Организационные ценности и нормы

2.2.

Ценности — это определенные моральные установки, стандарты и убеждения, разделяемые сотрудниками. Они определяют принципы взаимоотношений в организации и с внешним миром. На самом высшем уровне к ценностям относятся свобода, справедливость, честность, демократия, достаток, лояльность, доверие. Кстати, каждое из этих понятий имеет свой антоним и часто бывает так, что базовыми ценностями организации (например, в силу особенностей личности руководителя) будут недоверие, авторитаризм и скрытность, базирующиеся на идеологическом допущении о природной лени и нечестности своих сотрудников.

Нормы — это некоторые неписаные правила поведения, знание которых позволяет членам организации вести себя в определенных ситуациях так, как от них ожидают. Нормы и правила организационной культуры существенно отличаются от формальных правил, устанавливаемых, скажем, уставом организации или контрактами (и которые, как было описано ранее, являются элементами другой подсистемы организации — механизмов координации).

Ценности и нормы находят свое выражение в следующих аспектах организационной деятельности, одновременно оказывая существенное влияние на них:

  • цели как условия функционирования организации и как реакция на внешний мир;
  • отношения с клиентамиЗнаменитое по временам советской торговли «Вас много, а я одна, не мешайте, видите, я работаю…» — своеобразное отражение ценностного восприятия клиента и культурных норм, существовавших в тогдашних торговых организациях. и конкурентами (вежливость, честность, выполнение обязательств, деловая этика и т.д.);
  • ориентация социальной политики организации (поддержка сотрудников, забота о них и т.д.);
  • отношения между сотрудниками (уважительность, гендерные отношения, отношение к молодежи и пожилым сотрудникам);
  • дисциплина и организованность;
  • отношения между руководством и подчиненными (открытость или закрытость, уважение или презрение, дистанция или фамильярность, «вы» или «ты», поощрение инициативности или конформизма и т.д.).