Тельными реакциями (мимикой, жестикуляцией и др.)
Выбросе определенных гормонов и т.п.), а также специфическими двига-
Щиеся неспецифическими сдвигами в деятельности внутренних органов
Интенсивности (например, страха, гнева, радости и др.), и сопровождаю-
Являющиеся в субъективных переживаниях той или иной модальности и
Внутренней среды, а также на результаты собственной деятельности, про-
Гральными реакциями организма на воздействия факторов внешней и
(работе сердца, дыхании, сужении или расширении кровеносных сосудов,
Эмоции и чувства субъективны, они не могут возникнуть и существовать
вне определенного субъекта.
Эмоции бывают стеническими и астеническими. Стеническиеотличаются
действенностью, они побуждают человека к поступкам, увеличивают напряже-
ние сил, активизируют организм, поднимают настроение. Астеническиеэмо-
ции характеризуются пассивностью или созерцательностью, они расслабляют
человека, подавляют его активность.
Особенности эмоций и чувств человека обобщены и приведены в виде
схемы на рис. 5.1, а основные характеристики эмоций – на рис. 5.2
Эмоции и чувства человека имеют общественно-историческую природу.
Это означает, что у человека они связаны с его многочисленными потребностя-
ми, которые развиваются и изменяются u1074 в ходе общественно-исторического раз-
вития.
Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены и
представляют собой высший продукт культурно-эмоционального развития че-
ловека. Эмоции испытывают и животные, но у них они непосредственно обу-
словлены естественными потребностями и связаны с инстинктами. У человека
различные направления общественно-трудовой деятельности продолжают или
развивают различные направления и стороны эмоциональности. В ходе истори-
ческого развития они не только проявляются, но и формируются. Развитие об-
щественных межчеловеческих отношений порождает моральные чувства. Вы-
деление из практической деятельности теоретической порождает интеллекту-
альные чувства (любознательность, любовь к истине), в процессе создания про-
изведений искусства и восприятия их формируются эстетические чувства.
Рис. 5.1 Особенности эмоций и чувств человека.
Особенности эмоций и чувств
Чувства и эмоции
взаимосвязаны, взаи-
мообусловлены, но не
равнозначны.
Чувства обладают относительной устой-
чивостью и постоянством, а эмоции воз-
никают в ответ на конкретную ситуацию.
Одно и тоже чувство
человек может пережи-
вать по-разному.
Например, чувство ответственности мо-
жет переживаться в виде:
• радости за успех порученного дела,
• беспокойства в случае затруднений,
• стыда в случае его провала и т.д.
Чувства и эмоции от-
носительно независи-
мы от воли человека.
Возникновение и исчезновение эмоций и
чувств не зависит от желания и воли че-
ловека.
Особенностью эмоций
и чувств является их
«иррадиация».
Иррадиация эмоций и чувств проявляется
в их распространении на все, что связано
с объектом наших чувств.
Для эмоций и чувств
характерна
амбивалент-
ность(двойственность)
переживаний.
Амбивалентность состоит в том, что
один и тот же объект в одно и тоже время
вызывает противоречивые переживания,
обычно это связано с тем, что отдельные
особенности сложного объекта по-
разному влияют на потребности и ценно-
сти человека.
Очень часто высшие
чувства вступают в
конфликт с теми чувст-
вами, которые счита-
ются более низкими.
Например, чувство чести и чувство долга
– с чувством страха.
Рис. 5.2 Характеристики эмоций.
Следует иметь в виду, что то или иное отношение к окружающему миру не
обязательно будет принимать форму эмоции. Оно может быть выражено и в аб-
страктных положениях мышления, в мировоззрении, в принципах и правилах
поведения, которые человек теоретически принимает и которым он практиче-
ски следует, эмоционально их не переживая. В эмоциях же отношение к окру-
Основные характеристики эмоций
Положительные
Отрицательные
Удивление
Радость
Гнев
Отвращение
Разочарование и др.
Длительность
Интенсивность и др.
Мимика
Речь
Пантомимика
Стенические
Астенические
Знак
Модальность
Качественные
характеристики
Динамика
протекания
Динамика внешнего
выражения (эмоцио-
нальной экспрессии)
Влияние на пове-
дение и деятель-
ность
жающему, так же, как и выражение состояния, дано в непосредственной форме
переживания.