Ред. - В.В.Шилкин).

Анатомия человека. Сборник тестовых вопросов.

Абакшина М.Н., Бабанова И.Г., Головатюк Н.Н., Иванов В.В., Иванов С.В., Кирдянов Ю.Г., Румянцева Т.А., Шадров В.В., Шилкин В.В.

Ярославль

СБОРНИК ТЕСТОВЫХ ВОПРОСОВ

Анатомия человека

 


УДК 611.1/.8 (07)

 

Ярославль: Ярославская государственная медицинская академия, 1999. - 151 с.

 

Настоящий сборник является составной частью учебно-методиче­ских материалов, разрабатываемых кафедрой анатомии человека Ярославской государственной медицинской академии по использованию тестового контроля в преподавании анатомии человека. Сборник содержит тестовые вопросы (пункты) по учебному материалу трех семестров, предусмотренных учебным планом для изучения анатомии человека в медицинских вузах и предназначен для контроля знаний студентов, а также для преподавателей вуза, заинтересованных в определении исходного уровня знаний по строению органов и систем организма человека и разрабатывающих тесты для итогового или комплексного контроля знаний и активизации познавательной деятельности обучаемых.

 

Сборник одобрен Центральным методическим советом Ярославской государственной медицинской академии и рекомендован к изданию Координационным учебно-методическим советом по анатомии и гистологии при Минздраве России 20.06.98 г.

 

 

Ó Ярославская государственная медицинская академия, 1999

 

 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................... 7

ЧАСТЬ 1. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ........... 7

Глава 1. Остеоартрология
Ст. препод., к.м.н. Н.Н.Головатюк, проф. В.В.Шилкин ................. 7

Глава 2. Миология
Доц. С.В.Иванов, проф. В.В.Шилкин ............................................. 19

ЧАСТЬ 2. СПЛАНХНОЛОГИЯ..................................... 39

Глава 3. Пищеварительная система
Доц. Ю.Г.Кирдянов, доц. В.В.Шадров ............................................ 39

Глава 4. Дыхательная система
Ст. препод., к.м.н М.Н.Абакшина .................................................. 46

Глава 5. Сердце
Ст. препод., к.м.н Т.А. Румянцева ................................................. 50

Глава 6. Мочеполовой аппарат
Ст. препод., к.м.н. И.Г.Бабанова ................................................... 55

Глава 7. Эндокринные железы
Ст. препод., к.м.н М.Н.Абакшина .................................................. 63

Глава 8. Органы кроветворения и иммунной системы
Ст. препод., к.м.н. И.Г.Бабанова ................................................... 64

ЧАСТЬ 3. НЕВРОЛОГИЯ............................................ 67

Глава 9. Центральная нервная система
Доц. В.В.Иванов, доц. Ю.Г.Кирдянов, доц. В.В.Шадров ................ 67

Глава 10. Периферическая нервная система
Доц. В.В.Иванов, доц. Ю.Г.Кирдянов, доц. В.В.Шадров ................ 84

Глава 11. Вегетативная нервная система
Доц. В.В.Иванов, доц. Ю.Г.Кирдянов, доц. В.В.Шадров .............. 108

ЧАСТЬ 4. АНГИОЛОГИЯ.......................................... 117

Глава 12. Артерии
Ст. препод., к.м.н Т.А. Румянцева ............................................... 117

Глава 13. Вены
Ст. препод., к.м.н Т.А. Румянцева ............................................... 127

Глава 14. Лимфатическая система
Ст. препод., к.м.н. И.Г.Бабанова,
доц. В.В.Шадров, проф. В.В.Шилкин
........................................... 133

ЧАСТЬ 5. ЭСТЕЗИОЛОГИЯ...................................... 139

Глава 15. Органы чувств
Ст. препод., к.м.н М.Н.Абакшина ................................................ 139

ЧАСТЬ 6. ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ ............................... 145


 

ПРЕДИСЛОВИЕ


Внедрение тестового контроля в учебный процесс является эф­фективным средством активизации познавательной деятельности студен­тов. Настоящее издание содержит разработанные авторским коллективом тестовые вопросы (пункты) по анатомии человека, включающие материал всех трех семестров.

Использованы наиболее эффективные конструкциитестовых пунктов. Общим является то, что в вопросах предусмотрена возможность множественного выбора, т. е. выбор одного правильного ответа из пяти предлагаемых вариантов. Такое соотношение обеспечивает объективность тестирования, сводит на нет возможность случайного угадывания правильного ответа. С учетом международных стандартов тестирования каждый вариант ответа обозначается прописными латинскими буквами (A, B, C, D, E).

В настоящем сборнике, основываясь на опыте по работе с конструкциями тестовых пунктов проводимой в течение нескольких лет со слушателями ФПК преподавателей медицинских училищ, мы внесли конструктивные особенности в основу тестовых вопросов, что позволило отказаться от громоздких инструкций и группировки пунктов по типам тестовых вопросов.

В вопросах с одним правильным ответом непосредственно за основой вопроса перечисляются обозначенные латинскими буквами варианты правильного ответа. Мы сознательно не приводим инструкцию по технологии ответа на такие вопросы, основываясь на их легкой узнаваемости и очевидности конструкции. Кроме того, на характерные признаки таких вопросов (ответы перечисляются под латинскими буквами), на необходимость выбирать при ответе только один вариант (одну букву) обращается внимание на предварительной беседе - инструктаже с испытуемыми.

Пункты с множественными "верно-неверно" ответами конструк­тивно отличаются тем, что варианты для выбора обозначены арабскими цифрами; полный и, следовательно, правильный ответ может содержатся в информации под одной или несколькими цифрами, что и требуется определить испытуемому. Конструкция вопроса обеспечивает пять вариантов
(сочетаний) ответа, что и предусмотрено в предлагаемом к такому вопросу коде - инструкции:
"При выборе ответа пользуйтесь кодом:
A - верно 1,2,3; B - 1,3; C - 2,4; D - 4; E - все верно."

Вопросы на сопоставление и противопоставление содержат в тек­сто­вой части два структурных элемента, обозначенных буквами "A" и "B", ко­торые и сравниваются (или противопоставляются). При ответе необходимо выбрать правильный вариант. Вопросы на соответствие и противопоставление использованы сравнительно редко. При ответе на них также требуется указать вариант ответа под одной из букв.

Мы изменили оформление вопросов, предусматривающих подбор пары "вопрос-ответ". Отказавшись от группировки собственно вопросов в один блок, соответствующий определенному набору ответов, как это требуется в традиционной форме инструкции, в сборнике каждый вопрос сверстан как самостоятельный с указанием в нем всех вариантов для ответа. По технологии ответа такие вопросы совпали с "вопросами с одним правильным ответом".

Психологические аспекты тестирования и технология ответа по тесту рассматриваются на предварительном собеседовании. Испытуемые уясняют, что перед ними сборник довольно подробных анатомических вопросов по всему курсу предмета. Конкретный тест может включать часть вопросов сборника, выбранных тем или иным способом (тематический выбор, случайный ... и т.п.), что естественно зависит от этапа контроля: итоговая тема, зачетное занятие, экзамен, выявление выживаемости знаний, фрагмент интегрального теста и др.

При ответе на любой вопрос испытуемые указывают только одну латинскую букву: если ответы приведены под буквами - указывают ту букву, под которой содержится правильный ответ; если ответы под цифрами - определяют цифры, под которыми находится наиболее полный и правильный ответ, и пользуясь кодом указывают одну конкретную прописную латинскую букву.

Технология ответа может несколько различаться, что зависит от предлагаемой испытуемому формы (карты) ответа. В любом случае испытуемый должен обозначить свой выбор, к примеру, вписать ответ (т.е. букву) в карту учета или зачеркнуть букву косым крестом, если это предусмотрено картой ответа. Возможны и другие варианты.

Составлению тестовых вопросов предшествовала большая методическая работа по овладению технологией тестирования, определению роли тестов в учебном процессе на кафедре анатомии человека, определению тестируемости анатомического учебного материала, уяснению соподчиненности уровней знаний с различными конструкциями вопросов, подбору наиболее оптимальных вариантов тестовых вопросов. Естественно, в работе учтен опыт кафедр медицинских вузов (Московская медицинская академия им И. М. Сеченова, Московский медицинский стоматологический институт и др.).

Опыт тестирования показывает, что анатомические вопросы, по отношению к специфике тестирования не отличаются существенно от таковых по другим дисциплинам. Следовательно и в анатомии применим весь спектр технологий тестирования.

Мы остановили выбор на нескольких конструкциях тестовых вопросов, которые оказались наиболее эффективными в тестах по анатомии человека. Эти же конструкции наиболее подробно освещены и в методической литературе по тестированию: вопросы с одним правильным ответом; вопросы с множественными "верно-неверно" ответами; вопросы на подбор пары "вопрос-ответ"; вопросы на сопоставление и противопоставление. Естественно, что для тестирования конкретной анатомической задачи наиболее удобной является та или иная конструкция тестовых пунктов. Все эти используемые разновидности тестовых вопросов, объединяет, на наш взгляд, несколько положительных моментов:

- конструктивная лаконичность и однозначность ответа, позволяющая испытуемому расходовать, в среднем, до 1 минуты для определения ответа (независимо от конструкции вопроса);

- все вопросы являются вопросами множественного выбора (5 вариантов ответа), позволяющие миниминизировать возможность случайного выбора правильного ответа;

- вопросы множественного выбора, с учетом модификации, сопоставимы по весу, что позволяет свободно группировать их, и, что на наш взгляд, самое главное, позволяет объединять результаты ответов без дополнительных нивелирующих процедур или экспертных оценок. В какой то степени этот прием определяет новизну сборника, так как он не нашел отражения в методической литературе;

- все вопросы, независимо от конструкции, обеспечивают унифицированную форму ответа (одна латинская буква из пяти), что существенно и важно исходя из методических аспектов тестирования, а кроме того, это существенно упрощает учет и анализ результатов испытания как при ручной форме обработки, так и машинной (ПЭВМ);

- вопросы, с учетом наших доработок, могут свободно меняться местами, группироваться по желанию экзаменатора (преподавателя), включаться в интегральный тест и т.п.;

- вопросы могут вводится в компьютерные программы для формирования рабочих тестов, которые, в свою очередь, могут быть использованы в текстовом варианте или предназначены для ответов на ПЭВМ;

- конструкция вопросов позволяет проводить качественный анализ отдельных пунктов теста, используя индексы трудности и различения вопросов теста, а также оценивать тест в целом, вычисляя коэффициент надежности и др.

Тестовые пункты сборника расположены в логической последовательности изучаемого материала. Содержание и объем сборника соответствуют программе и базовому учебнику по анатомии человека. Анатомические термины приведены на русском языке в соответствии с Международной анатомической номенклатурой (PNA).

Сборник предназначен для контроля знаний студентов, а также для преподавателей вуза, заинтересованных в определении исходного уровня знаний по строению органов и систем организма человека и разрабатывающих тесты для итогового или комплексного контроля знаний и активизации познавательной деятельности обучаемых.