Положение коренного населения: Перу, Боливия, Мексика

Можно выделить две группы движений коренного населения за свои права: часть движений — это экстремистские группировки, часть носит легальный политический характер.

В Перу,находящемся на территории древней империи инков, базируется одна из самых жестоких и кровавых экстремистских организаций. В 1970-х годах профессором одного из перуанских университетов, Абимаэлем Гусманом, была создана марксистско-ленинская организация «нового типа» «Сендеро Луминосо» («Си­яющий путь»). Она откололась от Коммунистической партии Пе-РУ, в нее вошли наиболее экстремистски настроенные группиров­ки, которые вскоре стали действовать жестокими методами. Ядро организации составляли индейцы. Своей целью они провозгласи­ли возврат к традициям индейцев-кечуа, замену институтов власти крестьянским революционным режимом и избавление от иностран­ного присутствия. Сендеристы развязали жестокий террор против иностранцев: дипломатов, бизнесменов, представителей благотво­рительных организаций, а также против перуанских госслужащих. За 15 летсуществования от рук «Сендеро Луминосо» погибло око-ло 30000. Ультралевые повстанческие группы существовали н существу­ют во многих странах Латннской Америки: в Гватемале. Гондура­се, Эквадоре. Боливии, Колумбии, Сальвадоре н Мексике. Сред­ством их существования является в основном наркоторговля. При этом многие группировки жестко конкурируют друг с другом

Некоторые движения с участием индейцев включены в политический процесс Так в Эквадоре наряду с экстремистскими существуют и легальные организации, участвующие в выборах разного уровня. B1995 по инициативе индейских лидеров было создано Движение многонационального единства Пачакутик- Новая страна, Движение пользуется поддержкой Конфедерации индейских Национальностей Эквадора и некоторых других движений. Оно ставило своей целью укрепление «новой страны», которая была бы основана на условии признания многонационального состава населения Эквадора и более широком участии граждан в политике. На выборах в Конгресс в 1996 г. Движение завоевало восемь мест, пять из которых заняли индейцы. Это был первый случай в истории страны, когда индейцы добились своего непосредственного пред­ставительства в парламенте. С середины 90-х годов страна пере­живает острый финансово-экономический кризис. В январе 2000 г. началась кампания гражданского неповиновения. Она была ини­циирована Конфедерацией индейских национальностей Эквадора и вскоре переросла в государственный переворот. Индейцы, участ­вовавшие в марше протеста на столицу Кито, захватили парламент. Была сформирована временная хунта, в которую вошел и лидер ин­дейцев Антонио Варгас. Вскоре хунта была распущена, несмотря на протесты индейцев.

B настоящее время в Перу среди индейского населения все большей поддержкой пользуется отставной подполковник Ольян-та Умала, который призывает к созданию индейского государства и мечтает о реформах в духе Уго Чавеса, т. е. национализации клю­чевых отраслей экономики.

В Мексике антиглобалистские настроения приняли форму на­ционально-освободительной борьбы индейцев. 1 января 1994 г., в День подписания Мексикой торгового соглашения о северо­американской зоне свободной торговли (НАФТА), о себе заяви­ла Сапатистская Армия национального освобождения (САНО). Во главе ее стоял «субкоманданте Маркос», человек, который нигде не появляется без черной маски на лице и о котором достоверно ни­чего не известно. Подписание Мексикой соглашения означало неограниченное освоение нефтяных промыслов и древесины на территории проживания индейских общин Это обрекало индейцев (майя, ацтеков и сапотеков) на нищету. На территории Мексики около 1 млн человек разговаривали только на местных (52-х) языках и диалектах и не понимали по-испански Еще 2 млн были двуязычны. В общинах существовало традиционно сельское хозяйство (преимущественно связанное с выращиванием кофе), и царила ужасающая бедность.

САНО, по словам субкоманданте Маркоса, начала войну не за влксть, а против забвения: корней, своей истории и языка. По неко­торым данным, сапатисты пользуются поддержкой от 10 до 20% ин­дейских общин Мексики. Но международное признание более весо­мо. Этому способствует Интернет, который вполне профессиональ­но использует субкоманданте. По Интернету он созывает встречи информирует о достигнутых договоренностях, обращается к миру с посланиями и теоретическими трудами. Субкоманданте Маркое от лица индейцев выступает против глобализации, которая уничто­жает, по его словам, человека, превращая его в машину по произ­водству и покупке товаров. Он считает, что в настоящее время мир находится в состоянии четвертой мировой войны, которая является тотальной, поскольку в ней задействованы и невоенные элементы: СМИ, международные неправительственные организации, эконо­мический и политический факторы. Четвертая мировая является также войной «быстрого развертывания», поскольку конфликт мо­жет возникнуть в любом месте в любое время. Главным врагом субкоманданте считает капитализм, который в настоящее время, на этапе неолиберальной глобализации, эксплуатирует трудящихся во всем мире, невзирая на границы. Противопоставить этой экспан­сии можно лишь самоуправление.

Население Боливии делится на «белое», проживающее в эконо­мически благополучных департаментах, например, центре газодобывающей промышленности - департаменте Санта-Крус, и индейское. Последние проживают, в основном, на северо-западе страны работают на рудниках или выращивают традиционную добавку- листья коки В XX в. приправа стала сырьем для наркотиков , которую нищим индейцам выращивать выгоднее чем картофель. В результате этого Боливия занимает второе место в мире по производству коки после Колумбии.

В 2003 г. в восточных газодобывающих департаментах возникло движение за отделение от нищей «индейской Боливии». Индейцы и метисы, в свою очередь, все более сплачивались, выступая за наци­онализацию газодобывающей отрасли. Согласно закону, принятому в 1985 г.. 80% прибыли получали транснациональные корпорации (Mobil, British Petroleum, Shell. Petrobras) и лишь 20% шло в наци­ональный бюджет. Индейцы требовали 30%, затем 50% и, наконец, полной национализации отрасли. Лидер «Движения за социализм» индеец-аймара Эво Моралес ссылался на опыт Венесуэлы, которая развивает свою нефтедобычу с участием иностранных компаний.

В январе 2006 г. Моралес был избран президентом Боливии, при этом он стал первым президентом-индейцем в Латинской Америке. Его предвыборными обещаниями были легализация выращивания коки и национализация газодобывающей промышленности

Самый давний по времени конфликтом, за которым наблюдает Совет безопасности ООН, —это конфликт между Индией и Паки­станом по поводу Кашмира. В августе 1947 г. Индия и Пакистан обрели независимость. Власть была передана двум национальным правительствам, сформированным Индийским национальным Кон­грессом и Мусульманской Лигой С обретением независимости государство, население которого говорило на 60 языках, столкнулось с этниче­скими проблемами.

Княжество Кашмир состояло из собственно Кашмира, Джамму, «северного пояса» (Гилгит, Балтистан, Ладакх) и западной окраи­ны Пунч. В середине XIX в. эти земли были завоеваны Британией, но сикхские раджи оставались на престоле. Подавляющее большин­ство их подданных (4/5) составляли мусульмане. Пунч отделился и был занят пакистанскими племенами. Последний раджа Кашмира принял, наконец, решение, и индийские войска были переброшены.в Шринагар. Вскоре открылись боевые действия между Индией и Пакистаном. В связи с произвольно проведенными границами нача­лась массовая миграция. Сикхи покидали дома в соседнем с Каш­миром Пенджабе и нападали на мусульман, которые тоже двига­лись на запад. Мусульмане убивали сикхов. Волна кровопролития дошла до Дели, унеся около 2 млн человек. В 1948 г. был убит Ма­хатма Ганди. В том же году президент Джавахарлал Неру обещал Кашмиру плебисцит. Западная часть Кашмира (Пунч, Балтистан и Гилгит) вошла в состав Пакистана, но переговоры о статусе Каш­мира зашли в тупик. Идентичность населения Кашмира, в основ­ном, связана с религиозным фактором. Большинство составляют мусульмане — сунниты. В 1954 г. США и Пакистан заключили соглашение в том числе и o военной помощи. В этой ситуации Неру отказался проводить плебисцит. Пакистан обратился в Совет Безопасности с просьбой дать указания вывести все войска из Кашмира, направить туда силы ООН, организовать плебисцит и потребовать от Индии отказаться от новой Консти­туции, по которой Кашмир включался в состав Индии. СССР на­ложил вето на резолюцию, одобрявшую план Пакистана. В конце 1971 г. военные действия между Индией и Пакистаном вновь воз­обновились. Когда соглашение о прекращении огня вновь вступило в силу, ряд позиций по обе стороны линии прекращения огня от 1949 г. уже перешли из рук в руки. В июле 1972 г. Индия и Паки­стан подписали соглашение, определяющее контрольную линию в Кашмире.

кроме конфликта в Кашмире, где до сих пор присутствуют ми­ротворцы, в Индии актуальными остаются конфликты в Пенджабе и на юге, где живут тамилы. Население Пенджаба—сикхи.

На юге Индии вопрос о языке стал неотъемлемой частью сепаратистского движения тамилов. В основе языков севера Индии лежит санскрит. Северяне предлагали сделать хинди, язык про­изводный от санскрита, официальным языком. Против выступили южане, которые говорят на своих языках или на смешанном ур­ду-хиндустани, имеющим несанскритское происхождение. Тамилы кроме Индии, живут также на севере Шри Ланки, в Малайзии, в Бирме и в Сингапуре. С начала 70-х годов на территории Шри-Ланки действова­ло несколько националистических организаций, поставивших сво­ей целью достижение равенства тамилов и сингальцев. Организа­ция «Тигры освобождения Тамил Илама» (ТОТИ) была создана в 1976 г. с целью создания независимого тамильского государства на северо-востоке Шри-Ланки с центром в Джафне. С 1983 г. разгорел­ся вооруженный конфликт между ТОТИ и центральными сингаль­скими властями. Тогда ТОТИ напали на вооруженный патруль, в ответ на что сингальские вооруженные отряды устроили двухднев­ную резню тамилов. Началась массовая миграция тамилов в район Джафны. С 1985 г. уже 50 тыс. жителей Шри-Ланки находились в лагерях беженцев, а еще 100 тыс. — в лагерях на территории ин­дийского штата Тамил Наду.

Правительство Шри-Ланки и Индии заключили компромиссное соглашение, по которому правительственные войска уходили с та­мильской территории, а Индия вводила туда свой воинский кон­тингент. Но против «индийской оккупации» выступили сингальцы и мусульмане. Войска были все же введены, по в 1991 г. от рук тамила-смертника погиб премьер-министр Индии Раджив Ганди, санкционировавший ввод войск. В 2002 г. было подписано согла­шение о прекращении огня и начаты переговоры о предоставлении

 
 

Конфликт в Бурунди, где с 2004 г. присутствуют миротворцы ООН, демонстрирует самую крайнюю степень этнического проти­востояния и тягчайшее преступление против человечества — геноцид.

Независимость Бурунди приобрело в 1962 г. Население страны со­ставляли хуту, тутси и пигмеи-тви. Земледельцы хуту были автох­тонным населением; скотоводы тутси принадлежали к потомкам племен, вторгшихся на эту территорию в XVI в. и ставших полу­божественным правящим классом. Тутси и хуту были похожи друг на друга внешне, говорили на одном языке и вступали в смешанные браки. Со временем тутси стали высшей административной кастой в стране.

В 1959 г. хуту в соседней Руанде подняли восстание против вла­сти тутси. Монарх-тутси бежал. Руанда и Бурунди были провоз­глашены республикой, во главе которой стал хуту. В 1962 г. Руанда стала независимой республикой, а Бурунди независимым королевством. В 1965 г. хуту Бурунди снова напали на тутси. Вскоре монархия бы­ла свергнута, но тутси находились у власти до 1972 г. В 1972 г. хуту снова подняли восстание, напали на тутси, из которых несколько тысяч было убито, а 200 тыс. бежали в Танзанию. В это же время в Руанде было создано молодежное крыло движения хуту, кото­рое стало убивать и тутси, и умеренных хуту. В ответ на это тутси перебили 500 тыс. хуту. При содействии ООН были организова­ны лагеря для беженцев, в которых вскоре стали бесчинствовать и присваивать гуманитарную помощь банды хуту. ООН должна была решить новую для себя задачу, что делать в этой ситуации: бросить беженцев на произвол судьбы или продолжать оказывать помощь, заранее зная, что она будет присвоена бандитами. В итоге был убит миллион тутси и несколько сотен тысяч хуту. Тутси стали еще более малочисленным меньшинством. В 1993-1996 гг в Руанде и Бурунди проводились операции ООН по поддержанию мира. 21 мая 2004 г. Совет Безопасности. Действуа Z основании главы VII Устава Организации Объединенных Наций, постановил санкционировать развертывание Операции ООН в Бурунди (ОНЮБ) на первоначальный период в шесть месяцев.

Конфликт в Судане имеет прежде всего религиозную подопле­ку, к которой примешаны борьба за власть, ресурсы и самоопре­деление. Конфликт между Севером и Югом начался в 1955 г. и продолжался практически в течение всего времени с момента обре­тения Суданом независимости в 1956 г.население СУДана составляет 28 млн человек, которые исповедуют ислам. В стране господствуют законы шариата конфликт разгорелся с особой силой в 1983 г., когда христиане анимисты юга подняли мятеж против мусульман севера, в ходе которого погибло около 2 млн человек.

В течение двух прошедших десятилетий правительство и основ­ное повстанческое движение на юге страны — Народно-освободи­тельное движение/армия Судана (НОДС/А) — ведут вооруженную борьбу друг с другом. За это время более 2 млн человек погиб­ли, 4 млн были вынуждены покинуть свои дома, а около 600 тыс. человек бежали из страны.

Миссия Организации Объединенных Наций в Судане (МООНВС) была учреждена 24 марта 2005 г. резолюцией 1590 Совета Безопасности, который определил, что положение в этой стране продолжает представлять угрозу международному миру и безопасности[10]