Искусство Древнего царства
По преданию, первый фараон I династии Менес, объединивший Верхний и Нижний Египет, основал на правом берегу Нила город Мемфис. В эпоху Древнего Царства (XXVIII - XXIII вв. до н. э.) Мемфис стал главным религиозным и художественным центром страны. Это эпоха создания письменности, религиозных и светских законов, основных принципов художественного творчества.
Самыми величественными и впечатляющими памятниками древнеегипетской архитектуры являются пирамиды. Пирамиды– грандиозные усыпальницы фараонов, «дома вечности». Строили их на Западном берегу Нила – царство мёртвых.
Возводились разные типы пирамид, вначале – ступенчатая. Самая известная и самая ранняя –
* Ступенчатая пирамида фараона Джосера в Саккаре
Эта пирамида сложена из белых известняковых блоков, высотой 60 метров, воздвигнута зодчим – Имхотепом, который изобрёл кладки из тёсанного камня (по сути, придумал современную кирпичную кладку) и определил три основных принципа возведения пирамид – гигантские размеры, пирамидальная форма, использование камня как строительного материала. Но поскольку это ступенчатая пирамида – её сильно повреждали ветры. Египтяне не строили надолго!!!!-Египтяне строили навсегда! ? И дальше стали строить гладкие стены. На Западном берегу Нила возвышаются грандиозные пирамиды фараонов – Хуфу (греки называли его Хеопсом), Хафра (Хефрен), Менкаур (Микерин). Рядом находятся маленькие пирамиды-спутницы – прямоугольные мастаба (захоронения).
*пирамиды фараонов – Хуфу, Хафра, Менкаура в Гизе
В архитектурный ансамбль входит и знаменитый большой лежащий сфинкс, длиной 57 и высотой 20 метров.
*Большой сфинкс
Сфинкс – лев с головой человека, голова вырублена из скалы, его называли «отцом ужаса». Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески. Молодой царевич, будущий фараон Тутмос (XV в. до н. э.), однажды после охоты в пустыне задремал в его тени и услышал голос каменного исполина, просившего освободить его от тяжести песка. Став фараоном, Тутмос исполнил эту просьбу и приказал украсить сфинкса плитой с рельефом и надписью, повествующей об этом событии. Плита сохранилась до наших дней.
В искусстве Древнего Царства огромную роль играла скульптура. Египетские статуи исполнялись согласно канону - строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Они представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой вперёд ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами.
Среди шедевров круглой скульптуры Древнего царства очень известно раскрашенное изваяние супружеской четы Рахотепа и Нафрет.
*Статуя принцессы Нафрет и принца Рахотепа
Деревянная статуя вельможи Капера – дородного степенного пожилого египтянина с посохом в руке так поразила нашедших её при раскопках рабочих сходством с их сельским старостой, что за ней навсегда сохранилось это название.
*Статуя Капера («Сельский староста»)
*Писарь Каи
Как живой сидит с поджатыми ногами писарь Каи. На коленях он держит развёрнутый свиток папируса. Внешне сдержанный, но внутренне напряженный, он словно ловит каждое слово своего повелителя. В глазах были драгоценные камни.
Изображение на стенах сцен повседневной жизни служило гарантией того, что и в загробной жизни усопший будет располагать всеми теми благами, которыми он был окружен в жизни земной. А это значит, что при живописном изображении фигуры человека использовался традиционный прием плоскостного расположения: ноги и лицо изображались в профиль, глаз и плечи — в фас, нижняя часть туловища — в трехчетвертном развороте. Таким образом, художники пытались показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора. Изображения фараонов и богов снабжались соответствующими символическими атрибутами.
*Рельеф из гробницы Хэнэну
Среднее царство (XXI - XVIII вв. до н.э.) В последние века III тысячилетия до н.э. мощное централизованное государство, ослабленное войнами и грандиозным строительством, распалось. В эпоху Среднего царства (XXI - XVIII вв. до н.э.) политический центр страны переместился в город Фивы. Здесь почитался местный бог солнца Амон, позднее отождествлённый с древним богом Ра.
В этот период возросла самостоятельность отдельных областей и их правителей, что привело к расцвету местных художественных школ. При Сенусерте III наступил расцвет придворного ювелирного искусства. Его великолепные образцы обнаружены в погребении дочери фараона, Ситхатор.
* Ларец
К числу самых изысканных относятся пекторали (нагрудное украшение), на которых часто встречаются изображения жука - скарабея и разных божеств.
* Пектораль Сенусерта III
вырезанная из листового золота и украшенная бирюзой, лазуритом и сердоликом, - самая гармоничная среди многих подобных произведений искусства Древнего Египта, дошедших до наших дней.
Прекрасные циклы росписей были обнаружены в скальных гробницах Антилопьего дома, хозяином его был монарх Хнумхотеп.
* сцены охоты Хнумхотепа
Здесь очень живо изображены сцены охоты Хнумхотепа; жатва, уборка зерна в его владениях; различные животные и птицы, изображенные с почти японским изяществом. Хотя египтяне рисовали зверей, птиц и растения лаконично, скупыми линиями, но удивительно точно и тонко. У них было какое-то особенно интимное понимание животного мира, утерянное позднейшими цивилизациями.
Нашествие азиатских племён - гиксосов (с егип. – «чужеземные правители») – около 1700 г. до н. э. на 1,5 столетия ввергло страну в пучину бедствий. Хотя, вместе с гикоссами в долине Нила появились лошади и колесницы. Изгнание гиксосов (азиатских племён) в середине XVI в. до н.э. положило начало эпохе Нового царства (XVI - XI вв. до н.э.) и возрождению египетской государственности.