В настоящее время применяются следующие методы контроля зна-
Проверка и оценка знаний (контроль) выполняет следующие основ-
ные функции:
• контролирующую, которая состоит в определении качества и объема
знаний как у отдельных учащихся, так и у всей группы для определения воз-
можности дальнейшего продвижения в изучении программного материала и в
тоже время служит средством контроля эффективности как преподавания, так и
учения;
• обучающую, которая заключается в повторении и более глубоком ус-
воении знаний, развитии самоконтроля (слушая ответы своих товарищей, каж-
дый может сопоставить свои знания со знаниями отвечающих, расширить, уг-
лубить и откорректировать их);
• воспитывающую, которая заключается в приучении обучающихся к
систематической учебной работе, в их дисциплинировании, выработке волевых
качеств, формировании _________личностных качеств ( самооценки, уровня притязаний и
др.), воспитании ответственности и культуры труда;
• развивающую, которая состоит в том, что при правильной организа-
ции и проведении контроля, он способствует развитию мышления, формирова-
нию волевых, нравственных и других качеств личности.
Проверка и оценка результата обучения осуществляется с использованием
различных методов контроля.
Методы контроля- способы получения обратной информации о содер-
жании, характере и достижениях учебно-познавательной деятельности учащих-
ся, об эффективности работы учителя. Они призваны определить результатив-
ность учения и преподавания на всех этапах учебного процесса.
ний, умений и навыков:
• устный опрос (индивидуальный, комбинированный и фронтальный);
• проверка письменных, графических и практических работ;
• программированный, стандартизированный (безмашинный, машин-
ный) контроль;
• тестовая проверка;
• систематическое наблюдение за обучающимися в учебном процессе;
Коротко охарактеризуем перечисленные методы контроля.
Устный опрос– самый распространенный и эффективный метод контроля
знаний, который применяется при изучении почти всех предметов и на всех
этапах процесса обучения. Суть его состоит в том, что педагог в прямом кон-
такте (общении) с учащимся выявляет уровень его знаний путем разных форм
опроса (фронтального, индивидуального или группового).
Индивидуальный опроспредусматривает основательную проверку зна-
ний, умений и навыков отдельных учащихся. Его недостаток – пассивность ос-
тальных обучающихся. Поэтому в практику вводится комбинированный опрос,
когда один обучаемый отвечает у доски, а другие выполняют либо индивиду-
альные, либо групповые индивидуальные задания.
Фронтальный опрос(когда вопросы адресуются сразу всей группе) по-
зволяет педагогу в относительно короткий срок проверить знания у большого
количества учащихся, побуждает их к высокой активности, способствует обоб-
щению, систематизации и повторению проверяемого материала.
Важнейшими элементами опроса являются содержание и характер прове-
рочных вопросов. По содержанию выделяют репродуктивные, реконструктив-
ные и творческие вопросы и задания.
Репродуктивные вопросы предполагают выявление определенных знаний,
умений и навыков, реконструктивные – применение знаний в несколько изме-
ненных ситуациях, творческие – раскрытие знаний и умений в нестандартных
условиях, на основе сложных мыслительных действий, в зависимости от кон-
кретного материала.
Проверка письменных и графических работ(текущих и контрольных).
Письменные работы могут быть кратковременными (10-15 мин) и продолжи-
тельными (45-90 мин). Они предназначены для выявления знаний фактического
материала, а также понимания сущности изучаемых предметов, явлений, зако-
номерностей, умения обучаемых мыслить самостоятельно. Письменные кон-
трольные работы дают возможность более эффективно, объективно и опера-
тивно проверить знания студентов, они также представляют собой полезные
упражнения, в процессе которых обучаемый самостоятельно выполняет инди-
видуальные задания. Контрольные работы составляются на основе учебных
программ и учебников. При их разработке тщательно анализируется учебный
материал, намечаются вопросы, в которые включаются и такие, что могут пока-
зать способность обучающихся применять знания на практике.
Программированный опрос. Его сущность состоит в предъявлении всем
обучающимся стандартных (одинаковых) требований, т.е., в ходе такого опроса
применяются одинаковые по количеству и сложности контрольные задания или
вопросы. Для оценивания знаний используются количественные характеристи-
ки. Такой контроль может проводиться как в машинном, так и в безмашинном
виде. По результатам контроля даются рекомендации о ходе дальнейшего про-
цесса обучения.
Тестовый контроль. Данный метод является весьма эффективным, об-
ласть его применения в настоящее время расширяется. Он позволяет быстро
выявить уровень усвоения знаний у большого количества обучаемых. Метод
предполагает использование специальных тестов, обычно это серия контроль-
ных вопросов и заданий по проверяемой теме (разделу, предмету) с вариантами
ответов. В этом смысле задания внешне похожи на программированный кон-
троль. Отличие состоит в том, что тест имеет в виду установить качество зна-
ний, умений и навыков, но не дает ученику (и учителю) никаких указаний, как
поступать дальше, надо ли дополнительно учить что-либо по теме, а если надо,
то что именно. Тест только замеряет и фиксирует уровень усвоения материала,
который проверяется.
В отличие от экзаменов, где учащийся отвечает из всего количества во-
просов лишь на 2-3, серия или батарея тестов каждым учеником выполняется
полностью. Например, в средних классах школы США батарея тестов по физи-
ке насчитывает более 160 вопросов и заданий, которые все без исключения
должен выполнить каждый ученик.
Для того чтобы контроль результатов обучения был действительно эффек-
тивным и в полной мере обеспечивал выполнение своих функций, он должен
обязательно сопровождаться оценкой.
Оценка учебно-познавательной деятельностивыражается в оценочных
суждениях и заключениях педагога, которые могут быть сделаны в устной или
письменной форме.
Оценка – это определение степени усвоения обучающимся знаний, умений
и навыков в соответствии с требованиями программы обучения и руководящих
документов образования.
Проверяя знания, умения и навыки обучаемых, учитель все время оценива-
ет их. При этом оценка может выражаться в различных формах:
• в форме эмоционального отношения;
• в форме оценочного суждения (словесного поощрения или порица-
ния);
• в форме отметки («отлично», «хорошо», и др.), которая фиксируется в
документах;
• 5 баллов или «отлично», когда обучаемый u1075 глубоко изучает учебный
материал и литературу по теме (разделу, предмету), последовательно и пра-
вильно отвечает на поставленные вопросы, а для практических занятий – когда
задание выполнено правильно и в установленное нормативное время;
• 4 балла или «хорошо», когда обучаемый твердо знает материал и от-
вечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а для
практических занятий – когда задание выполнено правильно;
• 3 балла или «удовлетворительно», когда обучаемый знает лишь основ-
ной материал, путается в литературе по проблеме, на вопросы отвечает недос-
таточно четко и полно, а для практических занятий – когда задание выполнено,
но допускаются ошибки, не отразившиеся на конечном результате;
• 2 балла или «неудовлетворительно», когда обучаемый не может доста-
точно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, не знает литера-
туры по проблеме, а для практических занятий – когда задание не сделано или
допущены ошибки, влияющие на полученный результат.
В настоящее время у нас в республике наряду с традиционной пятибалль-
ной системой оценок используется также десятибалльная.
Наряду с бальной системой для выявления качества знаний, умений и на-
выков применяется рейтинговая система. Ее суть состоит в том, что обучае-
мые получают определенное количество баллов за различные виды работ, кото-
рые суммируются и определяют уровень знаний, умений и навыков обучаемых.
При этом обучающиеся знают, сколько баллов и за что выставляется. Рейтинго-
вые оценки активизируют учебную деятельность, способствуют творческой ра-
боте; проявлению инициативы, вызывают интерес к учебе.
Оценка как и контроль учебно-познавательной деятельности имеет образо-
вательное и воспитательное значение. Для того чтобы это реализовать в полной
мере, оценка должна отвечать следующим требованиям:
• быть объективной и справедливой, ясной и понятной обучаемым;
• выполнять стимулирующую функцию;
• __________быть всесторонней.
При оценке знаний нужно учитывать:
• объем знаний по вопросу (теме, предмету);
• понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в
излагаемом;
• степень систематизации и глубины знаний;
• умение применять знания для решения практических задач.
При оценке умений и навыков нужно учитывать:
• содержание умений и навыков;
• точность, прочность и гибкость умений и навыков;
• возможность применять умения и навыки на практике;
• наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.