Тервег, К.Д. Ушинский.

Однако в XIX-XX вв. предпринимались попытки отказаться от классно-

урочной системы. Бурный рост промышленности в Англии в конце XVIII-

начале XIX вв. и нехватка квалифицированных рабочих и специалистов актуа-

лизировали потребность в массовом обучении. В условиях дефицита учителей

священником А.Белломи учителем Д.Ланкастеромбыла предложена система

«ступеньчатого»обучения или «взаимообучения». Суть ее состояла в сле-

дующем: в первую половину дня учитель занимался с группой старших, спо-

собных учеников (десятских), во второй половине дня они, получив инструкции

учителя, проводили занятия с каждым десятком учащихся, передавая им свои

знания и умения под общим руководством учителя. В _________результате один учитель

мог обучать до 300 учеников. Понятно, что возникшая и примененная в школах

Англии и Индии эта система взаимного обучения не могла обеспечить доста-

точного уровня подготовки детей и в дальнейшем не получила широкого рас-

пространения.

Необходимость учета в обучении индивидуальных умственных способно-

стей учащихся обозначила поиск новых организационных форм обучения. Так,

в начале XX в. появилась новая форма избирательного обучения, которая бы-

ла представлена батавской системойв США и мангеймской системойв

Европе.

Батавская системаучебной работы состояла из двух частей. Первая часть

– урочная работа со всем классом, вторая – индивидуальные занятия и оказание

помощи учащимся, в ней нуждающимся, или работа учителя со способными

учениками, ушедшими вперед в своем развитии. С отстающими учениками ра-

ботал помощник учителя.

Мангеймская система(по названию города Мангейм, Германия) пред-

ставляла собой несколько измененную классно-урочную систему организации

обучения. В ней учеников распределяли по разным классам, исходя из уровня

их учебных способностей и интеллектуального развития. Основатель системы

Йозеф Зиккингер(1858-1930) предложил в соответствии со способностями

учащихся создать 4 специальных класса:

• основные (нормальные) классы для детей со средними способностями

(50-60% с обучением 8 лет);

• классы для малоспособных учащихся (20-30% с обучением 4 года);

• вспомогательные классы для умственно отсталых детей (2-2,5% с обу-

чением 4 года);

• классы для одаренных детей, желающих продолжить учебу в средних

учебных заведениях (20-25% с обучением 6 лет).

В настоящее время элементы мангеймской системы сохранились в Австра-

лии, Англии, США, Германии и некоторых других странах.

Начало XX в. обозначено поиском новых форм, развивающих актив-

ность учащихся в их самостоятельной учебной работе. В 1905г. в США по-

является система индивидуализированного обучения, получившая в последст-

вии название далтон-планили лабораторная система, система мастерских.

Она была впервые применена в школьной практике в г.Далтон (штат Массачу-

сетс) учительницей Еленой Паркхерст. Суть ее состояла в том, что занятия с

учащимися проводились индивидуально в учебных кабинетах, лабораториях,

мастерских, библиотеках. Коллективная работа проводилась один час в день –

остальное время отводилось на индивидуальную работу по разработанным учи-

телем заданиям. Учитель выполнял общие организационные функции и оказы-

вал учащимся при необходимости помощь. Общего плана занятий не было. Ус-

пехи учащихся отмечались в индивидуальных карточках. Рабочие места уча-

щихся комплектовались всеми необходимыми учебными пособиями, руково-

дствами, методическими указаниями по выполнению учебных заданий.

Получив широкое распространение в ряде государств, в конечном итоге

далтон-план не прижился ни в одной стране мира.

Другой формой этого направления была проектная система обучения

(«метод проектов»), которая возникла в первой четверти XX в. в США. Пред-

полагалось, что она обеспечит большую самостоятельность учащихся в учеб-

ном процессе. При этом учебная работа заменялась организацией практической

деятельности учащихся. Им предлагалась разработка проектов промышленного

или бытового назначения, вокруг которых и строилась их учебно-

познавательная деятельность. Авторы «метода проектов» исходили из того, что

работая над схемами, чертежами, расчетами, учащиеся освоят большие объемы

знаний из разных наук. Однако оказалось, что как самостоятельная форма

учебной работы такая система не могла обеспечить системного, поступательно-

го накопления знаний; их содержательности, глубины и научности; развиваю-

щей и воспитывающей функций.

В школах США использовалась и такая форма, как план Грампа, соглас-

но которому отводились 40% времени для обучения учащихся в больших груп-

пах (100 – 150 чел.); 20% в малых группах (10 – 15 чел.); 40% - на самостоя-

тельную работу.

Практически ни одна из этих организационных форм не получила широ-

кого распространения и не прижилась в школе, где основной осталась классно-

урочная система.