Общение
Общение– это сложный, многоплановый процесс установления и разви-
тия контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной дея-
тельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стра-
тегии взаимодействия.
Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совме-
стный труд, учение, коллективную игру и т.п.) и обеспечивает планирование,
осуществление и контроль их деятельности.
Общение представляет собой процесс взаимодействия человека с челове-
ком, осуществляемый с помощью речевых и неречевых средств с целью дости-
жения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и пове-
денческой сферах у лиц – участников общения.
В процессе общения люди обмениваются не только своими физическими
действиями или продуктами труда, но также и мыслями, идеями, планами, пе-
реживаниями, чувствами.
Человек учится общению в повседневной жизни под влиянием среды, в ко-
торой он живет, и людей, с которыми он взаимодействует, обычно это происхо-
дит стихийно, в житейском опыте. Следует _________сказать, что во многих случаях та-
кого опыта бывает недостаточно. Многие профессии предполагают высокий
уровень навыков и умений общения. И вообще, чтобы продуктивно и цивили-
зованно общаться, нужно знать закономерности процессов общения, приобре-
тать и совершенствовать навыки и умения их учета и использования.
Общение – это сложный, многоплановый процесс, который обычно прояв-
ляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуника-
тивно-информационной, эмотивной и конативной. Каждая из них представляет
собой следующее:
• межличностная сторонаотражает взаимодействие человека с другими
людьми;
• когнитивная сторонаобеспечивает познание особенностей личности
партнера по общению;
• коммуникативно-информационная сторонапредставляет собой об-
мен информацией;
• эмотивная сторонасвязана с функционированием эмоций и чувств в
ходе личных контактов партнеров;
• конативная (поведенческая) сторонаобеспечивает согласование
внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров.
Общение выполняет определенные функции, чаще всего выделяют сле-
дующие из них:
• прагматическая функцияотражает его потребностно-мотивационные
аспекты и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной дея-
тельности. При этом достаточно часто само общение выступает самой важной
потребностью;
• функция формирования и развитияотражает способность общения
оказывать влияние на партнеров, и совершенствует их во всех отношениях пу-
тем формирования и изменения их психических свойств и качеств;
• функция подтверждения (самоутверждения)обеспечивает человеку
возможность познать, утвердить и подтвердить себя в процессе общения с дру-
гими людьми;
• функция объединения – разъединения людейпозволяет настроить
людей на общие цели, намерения, задачи и тем самым соединить их в единое
целое. Но иногда она может быть причиной дифференциации и изоляции лич-
ностей в результате общения;
• функция организации и поддерживания отношенийслужит интере-
сам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей
и отношений между людьми в интересах совместной деятельности;
• внутриличностная функцияреализуется в общении человека с самим
собой (через внутреннюю или внешнюю речь. построенную по типу диалога) и
способствует развитию рефлексии.
Существует множество видов общения, которые можно классифицировать
по разным основаниям (см. рис. 6.4.)
Другой подход к выделению видов общения показан на рис. 6.5.
Общение возможно лишь при помощи знаковых систем, реализация кото-
рых осуществляется с использованием вербальных и невербальных средств.
Вербальные средства общения– это речь в различных формах: устная, пись-
менная и др.
Невербальные средства общения– это все то, что дополняет вербальные
средства, помогает регулировать течение процесса общения, создает психоло-
гический контакт, выражает эмоции и т.д. К таким средствам относятся мими-
ка, жесты, позы, взгляды, интонации, паузы и др.
Рис. 6.4. Виды общения (по Р.С. Немову).
Виды общения
По содержанию По целям По средствам