилого египтянина с посохом в руке так поразила нашедших её при раскопках рабочих сходством с их сельским старостой, что за ней навсегда сохранилось это название.

 

*Статуя Капера («Сельский староста»)

 

*Писарь Каи

Как живой сидит с поджатыми ногами писарь Каи. На коленях он держит развёрнутый свиток папируса. Внешне сдержанный, но внутренне напряженный, он словно ловит каждое слово своего повелителя. В глазах были драгоценные камни.

Изображение на стенах сцен повседневной жизни служило гарантией того, что и в загробной жизни усопший будет располагать всеми теми благами, которыми он был окружен в жизни земной. А это значит, что при живописном изображении фигуры человека использовался традиционный прием плоскостного расположения: ноги и лицо изображались в профиль, глаз и плечи — в фас, нижняя часть туловища — в трехчетвертном развороте. Таким образом, художники пытались показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора. Изображения фараонов и богов снабжались соответствующими символическими атрибутами.

 

*Рельеф из гробницы Хэнэну

Среднее царство (XXI - XVIII вв. до н.э.) В последние века III тысячилетия до н.э. мощное централизованное государство, ослабленное войнами и грандиозным строительством, распалось. В эпоху Среднего царства (XXI - XVIII вв. до н.э.) политический центр страны переместился в город Фивы. Здесь почитался местный бог солнца Амон, позднее отождествлённый с древним богом Ра.
В этот период возросла самостоятельность отдельных областей и их правителей, что привело к расцвету местных художественных школ. При Сенусерте III наступил расцвет придворного ювелирного искусства. Его великолепные образцы обнаружены в погребении дочери фараона, Ситхатор.

 

* Ларец

К числу самых изысканных относятся пекторали (нагрудное украшение), на которых часто встречаются изображения жука - скарабея и разных божеств.

 

* Пектораль Сенусерта III

вырезанная из листового золота и украшенная бирюзой, лазуритом и сердоликом, - самая гармоничная среди многих подобных произведений искусства Древнего Египта, дошедших до наших дней.

Прекрасные циклы росписей были обнаружены в скальных гробницах Антилопьего дома, хозяином его был монарх Хнумхотеп.

 

* сцены охоты Хнумхотепа

Здесь очень живо изображены сцены охоты Хнумхотепа; жатва, уборка зерна в его владениях; различные животные и птицы, изображенные с почти японским изяществом. Хотя египтяне рисовали зверей, птиц и растения лаконично, скупыми линиями, но удивительно точно и тонко. У них было какое-то особенно интимное понимание животного мира, утерянное позднейшими цивилизациями.

Нашествие азиатских племён - гиксосов (с егип. – «чужеземные правители») – около 1700 г. до н. э. на 1,5 столетия ввергло страну в пучину бедствий. Хотя, вместе с гикоссами в долине Нила появились лошади и колесницы. Изгнание гиксосов (азиатских племён) в середине XVI в. до н.э. положило начало эпохе Нового царства (XVI - XI вв. до н.э.) и возрождению египетской государственности.