Восприятие
Однако человеку недостаточно отражать только отдельные свойства внеш-
него мира, ему необходимо отражать мир предметно, то есть, как совокупность
свойств. Это становиться возможным благодаря процессу восприятия.
Восприятие –это отражение в сознании человека предметов или явлений
при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятия и ощуще-
ния у человека тесно и неразрывно связаны. Восприятие как бы интегрирует
ощущения и создают на их основе целостные образы предметов и явлений. Вос-
приятия обладают рядом определённых свойств, а именно:
предметностью,выражающейся в соотнесении образов внешнего мира с
его реалиями;
целостностью,заключающейся в том, что образы восприятия всегда цело-
стны;
константностью, состоящей в создании относительно постоянных образов
предметов при существенном изменении условий восприятия;
структурностью,заключающейся в способности отражать характеристику
целого – структуру;
избирательностью, состоящей в способности перестраивать субъектив-
ный образ внешнего мира в зависимости от цели восприятия;
осмысленностью, заключающейся в том, что все образы восприятия у че-
ловека являются осмысленными.
Восприятие зависит не только от объекта-раздражителя, но и от субъекта.
Воспринимает не изолированный глаз или ухо, а человек, поэтому в воспри-
ятии всегда проявляются особенности его личности.
Зависимость восприятия от особенностей личности называется апперцеп-
цией. Люди могут находиться в одной и той же ситуации, но воспринимать ее
будут каждый по-своему. На процесс восприятия оказывают влияние следую-
щие 3 группы факторов:
• особенности субъекта восприятия,
• особенности объекта восприятия,
• особенности контекста.
Когда человек (субъект) пытается интерпретировать то, что он видит, на
это в значительной степени влияют особенности его личности. Личностные ха-
рактеристики субъекта восприятия создают так называемую критериальную ос-
нову, которая оказывает существенное воздействие на восприятие. Такую осно-
ву составляют расположения, мотивы, интересы, прошлый опыт и ожидания
субъекта.
Расположения– это устойчивая система отношений личности к окру-
жающему миру, которая определяется основными компонентами структуры
личности: темпераментом и характером, способностями, направленностью лич-
ности. Расположения обычно проявляются в предпочтениях, которые отдает
личность тем или иным условиям и обстоятельствам.
Например, студент А. предпочитает малочисленные аудитории для заня-
тий, так как он любит задавать множество u1074 вопросов преподавателю. Студент Б.
наоборот, предпочитает большие аудитории, он редко задает вопросы и пред-
почитает анонимность, которая возможна только при большом количестве лю-
дей. Когда оба в начале семестра узнают, что будут заниматься в большом по-
токе, их восприятие будет различным. Студент А – расстроен, а студент Б – рад.
Они по-разному интерпретируют одну и ту же ситуацию, так как у них различ-
ные представления относительно больших аудиторий.
Мотивы. Неудовлетворенные потребности или мотивы стимулируют лич-
ность и могут существенно сказаться на результатах восприятия. Например, ко-
гда в эксперименте с голоданием люди-участники находились без пищи от 2 до
16 часов, то результаты восприятия ими стертых картинок были существенно
разными – продолжительность голодания повлияла на интерпретацию изобра-
жения. Чем дольше люди находились в состоянии голодания, тем чаще они
воспринимали картинки за изображения пищи.
Интересы. Личные интересы как бы сужают фокус восприятия. Например,
пластический хирург с большей вероятностью обратит внимание на нос несо-
вершенной формы, чем слесарь–сантехник.
Прошлый опыт и знания.Предшествующий опыт как бы сужает фокус
восприятия. Очень часто прошлый опыт как бы аннулирует интерес к объекту.
То, что нам знакомо, менее интересно и привлекательно, чем что-то новое.
Именно поэтому, когда в постоянной компании появляется новичок, он всегда
привлекает к себе внимание. При этом внимание к нему обусловлено не его ис-
ключительными достоинствами, а часто только тем, что он здесь новое, свежее
лицо.
В то же время прошлый опыт и знания могут существенно обогатить и
расширить результаты восприятия. Чем больше человек знает об объекте, тем
больше сторон, особенностей, нюансов он в нем способен увидеть.
Например, если показать один и тот же объект – лист с фрагментом про-
граммы для компьютера разным людям, то они по-разному дадут интерпрета-
цию увиденному. Тот, кто не знает английского языка и языка программирова-
ния – затруднится с ответом, тот, кто знает английский, но не знает языка про-
граммирования - скажет, что узнает знакомые английские слова, знающий язык
программирования даст ответ, что это фрагмент программы на языке “ПАС-
КАЛЬ”, а опытный программист скажет, что это программа на языке “ПАС-
КАЛЬ”, написанная начинающим программистом, так как порядок команд не-
удачен.
Ожидания. Зачастую люди видят то, что им хочется увидеть или услы-
шать.
На восприятие существенно влияют также эмоции и чувства, испытывае-
мые субъектом. Положительные эмоции и чувства приводят к тому, что вос-
принимающий видит только достоинства и не замечает недостатков (эффект
“розовых очков”), а отрицательные – приводят к обратному результату (эффект
“черной призмы”).
Восприятие зависит также от стоящей перед человеком задачи или цели
его деятельности. Например, когда мы просто слушаем музыку оркестра, мы
воспринимаем музыку и мелодию в целом, не выделяя в ней звучание отдель-
ных инструментов. Если же мы ставим перед собой задачи проследить партию
того или иного инструмента, то восприятие звучания этого же оркестра станет
существенно иным. Звук отслеживаемого инструмента как бы выделится, а все
остальные звуки станут чем-то вроде фона.
Существенным фактором, влияющим на процесс восприятия, является ус-
тановка субъектов. Примером искажения восприятия под влиянием установки
является сюжет комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”.
Еще одной особенностью восприятия является то, что человек всегда
дополняет воспринимаемую информацию чем-то своим, приносит в нее что-то
субъективное.
Например, если задать вопрос компьютеру “Какой номер телефона был у
Пушкина?”, то компьютер потребует уточнения вопроса. Если же этот же во-
прос адресовать аудитории, то в большинстве случаев мы получим ответ “У
Пушкина не было телефона”. Такой ответ обусловлен тем, что человек допол-
нил вопрос, привнес в него свое собственное суждение типа: поскольку в во-
просе не называют, какого Пушкина имеют в виду, значит, речь идет обо всем
известном Пушкине Александре Сергеевиче.
Восприятие зависит также от особенностей объекта. Например, внешние
особенности человека влияют на его восприятие. Люди с громким голосом или
высокого роста заметнее, чем люди с тихим голосом или среднего роста. То же
самое относится и к внешне привлекательным или внешне отталкивающим
людям. Именно поэтому внешний вид панков, (представителей одного из моло-
дежных движений) их прически, одежда и макияж есть не что иное, как средст-
во привлечения к себе внимания, есть способ воздействия на восприятие.
Движение, звуки, размер объекта и другие атрибуты также способствуют
лучшему восприятию. Именно поэтому все женщины стремятся одеваться и
выглядеть индивидуально и неповторимо. Они интуитивно понимают, что лю-
бой атрибут внешности, отличающий их от других, способствует привлечению
внимания и лучшему восприятию.
Восприятие зависит также от контекста, то есть тех условий, в которых
происходит процесс восприятия. Объекты чаще всего находятся не в изоляции,
поэтому их восприятие всегда сопряжено с воздействием фона, это приводит к
тому, что мы группируем схожие и близкие вещи.
Именно поэтому справедливо отмечено, что в театре на сцене король не
может играть сам себя, короля всегда играет свита.
Объекты, которые находятся либо в пространственной, либо во временной
близости друг к другу, имеют тенденцию быть воспринятыми вместе, а не раз-
дельно.
Например, в отделе одновременно увольняются несколько сотрудников.
Оценивая ситуацию, мы склонны искать общую причину, хотя события могут
быть никак не связаны.
Влияние контекста на результаты восприятия хорошо иллюстрирует сле-
дующая ситуация.
Мы можем не обратить внимание на юную прелестницу в облегающем ве-
чернем платье с ярким макияжем в ночном клубе в субботу, но она обязательно
привлечет всеобщее внимание, если появится в таком виде в понедельник в ву-
зовской аудитории.
Все сказанное о факторах, влияющих на процесс восприятия, говорит о
том, что восприятие – активный процесс, которым можно управлять.
Закономерности восприятия проявляют себя во всех ситуациях, в том чис-
ле при восприятии людьми друг друга. Например, первое впечатление о другом
человеке формируется следующим образом. Существует несколько типовых
схем, по которым строится образ другого человека. Они в той или иной степени
используются всеми людьми. Построение образа партнёра по этим схемам ино-
гда приводит к так называемым эффектам первого впечатления или системати-
ческим ошибкам социального восприятия. Знания этих схем позволяет понять,
как формируется первое впечатление о человеке.
Наиболее часто применяется схема восприятия, которая срабатывает в
случае неравенства партнёров в той или иной сфере. Ошибки неравенства про-
являются в том, что люди склонны систематически переоценивать различные
психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то па-
раметру, существенному для них.
В данном случае схема восприятия такова. При встрече с человеком, пре-
восходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его
несколько более положительно, чем это было бы, если бы он был нам равен, ес-
ли же мы имеем дело с человеком, которого мы в чём-то превосходим, то мы
его недооцениваем. При этом превосходство фиксируется по какому-то од-