Состав организационной культуры

2.

Функции организационной культуры

1.1.

Организационная культура выполняет в организации две важнейшие функции: внутренняя интеграция и внешняя адаптация. В рамках каждой функции с помощью организационной культуры решается ряд задач, обеспечивающих интеграцию и адаптацию.

Обеспечивая внутреннюю интеграцию, организационная культура решает следующие задачи:

  • создание общего языка и согласование базисных концептуальных трактовок (в т.ч. времени, природы и т.д.);
  • установление границ групп и принципов вхождения и исключения из группы;
  • создание механизмов наделения властью, лишения прав, закрепления статусов;
  • установление норм, регулирующих неформальные отношения между мужчинами и женщинами, между старшими и младшими;
  • определение критериев оценки желательности и нежелательности поведения членов организации.

Следует заметить, что здесь речь идет именно о социокультурных, неформальных аспектах взаимодействия людей в организации. Скажем, границы отдела могут не совпадать с границами так называемой неформальной группы, а реальный фон отношений между мужской и женской «половинами» организации может быть весьма далек от формально декларируемого равенства полов.

Внешняя адаптация или формирование и развитие отношений с внешней средой организации осуществляется через решение таких задач:

  • выработка миссии организации (как уже было отмечено, миссия отражает ведущие ценности организации, которые, в свою очередь, есть элемент культуры);
  • определение системы организационных целей;
  • определение способов взаимодействия с клиентами, партнерами и другими заинтересованными группами;
  • выражение своих представлений об окружающем мире;
  • формирование желательных представлений об организации во внешнем мире.

Организационная культура — это достаточно аморфное образование, и иногда трудно выделить те части и элементы, которые можно было бы отнести только к ней. Кроме того, границы некоторых понятий тоже определены недостаточно четко, что создает трудности при выделении элементов организационной культуры.

Обобщая результаты многочисленных исследований, можно выделить четыре подсистемы (слоя) организационной культуры, которые определенным образом соотносятся между собой (рис. 1.).

Рис. 1. Структура организационной культуры